Обобщающий урок по теме: "Природные зоны нашей страны"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Содействовать эффективному усвоению учебного материала;
  2. Формировать умение вести диалог, рассуждать, делать умозаключения.

Задачи:

  1. Обобщить знания учащихся о природных зонах нашей страны;
  2. Создать условия для развития умения работать во времени;
  3. Способствовать развитию любви и бережного отношения к окружающему миру.

ЗУН:

  1. Знать природные зоны России: географическое положение, климат, растительный и животный мир, условия жизни населения, особенности хозяйственной деятельности людей;
  2. Уметь приводить пример взаимосвязи между географическим положением местности, природными особенностями и хозяйственной деятельностью людей;
  3. Уметь показывать на карте данную природную зону;

ОУН:

  1. Понимать услышанное, расширять кругозор;
  2. Способствовать развитию интереса к получению знаний.

Оборудование:

  1. Дмитриев, Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир. 3кл.
  2. Карта “Природные зоны России”;
  3. ЦОР “Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия”: панорама “Мир живой природы”;
  4. ЦОР “Природа, человек, общество”;
  5. Тест;
  6. Фигурка туриста – магнитная;
  7. Шапочки с надписями: географ, ботаник, зоолог, эколог.
  8. Фигурки животных на магнитах: белка, волк, рысь, лиса, медведь, еж
  9. Стики – флажки.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Целевая установка и совместное планирование хода урока.

- На протяжении нескольких уроков мы путешествовали по природным зонам России. А сегодня, мы подведем итог, обобщим все то, о чем узнали на предыдущих занятиях.
- Давайте, спланируем наш урок. Ваши предложения:

- Послушаем сообщения, которые мы приготовили.
- Совершим путешествие по всем природным зонам.
- Проведем самостоятельную работу.

- Замечательно, все это мы включим в урок.

3. Актуализация опорных знаний.

- Свое путешествие мы начнем с самой крайней точки нашей Родины. Это … остров Врангеля. (На карте появляется магнитная фигурка туриста). В какой природной зоне он находится?

- Природная зона Арктика (панорама).

- Что мы о ней знаем? (Ответы детей)

Вывод: Действительно, Арктика захватывает острова Северного Ледовитого океана. Зимой там царит ночь с морозами и пургой. А летом – идет полярный день, на каменных глыбах, как шершавые лепешки, прикрепляются лишайники. Но совсем не пустынны воды Арктики: тюлени, белые медведи, моржи – самые крупные представители этой природной зоны (слайд).

- Оставим крайний север, перемещаемся на юг и попадаем … (в тундру) (панорама).

- Послушайте исповедь зверька, обитающего в тундре: “Если для всех животных тундры зима является мачехой, то для меня, маленького грызуна – зима – мать родная. Ведь под снегом огромные запасы: ягоды, грибы, лишайники – и все это прекрасно сохраняется. Поэтому неудивительно, что у меня под снегом даже рождается потомство” (слайд).

- Это лемминг.

- А вот еще одно животное делится с вами своими секретами: “Густой мех. Морда до самых ноздрей опушена, это позволяет мне доставать ягель – лишайник – из-под снега при больших морозах. Раздвоенные копыта и два боковых копытца создают надежную опору при беге по болотам и рыхлому снегу. Ноги не скользят, так как зимой между копытами отрастают длинные волосы” (слайд).

- Речь идет об олене.
- Каково обитателям этой зоны? (Они приспособились к суровым природным условиям: густая шерсть, слой подкожного жира, помогают пережить морозы).
- А растениям? (Растения низкорослые, зимой их укрывает снег).
- Легко ли живется людям в этой природной зоне? (Ответы детей).
- Скажем жителям тундры: “До свидания!” и отправимся дальше в путешествие.
- Отгадайте загадку:

Есть у меня зеленый друг,
Хороший друг, веселый.
Он к нам протянет сотни рук
И тысячи ладошек.

(Лес)

- Речь пойдет о лесной полосе (панорама).
- Посмотрите, к нам навстречу спешат: (дети с надписями: географ, ботаник, зоолог, эколог).

- Географ: Зона, в которой мы находимся, расположена севернее зоны степи. Лето теплое, зима короче, чем в тундре, и мягче. В течение года выпадает большое количество осадков.

- Ботаник: Вот могучий красавец дуб, белоствольная береза, осина с дрожащими листьями, раскидистая липа, сосна и ель растут вперемешку. Их ветви часто образуют густой навес, а внизу – подлесок из орешины и других кустов.

- Зоолог: В этой зоне обитают бурый медведь, куница, рысь, лось, филин, кукушка, иволга, дрозд, сорока, ворона, дятел.

- Эколог: Население этой зоны занимается заготовкой древесины, пушнины. Здесь очень много пастбищ. А еще эту зону называют легкими нашей планеты.

4. Викторина о лесе (животный мир – загадки), (слайд):

Горбоносый, длиннорогий
Великан ветвисторогий
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге.

(Лось)

Меньше тигра, но немножко
Больше крупной рыжей кошки.
На суку она обычно,
Притаившись, ждет добычу.
Не робей, но берегись
В том лесу, где бродит …

(Рысь)

Ишь ты, … поди ж ты…
До чего хвост пышный!
До чего зверь хищный!
Рыжий, хитрый, класный,
Что за зверь опасный?

(Лисица)

Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мед,
Ну-ка, кто же назовет?

(Медведь)

Возьмем корень из слова КОСОЙ,
Прибавим детское имя, от взрослого УЛЬЯНА.
И получим название грациозного животного.

(Косуля)

5. Доклад о животном леса из Красной книги Челябинской области (слайд):

- Косуля похожа на оленя, но значительно меньше, по мнению ученых, является представителем особого рода. Одной из самых известных косуль является европейская косуля. Длина ее 130 сантиметров, высота 75. Летом окрас темно – коричневый, а зимой приобретает буро-серый оттенок. Косули распространены по всей Европе и большей части Азии. Они любят лиственные леса на болотистой почве. Движения ее плавны и грациозны. Она может без видимых усилий перепрыгнуть через высокие изгороди и кусты, запросто переплывает бурные реки и взбирается на горные кручи. Если поймать животное в детском возрасте очень легко и быстро станет ручным. Занесена в Красную книгу Российской Федерации.

- Мы с вами познакомились только с одним представителем Красной книги, но таких много. К сожалению, человек истребляет животных. Вмешательство человека в природу на протяжении столетий, приводит к тому, что численность некоторых видов животных находится на грани исчезновения. В “Красную книгу Российской Федерации” занесено 48 видов животных и 28 видов растений Челябинской области. На следующем уроке мы подробно поговорим о животном и растительном мире Челябинской области.

- Сейчас, листая Красную книгу я встретила фотографию одного из вымирающих животных, нуждающегося в защите … (слайд) сайгак.

6. Опережающее индивидуальное творческое задание.

- Его еще называют сайга, или степная антилопа. В результате варварского отстрела их осталось очень мало и сейчас они обитают главным образом в Средней Азии. Сайгаки – коренастые, сильные животные, покрытые длинной мягкой шерстью серовато-желтого цвета. У них очень смешной нос, похожий на обрубленный у основания хобот слона. Рога прямые, есть только у самцов. Длина взрослого сайгака достигает 130 сантиметров, высота около 90 сантиметров. Живут небольшими семьями, к осени объединяются в большие стада. Зиму они кочуют в поисках новых пастбищ, а весной возвращаются обратно. Питаются они солончаковыми растениями.

- Куда привел нас сайгак? (В природную зону степь) (панорама).

- Богат и своеобразен животный мир этой природной зоны. Среди стеблей и корней трав живут кузнечики и муравьи. Животные приспособились к жизни в открытой местности. Сайгаки способны к быстрому бегу. Многие имеют окраску под цвет сухой травы. Суслики, сурки живут в норах. Птицы устраивают гнезда на земле.

7. Узнайте природную зону по описанию:

- Растительность бедная. Растения не образуют сплошного покрова. Они растут пучками, редкими кустиками, между которыми видна растрескавшаяся глина или сухой песок. У отдельных растений вместо листьев колючки (панорама), (Это природная зона пустыня).

8. Исследовательский вопрос, мини – дискуссия.

- Почему пустыню назвали пустыней? А так ли это, на самом деле? (Ответы детей)

9. Тест.

- Наше путешествие подошло к концу. Вместе с туристом мы прибыли на контрольный пункт, где каждому предстоит пройти небольшое испытание. У нас оно с вами необычное:
- Турист Миша приготовил каждому из вас задание – тест. Тот, кто во время путешествия был внимательным, тот без труда справится с заданием.

Тест:

Расположи зоны в порядке их расположения с севера на юг.

Лесная;
Тундра;
Арктика;
Пустыня;
Степь.

Соотнеси животных с природной зоной.

Лесная Сайгак
Тундра Тюлень
Арктика Бурый медведь
Пустыня Верблюд
Степь Белая куропатка

Продолжи цепочку.

- Карликовая береза, полярные маки, _________________, ___________________.
- Гусиный лук, ковыль, _________________, ___________________.

- Проверка теста в режиме слайдов и взаимопроверка.
- Встаньте те, кто не допустил в тесте ни одной ошибки – “отлично”, допустил 1-2 ошибки – “хорошо”, допустил 3-4 ошибки – “удовлетворительно”.

10. Оценивание работы учащихся.

- Мы сегодня много и плодотворно поработали и каждый, я думаю, достоин оценки.
- Кто считает, что поработал на “отлично”, на “хорошо”. Я согласна / не согласна с вашей самооценкой (обоснование учителя).

11. Домашнее задание.

- Приготовиться к обсуждению темы: Растительный и животный мир Челябинской области. Красная книга Челябинской области.

12. Итог урока.

- Вам понравилось путешествие?
- На память каждый получает туриста Мишу.
- На партах у вас заготовлены “флажки” – прикрепите свой флажок в ту природную зону на карту, куда бы вы хотели совершить настоящее путешествие.
- Спасибо за сотрудничество и работу на уроке.