Интегрированный урок по теме: "Составление тестовых заданий по истории с использованием ИКТ"

Разделы: История и обществознание, Информатика


Творчество – возникшая в результате трудовой деятельности способность человека на основе познания окружающего мира созидать новую реальность. Эта сторона творчества особенно ярко проявляется в ходе обучения и реализации полученных учащимися знаний на практике. Ведь ученик не является копилкой для сброса фактов или ксерокопией позиции учебника. Само понятие “обучение” подразумевает активнейший процесс взаимодействия учащихся с информационным потоком и его переработку. Своеобразными агентами творческого потенциала учеников выступают учителя, одноклассники, новые технологии, способствующие оптимизировать процесс и инициировать появление нового взгляда, подхода, решения. Таким образом, обязательной частью развития творческого потенциала учащегося становится образовательное поле учебного заведения. А одним из важных шагов к творчеству будет осознание и реализация на практике межпредметных связей. Практическим примером данного подхода может служить разработка учащимися 11 класса тестовых заданий по истории с использованием ИКТ.

Тест – метод исследования и испытания способностей человека к выполнению определенной работы с помощью стандартных форм. И в этом “стандарте” чаще всего видят отрицательную сторону теста. Хотя основная проблема находится не в самом тесте, а в формальном подходе к нему: рассмотрение теста как объекта, для решения которого необходимо механическое заучивание материала. С исследовательской позиции: тесты – один из видов задач, для решения которых совсем не обязательно брать готовую формулу. Творческий подход помогает не просто дать правильный ответ на вопрос теста, но понять его сущность и научиться самому разрабатывать тесты.

Поставленная перед учащимися задача – составить тестовые задания требует для своего решения:

- Изучения структуры теста, знания видов тестовых заданий (например, тест выбора, соотнесения и группировки, определения последовательности)

- Знания исторического материала и умения выбирать из него значимые моменты, умения формулировать вопросы, выйдя за рамки стандартных
(например, сравните вопросы на знание дат:

1) В каком году состоялась Куликовская битва и

2) Сколько лет прошло между первой битвой русских дружин с монголо-татарами и первой победой русских полков над основными силами Золотой Орды)

- Владение компьютерными технологиями, специальными программами, в некоторых случаях элементами дизайна для оформления теста.

Данная разработка выполняется группой, что позволяет развивать творческий интерес учащихся, ориентированных на различные области науки, и производить творческий взаимообмен, не говоря уже о развитии навыков коллективной работы.

Основные этапы работы по составлению тестовых заданий:

1. Организационный момент:

  • Определение методов работы и отсюда, распределение “ролей” в группе;
  • Рассмотрение видов тестов и определение их процентного соотношения в своей работе;
  • Выбор компьютерных технологий, оптимальных для данной группы с учетом изучения программ Microsoft Office PowerPoint и Microsoft Office Excel и консультации у учителя информатики, а также в отдельных случаях учащиеся уже сами умеют разрабатывать программы.

2. Непосредственная работа:

  • Составление вопросов;
  • Создание компьютерной матрицы для теста;
  • Перенос данных для использования на основе компьютерных технологий.

3. Использование тестовых заданий для проверки знаний учащихся, в том числе и других параллелей. Причем для учеников 7-10 классов (обучение в гимназии ведется с седьмого класса) тест уже будет не скучно-обязательным набором текста и ответов к нему, но и результатом творческого подхода к делу их старших товарищей.

Эту часть работы учащиеся выполняют под руководством учителя истории, а решение технологической стороны данного задания – результат работы учителей информатики. И результат их взаимовлияния на работу – её оформление в конечный продукт. (Приложение 1: образцы текстов сокращены из-за ограничения на объем файла)

Работа в среде Power Point.

Первоначально учащиеся изучают возможности программы Power Point. Однако, при всех своих достоинствах Power Point – не самая подходящая среда для создания тестов. Основная проблема заключается в том, что без программирования нельзя осуществить подсчет баллов (количество правильных ответов). А необходимый для этого язык программирования Visual Basic не изучается в школьном курсе (мы не будем выходить за рамки государственного стандарта). Поэтому в нашей гимназии презентации часто используются для проведения викторин. Ведь викторина имеет похожую на тест структуру “вопрос-ответ”, но в несколько ином виде. Такая форма проверки знаний, как викторина, имеет следующие преимущества:

  1. Класс можно разделить на команды. Дух соперничества, азарт соревнования превращают процесс контроля знаний в увлекательную игру.
  2. Несколько учеников можно пригласить в жюри для подсчета баллов, набранных командами. Это дает возможность детям показать свою компетентность, быть справедливыми, беспристрастными. Не каждый ученик выдержит такое испытание.
  3. Вопросы викторины озвучиваются, но текст вопроса можно и увидеть на экране, - это удобно (кто не расслышал, тот прочитал, и наоборот). Экран также позволяет показывать иллюстрации крупным планом.
  4. Ученики могут сами придумать задания викторины или найти нужную информацию в каких-то источниках. (По поводу творческого подхода на этом этапе уже рассказала С.Ю. Байч.)
  5. Презентация – это визуальное средство с возможным звуковым оформлением. Поэтому здесь обязательно присутствует дизайнерское творчество: надо подобрать фон, шрифт, цвет, анимацию и т.п.

В качестве примера хочу продемонстрировать викторину (Приложение 2), которую провели гимназисты в День учителя. Участвовали две команды добровольцев, одна – из преподавателей, другая – из учеников. С одной стороны, это мероприятие имело развлекательный характер, с другой – познавательный, а с третьей способствовало сближению взрослых и детей.

С учетом всего вышесказанного мы имеем возможность в зависимости от целей урока составить в среде Power Point викторину или тестовое задание (Приложение 3).

В качестве основы для работы по созданию презентации-викторины можно использовать следующий алгоритм.

Создаем викторину в программе PowerPoint.

Шаг 1.

Создать новый файл в программе PowerPoint (Рисунок 1). На первом слайде указать тему.

Рисунок 1

Шаг 2.

Следующий слайд будет содержать первый вопрос и варианты ответов. Советуем использовать максимально крупный шрифт, контрастные цвета фона и текста, выравнивание по сетке. Следите за строчками текста: Рисунок 2 – читать и понимать текст легко; Рисунок 3 – строки обрываются, не соответствуя смыслу текста, поэтому суть вопроса понять сложнее.

Рисунок 2

Рисунок 3

Шаг 3.

Добавить автофигуру для перехода на слайд с очередным вопросом. Вызвать контекстное меню этой фигуры (правая кнопка мыши), команда "Настройка действия…", указать переход по щелчку на следующий слайд (Рисунок 4).

Рисунок 4

Шаг 4.

В области "Слайды" вызвать контекстное меню Слайда-2 (правая кнопка мыши), команда "копировать". Затем вставить копию столько раз, сколько вопросов осталось в викторине. Таким образом, все слайды с вопросами будут иметь одинаковый формат.

Шаг 5.

Теперь надо в слайдах-копиях исправить тексты вопросов и ответов.

Шаг 6.

На слайде с последним вопросом удалить ссылку перехода на следующий слайд.

Шаг 7.

Создать новый слайд. Назовем его слайд – "Да". Здесь написать текст, подтверждающий правильный ответ. Сюда же добавить фигуру (аналогично Шагу 3), которая будет ссылкой на последний показанный слайд (Рисунок 5).

Рисунок 5

Шаг 8.

Создать новый слайд. Назовем его слайд – "Нет". Здесь написать текст, отвергающий предложенный ответ, и добавить аналогичную ссылку на последний показанный слайд.

Шаг 9.

Вернемся к слайду с первым вопросом. Для надписи с правильным ответом установить действие перехода на слайд – "Да", указав его порядковый номер (Рисунок 6). Для остальных ответов – переход на слайд – "Нет".

Рисунок 6

Шаг 10.

Аналогично определить действия для всех других ответов на остальные вопросы.

Шаг 11.

Меню "Показ слайдов", команда "Смена слайдов". Убрать переходы "по щелчку" и "автоматически после", применить эту настройку ко всем слайдам (Рисунок 7), кроме первого.

Рисунок 7

Работа в среде Excel.

Те недостатки, которые мы отметили для создания тестов в программе Power Point, преодолеваются в случае знания учащимися программы Exc el. Одновременно мы имеем ярко наглядную возможность продемонстрировать учащимся интеграцию наук: в курсе изучения программы Ex cel на уроках информатики одним из обязательных заданий является составление теста, которому при данном подходе мы задаем практическую направленность. Также использование ИКТ на уроках истории (и не только) существенно облегчает труд учителя при проверке выполнения задания (Приложение 4).

Алгоритм создание в MS EXCEL теста по …

1-й этап.

Напечатать (скопировать) в таблицу на первый лист:

  • Название теста;
  • Место для ввода фамилии, имени и класса;
  • Вопросы;
  • Варианты ответов.

Удобно вопросы нумеровать римскими цифрами, а варианты ответов – арабскими цифрами.

(Запомните! Варианты ответов нельзя задавать русскими буквами).

Обратите внимание, чтобы напечатанный Вами тест при предварительном просмотре (кнопочка  ) должен помещаться по горизонтали в ширину листа. Это нужно, если Вы захотите получить тест в печатном виде на бумаге.

2-й этап.

Вам нужно создать место для ввода ответа. Для этого нужно выполнить следующие действия:

  • Печатаем текст Ответ: (на рисунке ячейка Н7);
  • Перемещаемся в соседнюю ячейку (на рисунке ячейка I7);
  • Выполняем последовательно <Данные> —> <Проверка> —> Закладка <Параметры> —>   выбрать <Список> —> <Источник:> —> Выделить ячейки, в которых варианты ответов —> <Ок>;

После этих действий у ячейки (на рисунке ячейка I7) появится кнопочка для вызова списка вариантов ответа.

  • Отформатировать ячейку для ответов, выделить цветом и сделать рамку (чтобы было понятно куда вводить ответ).

3-й этап.

Теперь нужно создать проверку ответов.

  • На втором листе в ячейках А1, А2, … An (n – количество вопросов) вводим формулы для подсчёта правильных ответов.

  • В ячейку A11 вводится формула для подсчёта общего количества правильных ответов (баллов).
  • Теперь можно выставить оценку. Рассмотрим один из нескольких критериев:

- общее количество вопросов разделим на 5, тем самым получим вес одного балла.
- далее количество правильных ответов разделим на вес одного балла.
- округлим до целого это значение.

  • На втором листе в ячейке B11 напечатаем Оценка:, а в ячейке C11 введём формулу: =ОКРУГЛ(A11/(10/5);0)

4-й этап.

Предстоит скрыть на втором листе информацию от любопытных глаз тестируемого:

  • Выделить ячейки на втором листе, кликнуть левой кнопкой мышки на пересечении имен столбцов и номеров строк;
  • Задать для шрифта белый цвет;
  • Снять выделение (кликнуть мышкой в ячейке без информации);
  • Теперь защитим второй лист.

<Сервис> —> <Защита> —> <Защитить лист> —> Ввести пароль для защиты от несанкционированного просмотра содержимого второго листа.

Если Вам надо посмотреть результаты тестирования нужно 4-й этап выполнить в обратном порядке.

Итого: Данные формы интеграционной работы в области истории и информатики позволяют развивать творческую и инновационную активность учащихся, их умение решать поставленные проблемы и задачи, возникающие по ходу работы, способствуют эффективному сотрудничеству людей (учеников, учителей) и областей наук и развивают компьютерную грамотность.