Логопедическое занятие по развитию связной речи с группой учащихся 1-х классов, имеющих ОНР

Разделы: Начальная школа, Логопедия


Цель: обучение составлению рассказа по обозначенному концу.

Задачи:

Дидактические:

  • Формировать умение определять и раскрывать тему текста.
  • Собирать материал по теме, точно употреблять слова в речи.
  • Определять последовательность частей в тексте.
  • Использовать в творческом пересказе картинный план.

Коррекционные:

  • Работать над расширением словаря учащихся.
  • Развивать фонематический анализ, навыки самоконтроля, логическое мышление, воображение, слухоречевую память.

Воспитательная:

  • Заинтересовать учащихся в развитии умения составлять текст по обозначенному концу.

Оборудование:

  • аудиозапись "Вьюга";
  • отпечатанные на каждого учащегося: карточки с концом рассказа, карточки-слова из полубуковок, карточки-задания "Дорисуй предметы так, чтобы стали одинаковыми";
  • "разорванные" предложения;
  • "снежный" колобок (из ваты);
  • для рефлексии - картинки-снеговики без рта, на доске нарисованы улыбка, перевёрнутая улыбка, чёрточка.
  • Презентация "Снеговик" - приложение 1,
  • рис. сугробы - приложение 2.

План:

1. Организационный момент. Развитие продолжительности выдоха. Развитие мелкой моторики.

2. Составление предложений из слов, данных в грамматически правильной форме.

3. Составление слова из полубуковок, развитие зрительного восприятия, внимания - задание "Дорисуй предметы".

4. Скатаем "снежный" колобок - развитие слухоречевой памяти.

5. Знакомство с письмом Снеговика. Введение в тему.

6. Зрительная гимнастика - сугробы.

7. Определение последовательности частей рассказа.

8. Физкультминутка.

9. Творческий пересказ текста по обозначенному концу учащимися. Запись лучших рассказов на магнитофон.

10. Итоги занятия - рефлексия "Снеговик".

Ход занятия

1. Организационный момент:

Включается аудиозапись "Вьюга".

- Ребята, как вы думаете, что это может быть? (вьюга, метель)

1а. Развитие продолжительности выдоха:

Повторим, как выла вьюга: вдох носом, выдох ртом, на выдохе произносим у- у- у- у- у- у.

А когда метель, холодно? Поэтому погреем наши ладошки: вдох носом, выдох ртом, на выдохе - ш- ш- ш:

1б. Развитие мелкой моторики:

Согреем каждый пальчик, соединяя его с большим:

"Морозы трескучие,
снега сыпучие,
ветры вьюжные,
метели дружные".

- Дети, а что же такое метель, вьюга? (Сильный ветер со снегом).

2. Составление предложений из слов, данных в грамматически правильной форме. (Работа в парах).

-Посмотрите, что сделала вьюга в этих предложениях. Как исправим? Что нужно помнить о начале предложения, о его конце?

1) Наступила, зима, холодная

2) Земля, снегом, покрылась

3) Ребятишки, зиме, рады

- Прочтите, какие получились предложения, запишите в тетрадь.

- Как вы считаете, какое предложение должно быть первым? (т. е. начало) Вторым? (т. е. середина)Третьим? (т. е. конец)

Эти предложения вам сегодня обязательно пригодятся.

3. Развитие зрительного восприятия, внимания.

- Кто же пришёл вместе с вьюгой? Составьте слово из полубуковок. Возьмите карандаш, допишите.

- Проверьте свою работу. (Слайд 1).

Разделим слово на слоги, какой гласный в первом слоге? Из чего сделан снеговик?

- Снеговик что-то хочет вам рассказать. Чтение по цепочке. (слайд 2).

- Сможете помочь Снеговику?

- Проверьте работу. (Слайд 3).

- А что же нужно делать, чтоб получился Снеговик? Значит, в первую очередь нужно скатать снежный колобок.

4. Работа над словарём прилагательных, развитие слухоречевой памяти.

Передаём снежный колобок, повторяем слова предыдущего и добавляем своё: белый, белый, холодный, белый, холодный, липкий:

Снеговик принёс для вас письмо. Давайте прочтём.

5. Знакомство с письмом Снеговика. Введение в тему.

Самостоятельное чтение. (Слайд 4).

- О чём вы узнали из данного письма?

Что же за рассказ сочинил Снеговик? (слайд 5 - читает логопед):

"Дома Алёша повесил пальто в шкаф. После обеда он вспомнил про свой снежный колобок. Посмотрел в карман, а в мокром кармане лежат два уголька и две палочки".

- Понравился ли вам рассказ? Всё ли понятно? (Есть ли у данного рассказа начало, середина?) Над чем будем работать?

6. Зрительная гимнастика - сугробы. (приложение 2).

Посмотрите, по каким сугробам пришлось идти Снеговику, глазки вправо - влево, вверх -вниз:

7. Определение последовательностей частей рассказа.

- В какое время года происходила эта история? Составьте несколько красивых предложений, используя записанные в тетради и картинный план - демонстрируется слайд 6.

Примерное начало рассказа: "Наступила холодная зима. Земля покрылась снегом:"

- Нравится ли детям это время года? Почему? (слайд 7).

Продолжение рассказа: "Ребятишки рады зиме: можно кататься на лыжах, на санках, играть в снежки. лепить снеговиков:"

- Чем воскресным утром был занят Алёша? (слайд 8).

Прим. продолжение рассказа: "Вот и Алёша воскресным утром решил слепить снеговика: скатал три снежных колобка, поставил их друг на друга, вместо глаз сделал угольки, а вместо носа и рта - палочки".

- Какой получился Снеговик? Было ли жалко Алёше его оставлять? Что же решил мальчик?

Прим. продолжение рассказа: "Алёша пошёл домой, но ему было жалко своих трудов, поэтому верхний снежный колобок он положил в карман".

- Прочтите конец рассказа. (Чтение по цепочке).

- Получился ли рассказ?

8. Физкультминутка:

Носом - вдох, а выдох - ртом,
Дышим глубже, а потом:
Марш на месте, не спеша,
Как погода хороша!
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу!

9. Творческий рассказ текста.

- Теперь расскажите весь текст Снеговика от начала до конца, а я запишу эти тексты на магнитофон. Лучшие рассказы оставим на плёнке и прослушаем, когда захотим.

Прослушивание записи рассказов учащихся, их сравнение.

10. Итоги занятия:

-Чем сегодня занимались? Что понравилось?

Оцените свою работу с помощью портретов Снеговиков: дорисуйте рот (улыбка, перевёрнутая улыбка, чёрточка).