Бинарный урок-путешествие по вершинам Главного Кавказского хребта по теме "Диаграммы и графики"

Разделы: Математика


Цель урока: расширить знания учащихся по данной теме, научить читать и строить графики, описывающие реальные ситуации.

Задачи урока:

Учебно-познавательные:

  • Обобщить и закрепить знания по теме "Диаграммы и графики"; расширить знания о природе родного края; закрепить умения применять полученные знания на практике.

Развивающие:

  • Развитие умений самостоятельно работать с дополнительной литературой; развитие грамотной речи, ясности выраженной мысли, сознательного восприятия учебного материала, самооценки деятельности на уроке;

Воспитательные:

  • Воспитание любви к своей Малой Родине; чувства прекрасного, настойчивости и трудолюбия, расширение кругозора; воспитание познавательного интереса к математике.

Средства обучения: мультимедийный проектор, доска, мел, система интерактивного голосования Turning Point, карточки для работы с графиками, транспортир, циркуль.

Тип урока: обобщающе-закрепляющий.

Продолжительность урока: 45 минут.

Организационный этап (2 минуты).

Учитель: Сообщает тему урока и его цели. Объясняет значение слова "бинарный".

Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по горным вершинам плато Лагонаки. На карте вы видите горные вершины, на которые мы сегодня совершим восхождение. Маршрут восхождения зависит от вашего выбора. Чтобы покорить вершину, надо потрудиться - выполнить задание.

Информационно-обобщающий этап (10 минут).

Учитель предлагает выслушать учащихся, подготовивших информацию о Кавказских горах, адыгские легенды о возникновении горного хребта (показывает слайды с природой Кавказских гор, приложение № 2).

1 ученик: Лагонаки.

Плато Лагонаки - это нагорье Северо-Западного Кавказа. Общая площадь Лагонак - 650 км2, а расположилось оно между реками Пшеха и Белая. Северная граница плато проходит по Гуамскому ущелью. На юге три вершины как бы венчают нагорье (Фишт-Оштеновский массив). Самая высокая из них - Фишт (2853,9 метра), чуть пониже - Оштен (2804 метра) и Пшехо-Су (2743 метра). Лагонаки объединяют как горные массивы, так и плосковерхние хребты Каменное Море, Нагой-Чук.

На горах Фишт и Пшехо-Су находятся самые западные ледники Кавказа. Наиболее крупный из них спускается с северного склона горы Фишт. Его площадь достигает примерно одного квадратного километра. Вблизи ледников встречается много моренных отложений, округлых валунов, а также котловины, воронки, колодцы, шахты и пещеры (Известно 125 пещер и шахт, из которых самые глубокие расположены на Фиште), множество мелких карстовых и ледниково-карстовых озёр, самое крупное из которых Псенодах. Озеро Псенодах имеет форму полумесяца. Его длина составляет около 165 метров, ширина 72,5 метра. Глубина 0,2-0,8 м.

В 1924 году для охраны высокогорного природного комплекса в крае был создан Кавказский заповедник, по которому мы сегодня и отправимся в путешествие.

2 ученик: Адыгские легенды. Мезмай.

В стародавние времена жили в солнечных долинах веселые и справедливые нарты. Полулюди-полубоги. Возделывали землю, разводили сады, пасли овец с длинной волнистой шерстью и быков с большими загнутыми рогами. Все соседи уважали нартов, в дни мира пользовались их советами, в дни войны - защитой.

Но однажды с севера прилетел свирепый трехглавый дракон - бляго. Задымились долины. Дракон сжигал посевы, разгонял стада, грабил селения, люди боялись выходить из своих домов на поля и пастбища. Высоко в горах в глубокой пещере устроил себе логово дракон, откуда ежедневно вылетал за добычей. Горцев было слишком мало, и чудовище легко их одолело. Ужас и горе охватили людей, помочь им могли только нарты. Лучшие нартские богатыри собрались на войну с драконом: великан Фишт, старый могучий лесоруб, мудрый и спокойный как горные озера, предводитель пастухов Пшехо-Су, неутомимый путешественник и бесстрашный воин, и юный охотник Оштен, знающий все тропы в горах.

Быстро отыскали нарты логово дракона в горах. Первым вышел на бой старый Фишт, взмахнул серебряным топором и с первого удара отсек самую большую голову, но и сам упал, опаленный огненным дыханием чудовища. Выхватил меч наездник Пшехо-Су, погладил коня, и поскакал к пещере. Много ударов нанес дракону опытный нарт, срубил вторую голову, но и сам упал, истекая кровью. Никогда не встречал Оштен таких больших зверей в горах, страшно юному охотнику, но не отступают нарты в бою. Копье из цельного ясеня поднял Оштен и проткнул последнюю голову. Содрогнулся умирающий дракон и огромным зубчатым хвостом опрокинул Оштена.

3 ученик: На место битвы пришли сестры Нартов, найти братьев и перевязать им раны, но все богатыри были мертвы. Ковром цветов застелили тела сестры Нартов и начали плакать. Плакали, до тех пор, пока их слезы не превратились в реки. Седая и величавая сестра Фишта стала рекой Белой, то могучей и спокойной, то, вспоминая брата, всесокрушительной и гневной. Сестра Пшеха в вечном горе плачет перекатами. А юная сестра Оштена игривая Курджипс не может смириться с потерей и неистово грохочет на камнях и водопадах. Шли годы. Десятилетия сменялись столетиями. Люди боялись заходить в бывшее логово дракона, несмотря на то, что там хранились награбленные им сокровища. В каменные горы превратился убитый нартами дракон. Головы стали вершинами, когтистые в шрамах крылья - склонами, следы меча Пшехо-Су - каньонами, а зубчатый хребет с хвостом - грядой скал. Кровь из ран дракона собиралась в ручьи и с высоты водопадом низвергалась в долину. Высоко-высоко в горах возле отрубленных ими голов лежали на цветах убитые нарты. И с трех сторон сбегали с плато три реки: Белая, Пшеха и Курджипс, не переставая оплакивать братьев. Головы каменного дракона были названы именами великих нартов, победивших чудовище - Фишт, Пшехо-Су и Оштен. Люди забыли Нартов, приходили любоваться причудливыми нагромождениями скал, но всегда обходили место, где из рассеченной красной скалы били два водопада. Даже старики не знали, почему их прозвали "Кровь дракона".

Однажды в горах появились юноша и девушка: княжеская дочь Наки и пастух Лаго. Они бежали в горы от отца Наки, он не хотел отдавать ее замуж за бедняка. Они поселились у ручья между трех вершин, Лаго охотился, а Наки собирала в рощах травы и ягоды. Прошло ещё время. Счастливо прожили свою жизнь Лаго и Наки - у них выросли дети, у их детей выросли внуки. Поколения сменялись поколениями. Так образовался горный аул среди дикого яблоневого сада. И назван он был - Мезмай. История о драконе-злодее стала легендой. О Лаго и Наки люди стали сочинять другие истории. Теперь часто можно встретить путешественников в этих местах. Находят в горных ручьях крупинки золота и серебра, но никто из путников еще не встречал пещеру дракона.

г. Мессо г. Нагой-Чук г. Пшехо-Су г. Оштен г. Фишт
2066 м 2467 м 2743 м 2804 м 2854 м

Учитель: рассмотрим столбчатую диаграмму по данным, показывающим высоты вышеупомянутых гор (рисунок 1):

Рисунок 1.

Учащиеся рассматривают диаграмму на слайде и делают выводы о высоте гор.

Работа с классом. Решение задач. (22 минуты)

Учитель: Теперь будем покорять вершины.

Учащиеся, глядя на карту, выбирают, какую из вершин будут покорять в первую очередь, для каждой вершины своя гиперссылка на задачу (приложение № 2).

г. Фишт. (на экране появляется панорама Фишта и задача - приложение № 2. А у каждого ученика под названием "Фишт" лежит на столе карточка с этой же задачей - приложение № 1)

Задача: Мы поднялись на вершину горы, затем вернулись обратно. Во время подъема мы делали привал. График движения изображен на рисунке 2. С помощью графика найдите:

Сколько времени мы пробыли на вершине горы?

За сколько времени мы прошли первый километр подъёма и последний километр спуска?

Сколько километров мы прошли за первые три часа пути?

Сколько часов нам потребовалось, чтобы добраться до вершины горы?

Сколько раз мы делали привал, и какова была продолжительность самого длительного привала?

Какова была наша средняя скорость на подъёме и на спуске (выразите её в км/ч)?

img2.gif (12209 bytes)

Рисунок 2.

г. Оштен. (на экране появляется панорама Оштена и задача- приложение № 2. А у каждого ученика под названием "Оштен" лежит на столе карточка с той же задачей - приложение № 1.)

Задача. На горе Оштен в течение суток мы наблюдали за изменением температуры. График изменения температуры изображен на рисунке 3. С помощью графика ответьте на вопросы:

Чему равнялась температура воздуха в 3 часа, в 12 часов?

В какие часы температура воздуха была отрицательной?

В какие часы температура воздуха была неотрицательной?

Когда температура воздуха равнялась нулю; 20 С; 160 С?

В какое время суток температура была максимальной, а когда - минимальной?

На сколько градусов изменилась температура с 2часов до 14 часов?

Рисунок 3.

г. Нагой-Чук. (на экране появляется панорама Нагой - Чук и задача - приложение №2. А у каждого ученика под названием "Нагой - Чук" лежит на столе карточка с той же задачей - приложение № 1.)

Задача. Флора Кавказского заповедника насчитывает 3000 видов. Деревья и кустарники составляют 165 видов, в том числе 142 - листопадных, 16 - вечнозеленых лиственных и 7 - хвойных. Постройте круговую диаграмму, показывающую распределение видов деревьев и кустарников. Примите один вид за 20.

Рисунок 4.

г. Пшехо-Су. (на экране появляется панорама Пшехо-Су и задача - приложение № 2. А у каждого ученика под названием "Пшехо-Су" лежит на столе карточка с той же задачей-приложение № 1.)

Задача. Сколько процентов от общего числа деревьев и кустарников составляют хвойные в задаче о флоре Кавказского заповедника? Вечнозеленые лиственные? Листопадные? Результат округлите до десятых.

Приведите примеры деревьев и кустарников, относящихся к вышеназванным видам.

Ответ: 4,2% - хвойных; 9,7% - вечнозеленых лиственных; 86,1% - листопадных.

г. Мессо. (на экране появляется панорама г. Мессо и задача. А у каждого ученика под названием "Мессо" лежит на столе карточка с той же задачей.)

Задача: Мы поднялись на гору. Во время подъема мы встретили множество хвойных растений. Известно, что высота сосны изменяется в зависимости от ее возраста следующим образом:

Возраст ели 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90
Высота ели 0 3,2 6 9,2 12,4 14,9 17 19,2 21,3 24

Постройте график зависимости высоты ели от ее возраста. Примите за ось Ох возраст ели (масштаб :1 клетка - 5 лет), за ось Оу - высота ели (масштаб :1 клетка - 2 м). Результат построения проверьте по графику на экране (рисунок 5).

Рисунок 5.

Привал (рефлексия): проходит в форме тестирования с помощью пультов интерактивного голосования. (5 минут)

Учитель: Итак, все вершины покорены. Можно сделать небольшой привал. Возьмите в руки пульты и ответьте на следующие вопросы:

Продолжите фразу:

"Сегодня на уроке я узнал, что самой высокой вершиной в западной части Главного Кавказского хребта является:"

а) г. Мессо; б) г. Нагой-Чук; в) г. Фишт; г) г. Оштен

Найдите лишнее утверждение.

"Сегодня на уроке я научился:"

а) ценить красоту родного края; б) загрязнять окружающую среду;

в) оберегать флору и фауну .

Продолжите фразу: "Сегодня на уроке я познакомился:"

а) с адыгскими легендами; б) с легендами и мифами Древней Греции;

в) с библейскими легендами.

Продолжите фразу: "Сегодня на уроке я повторил:"

а) построение графиков, диаграмм; б) "жи" и "ши" пиши с буквой "и";

в) свойства треугольников.

Продолжите фразу : "Сегодня на уроке я закрепил:"

а) Действия с дробями; б) умение читать графики и диаграммы;

в) умение решать уравнения.

Домашнее задание. (3 минуты)

Составьте задачу, описывающую какой-либо процесс, и постройте к нему график или диаграмму.

VI. Оценивание и комментирование итогов урока. (3 минуты)

Учитель: Пусть наш урок послужит для вас кирпичиком в здании под названием "знания". Я хочу, чтобы каждый из вас испытывал удовольствие, получая и добывая все новые и новые знания. В чем же ценность этого удовольствия? Это, может быть, самый трудный вопрос, потому, что ответ на него зависит от ваших собственных усилий. Пытаясь решить задачу, находя для себя новые пути, вы научитесь лучше решать задачи не только математические, но и все те, которые ставит жизнь.

Литературные источники, использованные при подготовке к уроку:

  1. "Математика 6 класс" Н.А. Виленкин .Москва, Просвещение, 2002г.
  2. "Лагонакское нагорье: стратегия развития" И. Бормотов, Майкоп - 2008 г.
  3. Топографическая карта "Фишт", г. Ростов-на-Дону