Урок литературного чтения по теме: "Дудочка и кувшинчик"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Развивающий аспект – развитие речи, обогащение активного словаря учащихся, развитие интереса к предмету;
  • Воспитывающий аспект – урок нацелен на воспитание любви к труду и требовательности к себе, а также на формирование представлений о таких качествах как трудолюбие и лень;
  • Познавательный аспект – формирование общеучебного умения осознанного правильного выразительного чтения;
  • Формирование представления об особенностях жанра сказки на материале литературно – авторской сказки;
  • Формировать умение предполагать тему и содержание произведения по названию и иллюстрации к сказке.

Ход урока

1. Организационный момент.

К нам пришли сегодня гости.
Мы им, конечно, очень рады!
Повернитесь к ним и улыбнитесь!
Поделитесь своей радостью.
Они вам тоже улыбнутся.

От наших улыбок в классе стало так тепло и уютно.

Сегодняшний урок начнёт ученица. (чтение девочкой стихотворения Берестова “Сказки”)

Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
На любые испытанья,
Согласны добрые сердца.
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.

2. Актуализация знаний учащихся.

Слово учителя с элементами беседы:

- Ребята, вы любите сказки? (да)
- Вы знаете уже много сказок. Назовите свои любимые сказки и их героев. (появляется на доске слово “сказка”)
- Чем отличается сказки от других произведений? (в сказке могут говорить животные и растения, с героями происходят необычные приключения)
- Кто пишет сказки? (сказки пишут авторы, составляет народ)
- Как называются сказки, которые сочинил народ? (появляется на доске слово “народные”)
- Как называются сказки, которые написали писатели? (появляются на доске слова “авторские”, “литературные”)
- Каких писателей сказочников вы можете назвать? (Пушкин, Андерсен, Чуковский, Перро и др.)
- О чём мечтал народ в сказках? (о свободе и счастливой жизни)
- Что побеждает в сказках чаще всего? (добро)
- На какие группы делятся народные сказки? (появляются слова на доске “волшебные”, “бытовые”, и “о животных”)
- О чём говорится в бытовых сказках? (говорится о бедных и богатых, в них высмеивается лень, жадность богатых и прославляется ум, смелость, хитрость простых людей)
- Чем отличается волшебная сказка от других сказок? (в них рассказывалось о подвигах и приключениях героев, в этих сказках разговаривают животные и растения, имеется какой – то волшебный предмет)
-А какие сказки о животных, вы знаете? (“Лиса и тетерев”, “Лиса и заяц”, “Машенька и медведь”, “Лиса и журавль”)

3. Сообщение темы урока и постановка целей урока:

- Сегодня на уроке мы познакомимся с необычной сказкой замечательного писателя Валентина Петровича Катаева. Родился он в 1897 году, на протяжении всей своей жизни не раз обращался в творчеству для детей. Сказки его пронизаны множеством интонаций, то поэтически – светлых, то юмористически – задорных, то иронически – грустных. Действие в них свободно переносится из реального плана в мир фантазии.

4. Первичное восприятие текста:

- Откройте учебник на стр. 24
- Прочитайте название сказки? (“Дудочка и кувшинчик”)
- Как вы думаете, о чём эта сказка?
- К какой группе сказок, мы её отнесем? (авторская и волшебная или …)

А) Работа над первым эпизодом сказки:

(Чтение первой части учеником, вторую половину отрывка читает другой ученик).

- Понравилась ли эта часть сказки, которую вы прослушали?
- О чём вы из неё узнали? (Как собирали землянику герои сказки)
- Какой совет папа дал Жене?
- Найдите в тексте. (Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью замечаю, а четвёртая мерещится)

Б) Словарная работа:

- Прежде чем мы будем дальше читать сказку, обратимся к доске.

Запись на доске: (с ударением)

Присела на корточки Казаться, представляться в воображении
Видимо-невидимо Очень большое количество
Глаза разбежались Мерещится

- Прочитайте слова грамотно и выразительно.
- Какие слова непонятны?
- Найдите в первом столбике слово близкое по значению к выражению представляться в воображении и казаться (мерещится)
- Найдите во втором столбике выражение близкое по значению выражению видимо – невидимо.
- Присесть на корточки – как по – другому сказать (присесть сильно согнув колени)
- Почему у Жени опять кувшинчик, оказался пустым? (устала искать полянку и села отдыхать, сидит от нечего делать ягодки из кувшинчика берёт)
- Почему же Женя не могла собрать ягоды? (Она была ленивой)
- Поможет ли ей дудочка собрать ягоды? (нет и да)
- Если да, то как она будет собирать? (взять лопух и в него собирать)
- Продолжаем читать сказку. Чтение по ролям: старичок- лесовичок, девочка Женя, автор.
- Почему именно Женя встретилась со старичком – лесовичком? (она высказала своё желание: “Хоть бы мне кто – нибудь помог?”)
- Как вы думаете, как Женя поведёт себя дальше? (может быть правильно – начнёт собирать ягоды – предположения детей)
- Как же было на самом деле, давайте прочитаем.
- А сейчас вернёмся к началу с работой с текстом. Верны ли были наши предположения о том, что эта сказка волшебная? (да)
- Почему? (старик – боровик разговаривает, волшебный предмет – дудочка)
- А кто думает по – другому? (реальный лес, семья, сбор ягод, даже маленький братик собирает ягоды)
- Здесь встречаются элементы бытовой сказки.

И поэтому эта сказка особенная: она и волшебная и бытовая.

- Почему старичок поступил так? Почему он не дал и то и другое, дудочку и кувшинчик?
- Какая была Женя? (ленивая)
- Но она ведь собрала кувшинчик ягод? (Да)
- Почему она никому не рассказа о дудочке? (Ей возможно было стыдно)
- Сказки учат доброте и делают человека лучше, зачем В.П Катаев написал тогда такую сказку о ленивой девочке?
- Чему эта сказка может научить?

5. Итог урока:

- С какой сказкой познакомились на уроке? (“Дудочка и кувшинчик” В.П.Катаева).
- Какая эта сказка? (волшебная).
- Домашнее задание: стр.24 – 31, читать текст по ролям.
- Творческая работа детей. Если останется время – творческая работа, нарисовать к понравившемуся отрывку рисунок.