Единство природы, науки и мастерства

Разделы: Технология


Чтобы жить, нужны солнце,
Свобода и маленький цветок.
Г.Х. Андерсен.

Цели занятия:

  • Повторить знания о цветах как живом организме;
  • Обобщить знание об окружности, круге;
  • Рассмотреть историю декоративно-прикладного искусства - вышивка лентами;
  • Научить вышивке цветка лентами;
  • Воспитывать эстетическое отношение к природе и труду;
  • Воспитывать аккуратность, усидчивость и внимательность.

Оборудование: фотографии цветов, цветок - роза, шкатулки украшенные вышивкой лентами, принадлежности для рукоделия, заготовки по рукоделию, инструкционные карты на каждом столе, техника безопасности, выставка работ (цветы -выполненные различной техникой - вязание, вышивка крестом, объемная вышивка).

Программно - техническое оснащение: интерактивная доска, презентация на диске, диск с музыкой.

Ход занятия

Уч. М.: Здравствуйте. Тема нашего занятия "Единство природы, науки и мастерства".

(слайд 1) Приложение 1.

Сегодня у нас необычное занятие - интегрированное, в котором принимают участие учителя технологии, математики, биологии.

Уч. Т.: На занятии мы:

  • повторим биологические сведения о цветке;
  • научимся использовать ленты при изготовлении цветка.
  • повторим понятия круг, окружность, радиус окружности.
  • продолжим развитие художественного вкуса. (слайд 2)

Уч. Б.: Каких только цветов не существует в природе! Пожалуй, даже невозможно будет перечислить все существующие цветы на планете. Это замечательно - ведь сама природа позаботилась о том, чтобы у людей была эстетическая гармония. Ничто не может приносить больше удовольствия, чем природная красота.

Цветы, как люди, на добро щедры,
И щедро нежность людям отдавая.
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры. (слайд 3)

Уч. Т.: Рукоделие - нестареющий вид прикладного искусства, с незанятных времён оно считалось изысканном и благородным делом. Рукоделие - это ко всему ещё и полезный навык. В ручной работе - душа, мысль и идея, мастер трудится над каждым элементом. Изделие ручной работы гораздо ценнее массового продукта, овладение приёмами рукоделия может стать профессией, серьёзным подспорьем в семейном бюджете.

Посмотрите на изделия рукоделия, выставленные перед вами. Красоту, которая окружает нас, можно воплотить в изделиях рукоделия: вышить крестом, гладью, можно связать крючком, выполнить роспись на ткани. (Демонстрация изделий, выполненных учителем и учащимися).

С давних времен узкие полоски ткани применялись в повседневной жизни людей. Уже в Древней Греции женщины украшали прически и одежду узкими полосками ткани. В средние века лентами уже декорировали спинки стульев и балдахины, а также подвязывали тяжелые занавеси. В 14 веке начало расширяться бытовое применение шелковых лент. Ими украшали не только одежду, но и обувь. . (слайд 4)

В эпоху Рококо стилем французского двора стало легкомыслие. Король Людовик XV любил вышивать и часто дарил придворным дамам милые безделушки, изготовленные им самим. Платья и костюмы богато украшались лентами. Именно в это время появилась вышивка шелковыми лентами. Сначала знатные дамы стали украшать свои платья мелкими розочками "а ля рококо", множеством разбросанных листьев с жемчужинами и хрусталиками. "Поставщики королевского двора" с помощью простой иглы и лент создавали настоящие шедевры.

Потом этот вид рукоделия перекочевал в Англию, а оттуда разошелся по всему миру. Наибольшую популярность вышивка шелковыми лентами получила в 70-е годы 19 столетия. (слайд 5)

Есть еще один интересный способ создания красивого цветка - с помощью шёлковых лент. (слайд 6)

Уч. Б.: (слайд 7)

- Скажите, пожалуйста, что такое шёлк? (Шёлк - мягкая ткань из нитей, добываемых из кокона тутового шелкопряда. Изначально шёлк происходил из Китая и был важным товаром, который доставлялся в Европу по Шёлковому пути.)

- Определите систематическое положение тутового шелкопряда? (Царство Животные, Тип Членистоногие, Класс Насекомые, Отряд Бабочки)

- Чем ценен шёлк? (Ценен он благодаря своим замечательным свойствам - упругости, несминаемости, особому блеску. К тому же натуральный шелк отлично впитывает влагу и "холодит" в жаркий летний день)

Уч. Т.: Человеку всегда было присуще стремление к красоте. В древней Греции женщины вплетали в волосы полоски ткани, что бы украсить свой образ. Повязки украшенные золотом и драгоценными камнями вплетались в волосы и в древнем Риме. Период бурного распространения роскошных и красивых лент - начало XVIII. После второй мировой войны интерес ко всем видам рукоделия стал снижаться. Но в течении последних двух десятилетий началось возрождение вышивки. Вернулся интерес, и это искусство вновь заблистало всеми своими гранями.

Сегодня на уроке мы с вами научимся работать с лентами. Шить шёлковыми лентами необычайно занимательно, это не требует сложных приспособлений и больших расходов. Мир цветов огромен и разнообразен. Я хочу вам предложить очаровательный цветок - розу, которую научимся создавать с помощью лент.

Уч. Б.: Цветы отличаются большим разнообразием по строению, размерам, окраске, аромату, времени и продолжительности цветения. Чтобы создать розу при помощи шёлковых лент, нужно вспомнить общие особенности строения цветов. Давайте разгадаем кроссворд "Строение цветка", который девочки подготовили к сегодняшнему занятию.

Из какой части пестика развивается плод?

Чашечка состоит из:

Часть побега, несущая на себе цветок.

Главная часть цветка, в которой развиваются мужские половые клетки

Совокупность лепестков, имеющих определенную окраску.

Укороченный неразветвленный побег, приспособленный для размножения и образования плодов и семян

Как называется ось цветка?

(кроссворд слайд 8) Приложение 2.

Уч. Б.: К сегодняшнему занятию девочки подготовили интересные сообщения о розах.

Сообщения учащихся. (слайд 9)

1. Роза - уникальный цветок. В истории человечества нет другого растения, которое бы служило таким универсальным символом красоты, переходящим от культуры к культуре, из страны в страну. Все прочие растения сменяли друг дружку как очередные модные новинки, а роза была и остается "царицей цветов", признанной во всем мире. Розе посвящено множество произведений искусства, в самых разных жанрах и стилях. Она служила символом красоты в поэзии самых разных стран, особенно на арабском Востоке, а нередко определяла названия целых стран и присутствовала на гербах дворянских фамилий. Древнегреческая поэтесса Сафо называла  розу "царицей цветов".  Великий Сократ считал розу самым красивым и самым полезным цветком на свете. Первые упоминания о розе встречаются в древнеиндийской мифологии: богиня красоты Лакшми родилась в бутоне розы, что сделало этот цветок символом божественной тайны. Считается, что родиной садовых роз является Персия, которая в древности называлась Гулистан - "сад роз".

2. Цветки розы издавна используются в кулинарии, медицине, косметологии. Существует великое множество рецептов с использованием лепестков как дикорастущих, так и культурных сортов роз.

Лепестки замачивают, высушивают, варят, заваривают с чаем, используют при приготовлении различных блюд и просто для украшения стола. Из лепестков варят варенье, добавляют в мёд и вино, используют при приготовлении тортов и пирожных.

В современной кулинарии из лепестков розы делают мармелад, различные напитки и ароматические смеси. Пахнущие лепестки роз сушат и засахаривают для украшения десертов.

В свежих и засушенных лепестках содержится большое количество витамина С и высокоактивных веществ, поэтому лепестки не только улучшают вид блюда, но и полезны для здоровья.

Из лепестков получают эфирное розовое масло и розовую воду, используют во многих косметических продуктах.

3. У римлян роза считалась священной. Ежегодно в память умерших здесь совершались торжества, носившие названия розалий. В эти дни могилы умерших и урны, где хранился их прах, убирались гирляндами и венками из роз.

В период падения Рима роза из царственного цветка становится предметом роскоши, на который тратились безумные деньги. Например, тщеславный проконсул Веррес передвигался по Риму не иначе как на носилках, матрац и подушки которых набивались свежими лепестками роз, да и сам проконсул был обвит гирляндами из этих цветов. Еще больше роз требовалось императору Нерону. В его знаменитом обеденном зале, где потолок и стены вращались во время пиршеств, изображая попеременно четыре времени года, вместо града и дождя на гостей сыпались миллиарды свежих розовых лепестков.

У римлян того времени спрос на розы был так велик, что обширнейшие сады в окрестностях Рима были не в состоянии его удовлетворить и приходилось привозить розы целыми кораблями из Александрии и Карфагена. В сады были превращены самые плодородные земли в ущерб хлебным полям.

Обобщение ответов.

Уч. Т.: Теперь мы много знаем о цветке. Видим, какую форму имеет этот цветок, и можем приступить к его изготовлению из ленты. Вспомним правила по технике безопасности. (Учащиеся рассказывают правила). (Слайд 10)

При работе с иголками и булавками:

  1. При работе с иголкой пользоваться наперстком.
  2. Храните иголки и булавки в игольнице.
  3. Не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой.
  4. Нельзя брать иглы, нитки в рот.
  5. Сломанную иглу следует отдать учителю.

При работе с ножницами:

  1. Ножницы во время работы находятся справа кольцами к себе.
  2. Лезвие ножниц в не рабочем состоянии должны быть сомкнуты.
  3. Лезвие ножниц должно быть остро наточенным.
  4. Передавать ножницы нужно кольцами вперёд с сомкнутыми лезвиями.

Рассмотрим технологию изготовления цветка по инструкционным картам. Находим условное обозначение: круг с пятью точками. (слайд 11)

Уч. М.:

Какая фигура называется окружностью, кругом?

Вспомните определения радиуса окружности.

Как можно разделить круг на 5 равных частей?

(при помощи транспортира 3600:5=720) (слайд 12)

Уч. Б.:

- Вспомните, пожалуйста, формулу цветка семейства розоцветных (Ч5 Л5. Т, П1,)

- Что в строении цветка розы приравнивается 5? / 5 чашелистиков, 5 лепестков./

- А сколько лепестков мы видим у розы? /Много/

- Поясните формулу цветка розоцветных. (Чашелистиков - 5, лепестков - 5, а не множество - видоизменённые тычинки превратились в лепестки, так как тычинок множество, пестик - 1 или множество).

(слайд 13)

Уч. Т.: У нас имеется заготовка: круг начерчен, вышита звезда с пятью лучами. Иголка с лентой находится на лицевой стороне канвы. Продолжайте, поочередно пропуская иглу под или над лучами звезды.

(На столах инструкция, ученицы работают, звучит музыка).

Демонстрация учащимися выполненных работ.

Итоги занятия:

Мы повторили биологические сведения о цветке.

Понятия круг, окружность, радиус.

Научились использовать ленты для изготовления цветка. (слайд 14)

Уч. Т.: Сегодня вы научились изготавливать розу из лент. И я рекомендую вам использовать эту розу как украшение на различных изделиях. Посмотрите, как красиво смотрятся вещи, сделанные девочками нашей школы. (слайд 15)

Уч. Б.: Романтика никогда не выходит из моды! И цветы - ее вечные спутники.

Уч. М.: Цветы покоряют своей красотой и нежностью, поражают изысканным совершенством.

Уч. Т.: В цветах заключена красота природы, которую хочется сохранить навеки. Сочетание природного шарма цветов и мягкого блеска шелка очарует любого.

Домашнее задание:

По технологии: закончить работу, придумать своё изделие с использованием вышивки летами.

По математике: повторить понятия окружность, круг, радиус.

По биологии: найти интересный материал (стихи, загадки) о розе.

Литература

  1. Вышивка шёлковыми лентами: Техника. Приёмы. Изделие.- М., 2003 г.
  2. Технология: учебник для учащихся 6 класса (вариант для девочек) под редакцией В.Д. Симоненко - М., 2004 г.
  3. ЭНН Кокс. Вышивка шёлковыми лентами - К., 2006 г.
  4. Математика 6 класс, УМК под редакцией Дорофеева Г.В.