В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения можно назвать центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для желания и умения учиться.
Под мотивацией учения принято понимать процессы, методы и средства побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
Мотивация есть процесс изменения состояний и отношений личности, который основывается на мотивах, а именно конкретных побуждениях, причинах, заставляющих личность действовать и совершать те или иные поступки. В роли мотивов выступают потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Мотивы можно определить и как отношение школьника к предмету деятельности, направленность на эту деятельность <Приложение 1 Слайд2>.
В педагогике и психологии принята широкая классификация мотивов. Так, по видам деятельности, выделяют социальные (широкие социальные, узкие социальные, мотивы социального сотрудничества) и познавательные мотивы (широкие познавательные, учебно-познавательные мотивы, мотивы самообразования).
Исследователи объединяют данные мотивы в определенные группы по направленности и содержанию:
- Социальные;
- Познавательные;
- Профессионально-ценностные;
- Эстетические;
- Коммуникационные;
- Статусно-позиционные;
- Традиционно-исторические;
- Утилитарно-практические (меркантильные) <Приложение1 Слайд3>.
Мотивы школьников можно разделить на побудительные (лежат в основе целенаправленных действий) и смыслообразующие (переводят общественно значимые ценности на личностный уровень); внешние (исходят от педагогов, родителей, часто приобретают форму принуждений) и внутренние (внутренние побудительные силы школьника); осознанные (умение рассказывать о причинах, побуждающих к тому или иному действию) и неосознанные; реальные (осознаваемые педагогом и обучаемым) и мнимые.
Л.И. Божович отмечает, что "в системе мотивов, побуждающих учебную деятельность младших школьников, социальные мотивы занимают настолько большое место, что способны определить положительное отношение детей к деятельности, даже лишенной для них непосредственного познавательного интереса" [2] <Приложение1 Слайд4>.
Мотивация деятельности в школьном возрасте имеет свои особенности. С.Т. Шацкий выделяет среди них такие, как:
Стремление детей к общению, развитый инстинкт общительности;
Дети - настойчивые исследователи по природе, отсюда их легко возбуждающееся любопытство, бесчисленное количество вопросов, стремление все трогать, ощущать, пробовать;
Постоянное выдвижение своего "Я", эгоцентризм, огромное развитие фантазии и воображения (инстинкт детского творчества);
Инстинкт подражательности [14] <Приложение1 Слайд5>.
Отношение школьника к учебе обычно характеризуется активностью, которая определяет степень "соприкосновения" обучаемого с предметом деятельности педагога.
В структуре активности выделяют компоненты:
- Готовность выполнять учебные действия;
- Стремление к самостоятельной деятельности;
- Сознательность выполнения заданий;
- Систематичность обучения;
- Стремление повысить свой личный уровень и пр.
С познавательной активностью напрямую связана самостоятельность школьника (определение объекта и средств деятельности без помощи педагога и родителей). Адольф Дистерверг подчеркивает роль самостоятельности учащихся в обучении: "Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой, приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека" [13] <Приложение1 Слайд6>.
Одной из задач учителя является активизация учеников, управление их активностью. Иными словами, учитель должен постоянно побуждать школьников к энергичному и целенаправленному учению, используя различные пути активизации. Психологи выделяют стимулы активизации учебной деятельности школьников:
Обращайтесь к самолюбию (следует поощрять стремление учеников к новым достижениям);
Демонстрируйте достижения. В.Шаталов предлагает использовать "систему открытых перспектив", полагая, что обнародованный рейтинг придают чувство уверенности и удовлетворения собой;
Поддерживайте соперничество с осторожностью (важно, чтобы соперничество между учащимися напоминало спортивное соревнование с равным шансом на победу;
Хвалите (похвала должна быть спонтанной, объективной, точно адресованной, искренней);
Критикуйте сопереживая
- подбадривающая критика; критика-упрек; критика-аналогия; критика-надежда; критика-похвала; безличная критика; критика-озабоченность; критика-сопереживание; критика-сожаление; критика-удивление; критика-ирония и пр.
Ищите нестандартные решения;
Дайте учащимся шанс спасти свой престиж;
Создавайте хорошую репутацию своим ученикам [4, 10, 12]. <Приложение1 Слайд7>
В своей педагогической практике учителя начальной школы № 1740 используют разнообразные формы, средства и методы обучения, направленные на формирование активности учащихся и способствующие повышению качества учебно-воспитательного процесса. Накопленный педагогический опыт демонстрирует, что наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых обучаемые отстаивают свое мнение, принимая участие в дискуссиях; рецензируя ответы своих одноклассников; объясняют более слабым ученикам непонятные задания; имеют возможность выбирать задание различного уровня сложности и пр. <Приложение1 Слайд8>.
Одним из сильных мотивов учебной деятельности является интерес. Интерес определяют как положительное оценочное отношение субъекта к его виду деятельности. В своих исследованиях Л.С. Выготский отмечает, что интерес учащихся не должен быть
связан лишь с похвалой, страхом, желанием угодить и пр. Интерес учащихся, по его мнению, зарождается и сохраняется лишь в том случае, если вся школьная система построена ": в непосредственной близости к жизни, учит детей тому, что их интересует, начинает с того что им знакомо и естественно возбуждает интерес" [5] . <Приложение1 Слайд9>.
В арсенале каждого учителя начальных классов нашей школы имеются педагогические технологии: игровые, коммуникативные, исследовательские, здоровьесберегающие, информационные. Наши педагоги уже в начальной школе демонстрируют разные стратегии работы. Для стимуляции учебной деятельности учащихся на уроке важную роль играет рефлексия в конце урока.
Принципиально важно, чтобы на каждом уроке ученик переживал радость открытия, чтобы у него формировалась вера в собственные силы и познавательный интерес. Необходимо помнить о важной роли внеаудиторной форме работы с младшими школьниками (театральные постановки, учебные экскурсии и пр.), а также работе с родителями (тематические родительские собрания, на которых знакомят с психологическими и физиологическими особенностями младших школьников, раскрывают роль родителей в формировании учебной мотивации и пр.) <Приложение1 Слайд10>.
Бесспорно, что интерес обучаемых напрямую связан с уровнем и качеством приобретенных знаний, сформированности способов умственной деятельности. С другой стороны, не менее важным является отношение учащихся к учителю. Василий Ключевский заметил, что "чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь" [13] . <Приложение1 Слайд11>. На наш взгляд, в этом высказывании скрыта формула успеха педагога. Увлеченное преподавание, новизна учебного материала, практическое применение полученных знаний, доверительные отношения между педагогом и учащимися, педагогический такт и мастерство учителя являются основой формирования устойчивого интереса учащихся к учебной деятельности.
Педагогу, особенно в начальной школе, следует избегать однообразия и монотонности в учебном процессе и стремиться поддерживать необходимую напряженность процесса обучения. Общеизвестно, что во время однообразной деятельности снижется интерес и, как следствие, концентрация внимания школьников, тогда как разнообразнее учащиеся рассматривают как что-то приятное и происходит мобилизация сил.
М.Анчаров иронично заметил, что "дети родятся гениями, потом их переучивают во взрослые" [13] <Приложение1 Слайд12>. Поступивший в первый класс ребенок как бы выражает себя в формуле: "Я хочу учиться". С помощью учителей в начальной школе он трансформирует представление о себе таким образом, что в подростковом возрасте проявляет себя в формуле: "Я хочу и могу учиться". Далее, в старшей школе в сотрудничестве с педагогами и сверстниками укрепляется убеждение, с которым он покидает школу: "Я могу учиться и хочу учиться всю жизнь."
Использованная и рекомендуемая литература:
- Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1990.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте - М.: Педагогика, 1968.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологи. - М., 1989.
- Выготский В.С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Педагогическая психология - М., 1991.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 1995.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком так? - М.: ООО АСТ, 2008.
- Закон РФ "Об образовании" от 23.01.1996.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Просвещение, 1982.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1990.
- Педагогика: Учебное пособие / Под ред. Пидкасистого П.И. _ М., 1996.
- Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-практическое пособие. - М.: "Гном-Пресс", Московское городское педагогическое сообщество, 1999.
- Сокровищница вечных истин. Афоризмы / Сост. С.Б. Барсов. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2006.
- Шацкий С.Т. педагогические сочинения. - М., 1962-1964.