Задачи:
- познакомить учащихся со сказкой, воспитывать интерес к творчеству и произведениям А.С.Пушкина;
- развитие речи и словарного запаса учащихся, совершенствование навыков правильного, выразительного и осознанного чтения;
- развитие умения анализировать характер героев, доказывать свой ответ, основываясь на тексте произведения;
- воспитание потребности вырабатывать положительные качества характера для успешного существования в социуме.
Ход урока
Мотивация. Учитель читает строки из стихотворения Н.Рыленкова.
Нет, волшебные русские сказки не лгали
Про Кощееву смерть, про ковёр-самолёт.
Нет, не праздные люди те сказки слагали,
А провидцы, в чьих замыслах правда живёт:
- О каком литературном жанре говорится в стихотворении?
- Назовите приметы русских волшебных сказок.
Есть зачин, концовка
Присутствуют волшебные герои
Происходят волшебные события.
Используются троекратные повторы.
Актуализация знаний учащихся.
- На какие две группы делятся все известные вам сказки?
Сказки бывают народные, а бывают авторские.
- Чем авторская сказка отличается от народной?
Авторы народных сказок неизвестны, сказки передаются из поколения в поколения с возможными изменениями. У авторской сказки есть свой сочинитель, автор, который раскрывает свой замысел, делает сказку неповторимой.
- А какие вы знаете авторские сказки?
Среди авторов, писавших сказки есть особенный, знакомый вам с раннего детства.
Догадайтесь, о ком идёт речь, прочитав ключевые слова из одного очень известного его произведения:
Дуб зелёный, цепь, кот, песнь, сказка, чудеса, леший, русалка.
- Сможете ли вы восстановить строки? Какому автору они принадлежат?
Конечно же, это знаменитый на весь мир поэт и писатель, гордость нашей русской литературы - Александр Сергеевич Пушкин.
Давайте познакомимся с его жизнью и творчеством поближе.
Демонстрируется отрывок из фильма о жизни А. С. Пушкина ":Вновь я посетил:"
Формулировка темы и задач урока. Работа до чтения.
Откройте учебник на странице 30 ("Литературное чтение. 2 класс Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева") и прочитайте название сказки, с которой нам предстоит познакомиться, рассмотрите иллюстрацию.
- Ясно ли из названия, о ком это произведение?
Но сказка эта не просто повествует о жизни старика и его встрече с волшебной рыбкой. В ней заложен глубокий смысл. А вот что хотел сказать нам А.С.Пушкин, какой урок преподать, нам сегодня с вами предстоит выяснить.
Работа во время чтения. Развитие речи, обогащение словарного запаса учащихся.
Учитель и хорошо читающие дети читают произведение по частям вслух. По ходу чтения объясняются значения устаревших слов и выражений. При этом используются "Толковый словарь русского языка" В.Даля и сноски на страницах учебника.
Невод - большая сеть для ловли рыбы.
Корысть - выгода, польза.
Невежа - грубый, невоспитанный человек
Простофиля - глуповатый человек, разиня
Светёлка - светлая комната, отделённая сенями от кухни.
Столбовая дворянка - дворянка старинного и знатного рода.
Чупрун - чуб, хохол.
Пряник печатный - пряник с оттиснутым (отпечатанным) рисунком или буквами.
Работа в парах. Выяснение характеров главных героев.
- Кто является главными героями сказки?
Давайте выясним, какой характер у каждого героя. Свои ответы нужно доказать примерами из текста.
Учащиеся ищут в тексте отрывки, которые иллюстрируют характер старика и старухи. Учитель оказывает направляющую помощь. Учащиеся выразительно читают выбранные ими отрывки. Ответы детей обобщаются.
Характер старика: мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный.
Характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный.
-Кто из героев вам больше нравится? Почему вам не нравится характер старухи?
Все черты её характера - отрицательные. Жадных, грубых, злобных людей не любят в обществе, их поступки осуждаются.
Работа после чтения.
- Как была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность?
Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати сказать, выражение "остаться у разбитого корыта" до сих пор употребляется в речи.
- Что оно означает?
Остаться ни с чем, потерять всё, что имел.
- Почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким, податливым, добрым характером?
-Являются ли положительными такие качества, как безвольность, смиренность, безответность?
Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) - отрицательная черта.
Смиренность, безответность, податливость - положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять жадной старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он "..не смел ей перечить..", слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.
- Случается ли такое в жизни?
В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твёрдо сказать - нет. Например, если окружающие или знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком.
- Приведите примеры.
Обидеть кого-то, отобрать или украсть чужую вещь, курить, обмануть, обозвать кого-то и т.д.
Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание.
Прочитайте слова А.С.Пушкина "Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок"
-Какой же урок преподал нам великий поэт?
Выберите наиболее точную формулировку:
Как здорово поймать волшебную рыбку!
Как плохо быть сварливым и жадным.
Если ты сварливый и жадный, ты можешь потерять своё счастье.
Есть ситуации, когда необходимо проявить твёрдость характера, иначе ты можешь пострадать.
Домашнее задание.
Проследить, как изменяется описание моря с возрастанием желаний старухи (Подтвердить словами из текста). Проиллюстрировать эти строчки.
Подготовить ответ на вопросы:
- Ваше отношение к героям сказки.
- Какой урок извлекли из произведения?
- Если бы ты поймал золотую рыбку, какое бы желание ты ей загадал?
Возможный вариант - творческое задание: придумай сказку, где бы осуждалась и наказывалась глупость, жадность, неблагодарность или другие отрицательные качества характера.
Учащимся раздаются анкеты. Предлагается оценить свою работу на уроке, подчеркнув выбранные слова из правого столбца.
1. На уроке я работал: | С интересом/ без интереса |
2. Своей работой на уроке я: | Доволен/ не доволен |
3. Урок для меня показался: | Длинным/ коротким |
4. Материал урока мне был: | Полезен / бесполезен |
5. Домашнее задание мне кажется: | Интересным / неинтересным |