Цель: обучение составлению рассказа по обозначенному концу.
Задачи:
Дидактические:
- Формировать умение определять и раскрывать тему текста.
- Собирать материал по теме, точно употреблять слова в речи.
- Определять последовательность частей в тексте.
- Использовать в творческом пересказе картинный план.
Коррекционные:
- Работать над расширением словаря учащихся.
- Развивать фонематический анализ, навыки самоконтроля, логическое мышление, воображение, слухоречевую память.
Воспитательная:
- Заинтересовать учащихся в развитии умения составлять текст по обозначенному концу.
Оборудование:
- аудиозапись "Вьюга";
- отпечатанные на каждого учащегося: карточки с концом рассказа, карточки-слова из полубуковок, карточки-задания "Дорисуй предметы так, чтобы стали одинаковыми";
- "разорванные" предложения;
- "снежный" колобок (из ваты);
- для рефлексии - картинки-снеговики без рта, на доске нарисованы улыбка, перевёрнутая улыбка, чёрточка.
- Презентация "Снеговик" - приложение 1,
- рис. сугробы - приложение 2.
План:
1. Организационный момент. Развитие продолжительности выдоха. Развитие мелкой моторики.
2. Составление предложений из слов, данных в грамматически правильной форме.
3. Составление слова из полубуковок, развитие зрительного восприятия, внимания - задание "Дорисуй предметы".
4. Скатаем "снежный" колобок - развитие слухоречевой памяти.
5. Знакомство с письмом Снеговика. Введение в тему.
6. Зрительная гимнастика - сугробы.
7. Определение последовательности частей рассказа.
8. Физкультминутка.
9. Творческий пересказ текста по обозначенному концу учащимися. Запись лучших рассказов на магнитофон.
10. Итоги занятия - рефлексия "Снеговик".
Ход занятия
1. Организационный момент:
Включается аудиозапись "Вьюга".
- Ребята, как вы думаете, что это может быть? (вьюга, метель)
1а. Развитие продолжительности выдоха:
Повторим, как выла вьюга: вдох носом, выдох ртом, на выдохе произносим у- у- у- у- у- у.
А когда метель, холодно? Поэтому погреем наши ладошки: вдох носом, выдох ртом, на выдохе - ш- ш- ш:
1б. Развитие мелкой моторики:
Согреем каждый пальчик, соединяя его с большим:
"Морозы трескучие,
снега сыпучие,
ветры вьюжные,
метели дружные".
- Дети, а что же такое метель, вьюга? (Сильный ветер со снегом).
2. Составление предложений из слов, данных в грамматически правильной форме. (Работа в парах).
-Посмотрите, что сделала вьюга в этих предложениях. Как исправим? Что нужно помнить о начале предложения, о его конце?
1) Наступила, зима, холодная
2) Земля, снегом, покрылась
3) Ребятишки, зиме, рады
- Прочтите, какие получились предложения, запишите в тетрадь.
- Как вы считаете, какое предложение должно быть первым? (т. е. начало) Вторым? (т. е. середина)Третьим? (т. е. конец)
Эти предложения вам сегодня обязательно пригодятся.
3. Развитие зрительного восприятия, внимания.
- Кто же пришёл вместе с вьюгой? Составьте слово из полубуковок. Возьмите карандаш, допишите.
- Проверьте свою работу. (Слайд 1).
Разделим слово на слоги, какой гласный в первом слоге? Из чего сделан снеговик?
- Снеговик что-то хочет вам рассказать. Чтение по цепочке. (слайд 2).
- Сможете помочь Снеговику?
- Проверьте работу. (Слайд 3).
- А что же нужно делать, чтоб получился Снеговик? Значит, в первую очередь нужно скатать снежный колобок.
4. Работа над словарём прилагательных, развитие слухоречевой памяти.
Передаём снежный колобок, повторяем слова предыдущего и добавляем своё: белый, белый, холодный, белый, холодный, липкий:
Снеговик принёс для вас письмо. Давайте прочтём.
5. Знакомство с письмом Снеговика. Введение в тему.
Самостоятельное чтение. (Слайд 4).
- О чём вы узнали из данного письма?
Что же за рассказ сочинил Снеговик? (слайд 5 - читает логопед):
"Дома Алёша повесил пальто в шкаф. После обеда он вспомнил про свой снежный колобок. Посмотрел в карман, а в мокром кармане лежат два уголька и две палочки".
- Понравился ли вам рассказ? Всё ли понятно? (Есть ли у данного рассказа начало, середина?) Над чем будем работать?
6. Зрительная гимнастика - сугробы. (приложение 2).
Посмотрите, по каким сугробам пришлось идти Снеговику, глазки вправо - влево, вверх -вниз:
7. Определение последовательностей частей рассказа.
- В какое время года происходила эта история? Составьте несколько красивых предложений, используя записанные в тетради и картинный план - демонстрируется слайд 6.
Примерное начало рассказа: "Наступила холодная зима. Земля покрылась снегом:"
- Нравится ли детям это время года? Почему? (слайд 7).
Продолжение рассказа: "Ребятишки рады зиме: можно кататься на лыжах, на санках, играть в снежки. лепить снеговиков:"
- Чем воскресным утром был занят Алёша? (слайд 8).
Прим. продолжение рассказа: "Вот и Алёша воскресным утром решил слепить снеговика: скатал три снежных колобка, поставил их друг на друга, вместо глаз сделал угольки, а вместо носа и рта - палочки".
- Какой получился Снеговик? Было ли жалко Алёше его оставлять? Что же решил мальчик?
Прим. продолжение рассказа: "Алёша пошёл домой, но ему было жалко своих трудов, поэтому верхний снежный колобок он положил в карман".
- Прочтите конец рассказа. (Чтение по цепочке).
- Получился ли рассказ?
8. Физкультминутка:
Носом - вдох, а выдох - ртом,
Дышим глубже, а потом:
Марш на месте, не спеша,
Как погода хороша!
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу!
9. Творческий рассказ текста.
- Теперь расскажите весь текст Снеговика от начала до конца, а я запишу эти тексты на магнитофон. Лучшие рассказы оставим на плёнке и прослушаем, когда захотим.
Прослушивание записи рассказов учащихся, их сравнение.
10. Итоги занятия:
-Чем сегодня занимались? Что понравилось?
Оцените свою работу с помощью портретов Снеговиков: дорисуйте рот (улыбка, перевёрнутая улыбка, чёрточка).