Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль, зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена:
А.С.Пушкин.
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена. :
Митрополит Филарет
Цель: Способствовать осознанию учащимися необходимости цели жизни человека и её связи с потребностями.
Учащиеся должны знать, что:
- человеку свойственно проектировать свою жизнь, сознавать ее нужной, оправданной;
- каждый отрезок жизни имеет свой смысл, который дает человеку ощущение счастья;
- сознание неизбежности конца жизненного пути заставляет людей особенно ценить время своей жизни и наполнять смыслом каждое мгновение;
- индивид - человек как один из людей;
- индивидуальность - характеристика человека в обществе;
- личность несет в себе определенные ценности, качества;
- стать личностью - это не только обладать важными для общества качествами, но и проявлять эти качества в разнообразной деятельности.
Учащиеся должны понимать, что такое:
- человек;
- личность;
- индивид;
- индивидуальность;
- смысл жизни.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять смысл основных понятий;
- определять признаки, характеризующие человека как индивидуальность и как личность;
- комментировать высказывания.
Опрос. Актуализация знаний (связь с предыдущим уроком).
Охарактеризуйте особенности основных видов познания.
Развернутый ответ на вопросы в задании №4 к 6 на с. 36. Известный древнегреческий философ Фалес не вопрос: "Что трудно?" - отвечал: "Познать самого себя". Определите свое отношение к мнению мудреца древности. Приведите необходимые аргументы.
Что такое человечность?
О чём гласит "золотое правило нравственности"?
Каковы особенности потребностей человека?
План изучение нового материала
I. Учитель. В определенный период своей жизни люди задумываются над вечными вопросами, содержание и смысл которых зависит от возраста человека.
Предлагаю учащимся прочитав, учебник с.37, сформулировать вечные вопросы.
Вопрос о смысле жизни;
Вопрос о смерти и бессмертии человека;
Вопрос возможности существования Бога;
Вопрос о предназначении человека;
II. Учитель. Смертность, конечность человека открывает ему ценность времени жизни и заставляет искать её смысл, выбирать главное в ней. Следовательно, у человека возникают вопросы. Ученикам предлагается сформулировать эти вопросы.
Учитель. Таким образом, предметом нашего разговора является вопрос - "В чём смысл жизни человека?" (вопрос можно записать на доске).
III. Учитель. Как вы думаете, в чём смысл жизни? Для чего человек рождается и живет?
IV. Учитель. Предлагаю ученикам поработать в группах по 4 человека. Прочитайте текст, указанный в карточке с заданиями. Выполните задание, работая в группе. Время работы - 7-8 мин.
Группа №1.
Карточка для 1 группы.
1. Прочитайте текст.
"Христианство утверждает, что каждый человек будет жить вечно, и это - либо истина, либо заблуждение. Из этого вытекает, что если мне суждено прожить каких-нибудь семьдесят лет, то о множестве вещей мне вряд ли надо беспокоиться; но о них стоило бы беспокоиться - и очень серьёзно, - если бы мне предстояло жить вечно. Возможно, мой дурной характер становится все хуже или присущая мне зависть постоянно прогрессирует, но это происходит настолько постепенно, что изменения в худшую сторону, накопившиеся во мне за семьдесят лет, практически незаметны. Однако за миллион лет мои недостатки могли бы развиться во что-то ужасное. И если христианство не ошибается, "ад" - абсолютно верный термин, передающий то состояние, в какое приведут меня за миллионы лет зависть и дурной характер. : В самом деле, если человек живет только семьдесят лет, тогда государство, нация, безусловно, представляют большую ценность. Но если право христианство, то индивидуум (отдельная личность) не только важнее, а несравненно важнее, потому что он вечен, и жизнь государства или цивилизации - лишь миг по сравнению с его жизнью ". Янушкявичус Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности. -4 изд. - М.: ПРО-ПРЕСС, 2002. с.97\
"Согласно Библии, человек не должен быть пассивным жителем рая и только наслаждаться в нем блаженством. Человек должен стать деятелем, подобно тому, как Бог является Деятелем, о чем Сам Христос сказал: "Отец Мой доныне делает, и Я делаю". И человек должен научиться действовать по подобию Божию. Он должен научиться возделывать рай, возделывать землю, все более иболее усовершенствовать её и вместе с тем совершенствовать самого себя, воспитывать свою собственную душу для того, чтобы она достигла подлинного и совершенного богоподобия. Поэтому святые отцы говорят, что образ Божий - это то, что заложено в человеке с самого начала, а подобие - то, что дано было в потенциале, чего человек должен был достичь своими силами, своим трудом, своей верностью Божиим Заповедям. Цель сотворения человека в том, чтобы человек, благодаря своей последующей жизни, достиг всецело богоуподобления, чтобы он взошёл от образа к подобию" \Янушкявичус Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности. -4 изд. - М.: ПРО-ПРЕСС, 2002. с.266-267\
2. Выделите основную мысль текста. Сформулируйте её. Для этого ответьте на следующие вопросы:
Как христианство отвечает на вопрос: "Смертен ли человек?"
Кто, по его мнению, важнее человек или государство, нация, человечество?
В чём оно видит смысл жизни человека?
3. Согласны ли вы с позицией авторов? Почему.
Группа №2.
Карточка для 2 группы.
1.Прочитайте текст. Учебник "Введение в обществознание. 8-9 класс".
7, п. "Что будет после меня?", со второго абзаца на с.39 до первого абзаца на с. 40.
2. Выделите основную мысль текста. Сформулируйте её. Для этого ответьте на следующие вопросы:
Как авторы данного текста отвечают на вопрос: "Смертен ли человек?"
Кто, по их мнению, важнее человек или человечество?
В чём они видят смысл жизни человека?
3. Согласны ли вы с позицией авторов? Почему.
V. Учитель. Представителям группы предлагается ответить на поставленные в заданиях вопросы. Ученики озвучивают свою гипотезу, разъясняют её и выражают собственное мнение по отношению к ней. Согласны или не согласны и почему.
VI. Учитель. Подумайте и запишите в таблицу вашего рабочего листа как гипотеза №1 (христианская) и гипотеза №2 (научная) отвечают на вопросы указанные в таблице.
№ п\п |
Вопросы для сравнения. | Гипотеза №1 (христианская). | Гипотеза №2 (научная). |
1. | Какой я, человек? | ||
2. | Кто для меня окружающие? | ||
3. | Зачем я? | ||
4. | Кто я? | ||
5. | Позиция трагическая или оптимистическая? |
После окончания работы над таблицей ученики читают свои ответы. Обсуждают их содержание и вырабатывают оптимальный вариант записи.
VII. Учитель. Предлагаю ученикам самостоятельно прочитать в учебнике определение понятий индивид, индивидуальность, личность (7, с. 41 со второго абзаца) и дополнить запись сравнительной таблицы в п.6. Устно объяснить свой выбор.
VIII. Учитель. Предлагаю 1 группе составить список "ярких" личностей христианского мира. Перечислите их.
IX. Учитель. Предлагаю 2 группе составить список "ярких" личностей светского (нерелигиозного) мира. Перечислите их.
X. Учитель. Универсального ответа на вопрос "В чем смысл жизни?" как вы догадались, нет. (Обращаю внимание учеников на эпиграф урока). Каждый свободен в выборе ответа. Поэтому вопросы и называют "вечными". А какой выбор сделали вы? Запишите его в рабочем листе. Кратко объясните свой выбор.
Домашнее задание.
1. 7, с.42, вопросы и задания.
2. Напишите синквэйн со словами "человек", "индивид", "личность".
Синквэйн - стихотворение, пять строк.
Существительное.
Прилагательное, прилагательное.
Глагол, глагол, глагол.
Фраза из четырех слов.
Существительное (вывод).