Методическое обеспечение урока:
1. Физическая карта России, красные флажки.
2. Три листа ватмана (1/2 листа № А1)
3. Фломастеры или маркеры.
4. Фрагменты видеофильмов, телепередач: "Атланты в поисках истины", "Очевидное, невероятное" , "Чрезвычайное происшествие", "SOS дикой природы".
5. Таблицы из учебника "Природопользование 10-11 класс", " Химические вещества и группы заболеваний "
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Урок можно провести как ролевую игру, научно-практическую конференцию телемост.
Цели урока:
- Образовательная: обобщить знания теоретические учащихся о экосистемах, экологическом равновесии, видах загрязнений; сформировать понятие о стратегии устойчивого развития социоприродной экосистемы.
- Развивающая: продолжить развитие умений обобщать и делать выводы, формировать правила научного спора, развивать умения принимать решение в нестандартной ситуации и нести за него ответственность (развитие экологической гражданской ответственности).
- Воспитательная: совершенствовать навыки работы в группе, формировать навыки коммуникативного мышления, воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. | Определяет готовность к работе. Называет тему " Экологическая ситуация в России ". Предлагает разделиться на три группы для принятия решений по вопросу. | Формируют рабочие группы. Проверяют готовность оборудования. |
Целеполагание и мотивация. | Дает справку, предлагает учащимся
сформировать цель, поставить общие задачи,
выделить актуальность, значимость, предмет и
объект исследования. Определяет общую проблему. Исследования результаты всех материалов Под проблемы: I. Анализ экологической ситуации. Определения категории опасности, виды загрязнений среды изменений в окружающей среде. II. Выяснение частоты возникновения определенных заболеваний у определенной группы населения и мероприятия по уменьшению заболеваемости. III. Составляет проект мероприятий направленных на нормализацию экоситуации для каждого исследуемого случая (региона ). |
Формируют цель (совместно), пытаются
сформировать актуальность и значимость данной
проблемы. Выделяют предмет и объект исследования
составляют план хода конференции. Группа №1 Экологи-инспекторы (корреспонденты экологических журналов) рассказывают о увиденной ситуации по состоянию окружающей среды. Группа №2 Медики и экологи Фиксируют виды загрязнений. Составляет общий анализ исследования по воздействию антропогенных факторов на здоровье человека. Группа №3 Юристы, управленцы. Изучает возможность самых оперативных эффективных способов изменения экоситуации в каждом случае. |
Актуализация знаний (определение уровня готовности к поисковой работе), сбор информации. | Ведет речь о том, что в сегодняшней
конференции будут использованы материалы
собранные корреспондентами журнала "Эхо
России" в различных точках России. На карте России красными флажками отмечены объекты, о которых шла речь. |
Слушают, фиксируют нужную информацию для выполнения своего задания. |
Осмысление материала (структурирование информации) | Рекомендует структурировать информацию согласно заданию. | Выполняют исследование, структурируют содержание. |
Закрепление материала (обмен информации). | Организует работу между членами одной группы. | Составляют коллективное выступление и выводы по своей части задания. |
Применение знаний в новой ситуации (оформление результатов). | Оказывает педагогическую поддержку,
корректирует выступления. Помогает сделать общий вывод по материалу. |
Каждая группа оформляет свою часть
проекта, выступает с ней. Принимает участие в формировании общего вывода. |
Оценивание результатов исследований (эксперты). | Организует защиту выступлений. | Оценивают работу своих товарищей.
(корреспондентов) Защищают свои проекты. |
Подведение итогов учебного занятия (рефлексия). | Предлагает назвать имена и фамилии учащихся проявивших наибольшую активность в группе. | Высказывают свои мнения по качеству, содержанию и оформлению проектов документов. |
Домашнее задание. | Предлагает изучить экологическую ситуацию в городе Москве. | Распределяют задание по группам, в группе. |
Краткий конспект урока
Учитель в роли ведущего телемост предлагает специалистам выслушать корреспондентов, оценить ситуацию и предложить мероприятия для решения сложившихся проблем.
На протяжении всей истории человечества люди жили в тесном контакте с природой, она и сейчас продолжает оставаться не только кормилицей, но и источником ресурсов для всей промышленности, зоной рекреаций.
Но не все так благополучно в окружающем нас мире антропогенные факторы, которые создает человек изменяют окружающую среду и в погоне за прибылью и комфортом, человек наносит природе ущерб. На сколько серьезно сегодня стоит вопрос о здоровой окружающей среде жизни, рационального природопользования, ресурсосберегающих технологий нам предстоит выяснить сегодня на нашей научной конференции, используя информацию корреспондентов из разных точек России. Они собрали материал о экологической ситуации на местах и выйдут снами на связь в прямом эфире.
Ученики - корреспонденты журнала "Эхо России" рассказывают материал демонстрирующий экологическую ситуацию (объекты о котором идет речь):
1. город Норильск
2. город Мурманск ,Белое море
3. город Уфа
4. Кольский полуостров
5. Ладожское озеро
6. озеро Байкал
7. Южный Урал
8. река Волга
9. остров Новая Земля
10. Поволжья(почва)
11. Каспийское море
12. Черное море
На физической карте России красным флажком отмечается объекты о которых идет речь.
Ведущий телемоста благодарит корреспондентов за сбор информации и предлагает специалистам приступить ко второй части конференции обсуждению сложившейся ситуации.
На листах ватмана каждая группа выполняет задание.
- 1 группа экологи выделяют ситуации а) критические, б) кризисные, в) катастрофические. Каждый из приведенных случаев распределяется в одну из групп.Оценивается опасность ситуации.
- 2 группа медики на листе ватмана отражают (строят графики, таблицы) определенных заболеваний в каждом из названных объектах.
- 3 группа специалисты разного профиля составляют проект мероприятий по изменению ситуации для каждого случая конкретно.
Звучит стихотворение. Затем происходит выступление представителей от каждой группы.
"Кромсаем лед,
Меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот:.
Но мы еще придем просить прощенья
У этих рек ,барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька...
Пока об этом думать не охота.
Сейчас нам не до этого. Пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды:
Все меньше окружающей природы.
Все больше окружающей среды!
Р.Рождественский
Учитель в роли ведущего конференции: Нам с вами тоже стоит задуматься. Какие выводы мы сделаем для себя.
1. Резко обозначился конфликт основных частей социоприродной экосистемы - общества и природы.
2. Избыточное материальное потребление сопровождается потреблением снижением уровня разнообразия и загрязнения окружающей среды.
3. Для обеспечения устойчивого развития экосистем человечество должно перейти к природосообразному управлению производством.
Естественные экосистемы испытывают значительные нарушения от воздействия хозяйственной деятельности человека. Загрязнители - неизбежные побочные продукты жизнедеятельности человека как биологического и социального вида.Человек должен пересмотреть свой варварски - потребительский характер отношений к природе, учитывать экологические законы и правила при реализации своих проектов, помнить правило: "все связано со всем''. Создание новых технологий, соответствующая юридическая база, экологическая грамотность населения все это вместе поможет человеку выйти из сложившейся экологической ситуации. Рациональное использование природных ресурсов и их охрана необходима в интересах существующего и последующих поколений.
Используемая литература.
- Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. Учебник для 9-11 кл.
- "Экология России" Хрестоматия Н. Ф.
- Реймерс ЭКОЛОГИЯ (теория, законы, правила, принципы и гипотезы).
- Учебник "Природопользование" для 10-11 классов. "Просвещение " 1995 год.
- Журнал "Эхо планеты".