Тип урока: Приобретение новых знаний
Цели урока:
Обучающие
- Продолжить закрепление и обобщение знаний учащихся о строении и свойствах неметаллов;
- Сформировать представление об аллотропии серы;
- Подвести учащихся к осознанию практической значимости знаний о сере и её соединениях.
Развивающие:
- Развить знания учащихся о свойствах, получении и применении серы;
- Способствовать развитию образного и логического мышления, активизируя такие приемы мышления как сравнение и обобщение.
Воспитательные:
- Воспитывать желание учиться активно с интересом;
- Прививать сознательную дисциплинированность, чёткость и организованность в работе.
Методы:
- Репродуктивный;
- Частично-поисковый;
- Исследовательский.
Учащиеся должны знать:
- особенности строения атомов неметаллов;
- понятие аллотропии;
- условия получения пластической серы;
- в каких модификациях встречается сера.
Учащиеся должны уметь:
- записывать уравнения взаимодействия серы с простыми веществами;
- разбирать уравнения с точки зрения окислительно - восстановительных процессов.
Организационные формы: индивидуальная работа, демонстрационный эксперимент, рассказ с элементами беседы.
Средства обучения: химическое оборудование, карточки, графопроэктирование. Демонстрационное оборудование и реактивы: руды и минералы: колчедан, цинковая обманка, киноварь, гипс. Сера, пробирки, стакан с водой, спиртовка, спички, щипцы.
План урока:
- Организационный момент.
- Фронтальный опрос.
- Эксперимент (получение пластической серы).
- Окислительные и восстановительные свойства серы.
- Выступление учащихся о нахождении серы в природе, биологическом значении
- серы, применении серы.
- Подведение итогов. Рефлексия.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Сегодня мы продолжим изучать элементы - неметаллы и рассмотрим химический элемент VI группы, главной подгруппы - серу. На прошлых уроках мы изучали галогены.
Фронтальный опрос. Класс делится на три группы (условно). Первая группа (слабые) - тест "Галогены", вторая группа (средние) карточки, третья группа (сильные) отвечают на вопросы устно.
Учитель: Учащиеся I и II ряда выполнят задания письменно, I вариант выполнят тест, а учащиеся II варианта работают по карточкам. А третий ряд мне ответит на вопросы о свойствах галогенов и их соединений.
Тест "Галогены" (для первой группы)
- О каком галогене идет речь (фтор, хлор, бром, йод)?
- В переводе с греческого "зловонный". (бром).
- В переводе с греческого "фиолетовый". (йод)
- В переводе с греческого " разрушающий". (фтор)
- В переводе с греческого " желто-зеленый". (хлор)
- Имеет металлический блеск.( йод)
- Его соединения используют в фотографии. (бром)
- Недостаток этого элемента приводит к кариесу зубов. (фтор)
- При нагревании без взрыва взаимодействует с водородом. (хлор)
- Отвечает за выработку гормонов щитовидной железы. (йод)
- При нагревании взаимодействует даже с золотом. (фтор)
Карточки (для второй группы)
Напишите уравнения реакций соединения, в результате которых образуются:
а) фтороводород,
б) бромоводород,
в) хлороводород,
г) йодоводород.
Определите степень окисления галогенов в этих соединениях.
а) H2 + F2 = 2HF с. о -1
б) H2 + Br2 = 2HBr с. о. -1
в) H2 + CI2 = 2HCI с. о. -1
г) Н2 + I2 = 2HI с. о. -1
2. Каковы качественные реакции на хлорид -, бромид-, и иодид - ионы? С помощью какого реактива можно распознать данные ионы? Запишите уравнения реакций.
Качественной реакции на галогенид - ионы (кроме фтора, является их взаимодействие с ионом серебра (AgNO3)
Вопросы (для третьей группы)
Учитель: Почему плавиковую кислоту хранят в парафинированных стеклянных бутылях или в бутылях из полиэтилена?
Ученик: Плавиковую кислоту используют для травления на стекле рисунков, надписей, а также для придания стеклу матовой поверхности. А так как с состав стекла входит оксид кремния (IV), который разрушается при действии на него фтороводородной кислотой, кислоту в стеклянных бутылях не хранят.
Учитель: С каждым годом завоёвывает всё новые и новые применения фтороорганика. Какой вы знаете фторополимер отличающийся своей инертностью?
Ученик: Исключительно устойчивыми по отношению к агрессивным агентам оказались фторополимеры, в частности тефлон, химическая устойчивость тефлона такова, что на него не действуют даже такие агрессивные среды, как кипящая азотная кислота, царская водка и фтороводородная кислота
Учитель: Хлор, а также его производные находят широкое применение в промышленности. Но есть очень важная область практического испоьзования хлора? Какая?
Ученик: Очень важной областью практического применения хлора является обеззараживание им питьевой воды. Водопроводную воду почти во всех городах мира обрабатывают хлором, для уничтожения болезнетворных микробов.
Учитель: Какова основная область применения йода?
Ученик: Йод широко применяют в медицине в виде иодной настойки и иодидов щелочных металов. Иодная настойка - сильное антисептическое средство, без которого не выполняется ни одна операция.
Учитель: Верно. Значение соединений галогенов огромно. Учащиеся, выполняющие письменные задания, передайте их по рядам.Спасибо. Скажите, пожалуйста каково общее навание элементов, о которых шла речь в тесте, карточках и в ваших устных ответах, и объясните этимологию этого названия?
Учащийся: Общее название элементов главной подгруппы VII группы - галогены, в переводе с греческого обозначает "рождающие соли".
Учитель: А общее название элементов главной подгруппы VI группы - "халькогены" В переводе с греческого обозначает " рождающие руды". И ведь в самом деле основные руды, используемые в металлургической промышленности, представляют собой соединения родоначальников подгруппы - кислорода и серы. Сегодня мы изучим строение и свойства одного из элементов VI группы главной подгруппы.
III. Изучение нового материала.
Учитель: Хрупкое вещество желтого цвета, легко измельчается в порошок, легко плавится. Неметалл. Страницы китайских рукописей впервые известили о приготовлении пороха, в его состав входит этот элемент. Сохранившиеся пирамиды Древнего Египта повествуют нам об использовании этого вещества для изготовления красок и косметических средств еще в 11 тысячелетии до н. э. Это одно из первых простых веществ, о котором знало человечество. Этот неметалл - волшебная палочка, ведь с его помощью натуральный каучук превращается в резину. О каком веществе идет речь?
Учащийся: Это сера. (Демонстрация ромбической серы).
Учитель:Тема нашего урока: "Сера". Являясь неметаллом, какими физическими свойствами будет обладать сера? Заполним соответствующую графу таблицы, которая есть у каждого на парте.
( у каждого учащегося на парте таблица, в которой работают весь урок)
Сера | ||
Физические свойства | Химические свойства | |
окислительные | восстановительные |
Учащийся: Сера это неметалл - твердое вещество желтого цвета, не имеет запаха, легко плавится.
Учитель: Кроме того, сера не растворима в воде, малорастворима в этиловом спирте, хорошо растворяется в сероуглероде, легче воды. (записывают в тетрадях). Сера имеет несколько модификаций, т. е. имеет три аллотропных видоизменениия, это сера ромбическая, сера моноклинная, сера пластическая.(на экране высвечивается схема аллотропии серы)
Вспомните, ребята, что такое аллотропия?
Учащийся: Аллотропия - явление существования химических элементов в виде двух или нескольких простых веществ, различных по строению и свойствам.
Учитель: Наиболее устойчивая -ромбическая сера, молекула которой состоит из 8 атомов, замкнутых в кольцо. .(демонстрация смачивания серы) Попробуем опустить в стакан с водой кусочек серы и немного порошка серы. Кусочек серы пойдет ко дну, а порошок остается на поверхности. Почему это происходит? Одно и тоже вещество проявляет разные свойства?
Учащийся: Наверное, потому, что у серы ромбической и моноклинной разная плотность..
Учитель: Правильно, плотность ромбической серы равна 2,07 г/мл, а моноклинной немного меньше - 1, 96г/мл, поэтому кусочки ромбической серы идут ко дну. Сера не растворима в воде, поэтому серный порошок плохо смачивается водой и поддерживаются на плаву мелкими пузырьками воздуха. Это процесс флотации. Это свойство используется для отделения серы от примесей, в промышленности
В результате плавления серы одна аллотропная модификация переходит в другую, а для этого необходимо нагреть её .Итак ромбическую серу нагреваем до 119 С, при этом: (демонстрация получения пластической серы из ромбической).
Учитель: (В пробирку на ? её объема насыпаем ромбическую серу, закрепляем её в лапке штатива и подогреваю)
Сера плавится и превращается в золотисто -желтую легкоподвижную жидкость, при дальнейшем нагревании сера приобретает красно - бурую окраску и становится настолько вязкой, что не выливается из пробирки, (учитель переворачивает пробирку) далее сера разжижается, окраска остается темно - бурой, при 444,5 С сера кипит. Пары серы оранжевого цвета. Закипевшую серу выливаю тоненькой струйкой в стакан с холодной водой. Затем её вынимаю и растягиваю - образовалась пластическая сера. При медленном охлаждении серы эти превращения протекают в обратном порядке. (показываю на экране.)
Причина аллотропии серы заключается в разном строении кристаллов её модификаций. Обратите внимание на формы кристаллов серы разных модификаций, у ромбической серы кристаллы имеют вид октаэдров со срезанными углами. Поэтому, у разных модификаций разные свойства.
Учитель:Да, мы уже многое знаем о сере. Давайте определим место серы как элемента в периодической системе Д. И. Менделеева и рассмотрим строение атома.
Учащийся: Элемент сера находится в VI группе, главной подгруппе, II периоде, порядковый №16 Aг = 32. На внешнем энергетическом уровне 6 электронов, до завершения не хватает двух электронов, следовательно с. о. -2.
Учитель: По сравнению с атомами кислорода атомы серы имеют больший радиус, меньшее значение электроотрицательности, поэтому проявляют выраженные восстановительные свойства проявляя степени окисления: +2, +4,+6. По отношению к менее электроотрицательным элементам, сера проявляет окислительные свойства и приобретает степень окисления -2. (таблица высвечивается на экране)
Окислительные свойства серы | Восстановительные свойства серы |
1.Сера реагирует почти со всеми
металлами, при обычных условиях; Hg + S =HgS 2Na + S = Na2S 2Al +3S = Al2S3 2. При повышенной температуре реагирует с водородом; H2 + S = H2S |
При повышенной температуре сера
реагирует с фтором и кислородом; S + O2 = SO2 S +3F2 = SF6 |
Какого типа реакции вы видите в таблице на экране?
Учащийся: Соединения.
Учитель: Изменяются ли степени окисления?
Учащийся: Да. Это окислительно - восстановительные реакции, можно составить к каждой реакции электронный баланс. К каждой реакции учащийся на доске записывает электронный баланс, класс в тетрадях.
Учитель: Реакция серы с ртутью лежит в основе удаления и обезвреживания разлитой ртути, например из разбитого термометра. Видимые капли ртути можно собрать на лист бумаги или на медную пластинку. Ту ртуть которая попала в щели, нужно засыпать порошком серы. Такой процесс называется демеркуризацией.
Сера горит синеватым пламенем , образуя оксид серы (IV), Это соединение хорошо известно под названием сернистый газ. (демонстрация опыта, горение серы в кислороде).Следовательно сера проявляет как окислительные, так и всстановительные свойства.
Учитель: Исходя из этимологии названия группы, в каком виде встречается сера в природе.
Ученик: Название группы "халькогены" в переводе "рождающие руды", следовательно, в природе сера встречается в виде руд.
(просмотр фрагмента видеофильма, "Сера в природе".) Ученики записывают названия и формулы некоторых руд. (на первых партах коллекции руд в чашках Петри)
Учитель: В природе сера существует в трёх формах: сера самородная, сера сульфидная, сера сульфатная.
Самородная сера | Сульфидная сера | Сульфатная сера |
Ромбическая сера S8 | Сероводород - H2S | Глауберова соль Na2SO4 * 10H2O |
Цинковая обманка - ZnS | Гипс CaSO4 * 2H2O | |
Киноварь - HgS | ||
Свинцовый блеск - PbS | ||
Пирит, или колчедан, - FeS2 |
Учитель: Внимательно просмотрите строчки, в которых записаны верхние половины формул веществ. Составьте их формулы и назовите их.
H2S
SO2
H2
SO4
HgS
Na2S
Учащийся: Дописывает фломастером формулы и называет их, класс записывает в тетрадях.
Учитель: С какой группой ПС ХЭ мы сегодня познакомились?
Учащийся: С VI группой главной подгруппой, ещё их называют халькогенами.
Учитель: С какими свойствами серы вы ознакомились?
Учащийся: Сера - неметалл, твердое вещество желтого цвета, при нагревании легко плавится и переходит в другую модификацию.
Учитель: Какие аллотропные модификации имеет сера?
Учащийся: Сера ромбическая, моноклинная, пластическая.
Учитель: Почему процесс обеззараживания ртутью называют демеркуризацией?
Учащийся: Потому что в доисторическое время, каждый металл, который был известен люди относили к небесным телам, так вот ртуть относили к планете Меркурий, отсюда название процесса.
Учитель: Итак, сегодня вы познакомились с элементом четвертой группы, главной подгруппы, неметаллом - серой. Сформировали понятие об аллотропии серы, рассмотрели её окислительно - восстановительные свойства
IV. Домашнее задание: Пар. 21 упр. 2. дифференцированное задание по карточкам. Сообщения индивидуально, по темам:
1. Сера жизненно важный химический элемент.
2. Применение серы.
Оценки за урок.