Цели урока:
- Развивающий аспект – развитие речи, обогащение активного словаря учащихся, развитие интереса к предмету;
- Воспитывающий аспект – урок нацелен на воспитание любви к труду и требовательности к себе, а также на формирование представлений о таких качествах как трудолюбие и лень;
- Познавательный аспект – формирование общеучебного умения осознанного правильного выразительного чтения;
- Формирование представления об особенностях жанра сказки на материале литературно – авторской сказки;
- Формировать умение предполагать тему и содержание произведения по названию и иллюстрации к сказке.
Ход урока
1. Организационный момент.
К нам пришли сегодня гости.
Мы им, конечно, очень рады!
Повернитесь к ним и улыбнитесь!
Поделитесь своей радостью.
Они вам тоже улыбнутся.
От наших улыбок в классе стало так тепло и уютно.
Сегодняшний урок начнёт ученица. (чтение девочкой стихотворения Берестова “Сказки”)
Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
На любые испытанья,
Согласны добрые сердца.
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.
2. Актуализация знаний учащихся.
Слово учителя с элементами беседы:
- Ребята, вы любите сказки? (да)
- Вы знаете уже много сказок. Назовите свои
любимые сказки и их героев. (появляется на доске
слово “сказка”)
- Чем отличается сказки от других произведений? (в
сказке могут говорить животные и растения, с
героями происходят необычные приключения)
- Кто пишет сказки? (сказки пишут авторы,
составляет народ)
- Как называются сказки, которые сочинил народ? (появляется
на доске слово “народные”)
- Как называются сказки, которые написали
писатели? (появляются на доске слова
“авторские”, “литературные”)
- Каких писателей сказочников вы можете назвать? (Пушкин,
Андерсен, Чуковский, Перро и др.)
- О чём мечтал народ в сказках? (о свободе и
счастливой жизни)
- Что побеждает в сказках чаще всего? (добро)
- На какие группы делятся народные сказки? (появляются
слова на доске “волшебные”, “бытовые”, и “о
животных”)
- О чём говорится в бытовых сказках? (говорится о
бедных и богатых, в них высмеивается лень,
жадность богатых и прославляется ум, смелость,
хитрость простых людей)
- Чем отличается волшебная сказка от других
сказок? (в них рассказывалось о подвигах и
приключениях героев, в этих сказках
разговаривают животные и растения, имеется какой
– то волшебный предмет)
-А какие сказки о животных, вы знаете? (“Лиса и
тетерев”, “Лиса и заяц”, “Машенька и медведь”,
“Лиса и журавль”)
3. Сообщение темы урока и постановка целей урока:
- Сегодня на уроке мы познакомимся с необычной сказкой замечательного писателя Валентина Петровича Катаева. Родился он в 1897 году, на протяжении всей своей жизни не раз обращался в творчеству для детей. Сказки его пронизаны множеством интонаций, то поэтически – светлых, то юмористически – задорных, то иронически – грустных. Действие в них свободно переносится из реального плана в мир фантазии.
4. Первичное восприятие текста:
- Откройте учебник на стр. 24
- Прочитайте название сказки? (“Дудочка и
кувшинчик”)
- Как вы думаете, о чём эта сказка?
- К какой группе сказок, мы её отнесем? (авторская
и волшебная или …)
А) Работа над первым эпизодом сказки:
(Чтение первой части учеником, вторую половину отрывка читает другой ученик).
- Понравилась ли эта часть сказки, которую вы
прослушали?
- О чём вы из неё узнали? (Как собирали землянику
герои сказки)
- Какой совет папа дал Жене?
- Найдите в тексте. (Одну ягодку беру, на другую
смотрю, третью замечаю, а четвёртая мерещится)
Б) Словарная работа:
- Прежде чем мы будем дальше читать сказку, обратимся к доске.
Запись на доске: (с ударением)
Присела на корточки | Казаться, представляться в воображении |
Видимо-невидимо | Очень большое количество |
Глаза разбежались | Мерещится |
- Прочитайте слова грамотно и выразительно.
- Какие слова непонятны?
- Найдите в первом столбике слово близкое по
значению к выражению представляться в
воображении и казаться (мерещится)
- Найдите во втором столбике выражение близкое по
значению выражению видимо – невидимо.
- Присесть на корточки – как по – другому сказать
(присесть сильно согнув колени)
- Почему у Жени опять кувшинчик, оказался пустым?
(устала искать полянку и села отдыхать, сидит от
нечего делать ягодки из кувшинчика берёт)
- Почему же Женя не могла собрать ягоды? (Она
была ленивой)
- Поможет ли ей дудочка собрать ягоды? (нет и да)
- Если да, то как она будет собирать? (взять лопух
и в него собирать)
- Продолжаем читать сказку. Чтение по ролям:
старичок- лесовичок, девочка Женя, автор.
- Почему именно Женя встретилась со старичком –
лесовичком? (она высказала своё желание: “Хоть
бы мне кто – нибудь помог?”)
- Как вы думаете, как Женя поведёт себя дальше? (может
быть правильно – начнёт собирать ягоды –
предположения детей)
- Как же было на самом деле, давайте прочитаем.
- А сейчас вернёмся к началу с работой с
текстом. Верны ли были наши предположения о том,
что эта сказка волшебная? (да)
- Почему? (старик – боровик разговаривает,
волшебный предмет – дудочка)
- А кто думает по – другому? (реальный лес, семья,
сбор ягод, даже маленький братик собирает ягоды)
- Здесь встречаются элементы бытовой сказки.
И поэтому эта сказка особенная: она и волшебная и бытовая.
- Почему старичок поступил так? Почему он не дал
и то и другое, дудочку и кувшинчик?
- Какая была Женя? (ленивая)
- Но она ведь собрала кувшинчик ягод? (Да)
- Почему она никому не рассказа о дудочке? (Ей
возможно было стыдно)
- Сказки учат доброте и делают человека лучше,
зачем В.П Катаев написал тогда такую сказку о
ленивой девочке?
- Чему эта сказка может научить?
5. Итог урока:
- С какой сказкой познакомились на уроке?
(“Дудочка и кувшинчик” В.П.Катаева).
- Какая эта сказка? (волшебная).
- Домашнее задание: стр.24 – 31, читать текст по
ролям.
- Творческая работа детей. Если останется время –
творческая работа, нарисовать к понравившемуся
отрывку рисунок.