Урок литературного чтения. А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Задачи:

  • познакомить учащихся со сказкой, воспитывать интерес к творчеству и произведениям А.С.Пушкина;
  • развитие речи и словарного запаса учащихся, совершенствование навыков правильного, выразительного и осознанного чтения;
  • развитие умения анализировать характер героев, доказывать свой ответ, основываясь на тексте произведения;
  • воспитание потребности вырабатывать положительные качества характера для успешного существования в социуме.

Ход урока

Мотивация. Учитель читает строки из стихотворения Н.Рыленкова.

Нет, волшебные русские сказки не лгали
Про Кощееву смерть, про ковёр-самолёт.
Нет, не праздные люди те сказки слагали,
А провидцы, в чьих замыслах правда живёт:

- О каком литературном жанре говорится в стихотворении?

- Назовите приметы русских волшебных сказок.

Есть зачин, концовка

Присутствуют волшебные герои

Происходят волшебные события.

Используются троекратные повторы.

Актуализация знаний учащихся.

- На какие две группы делятся все известные вам сказки?

Сказки бывают народные, а бывают авторские.

- Чем авторская сказка отличается от народной?

Авторы народных сказок неизвестны, сказки передаются из поколения в поколения с возможными изменениями. У авторской сказки есть свой сочинитель, автор, который раскрывает свой замысел, делает сказку неповторимой.

- А какие вы знаете авторские сказки?

Среди авторов, писавших сказки есть особенный, знакомый вам с раннего детства.

Догадайтесь, о ком идёт речь, прочитав ключевые слова из одного очень известного его произведения:

Дуб зелёный, цепь, кот, песнь, сказка, чудеса, леший, русалка.

- Сможете ли вы восстановить строки? Какому автору они принадлежат?

Конечно же, это знаменитый на весь мир поэт и писатель, гордость нашей русской литературы - Александр Сергеевич Пушкин.

Давайте познакомимся с его жизнью и творчеством поближе.

Демонстрируется отрывок из фильма о жизни А. С. Пушкина ":Вновь я посетил:"

Формулировка темы и задач урока. Работа до чтения.

Откройте учебник на странице 30 ("Литературное чтение. 2 класс Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева") и прочитайте название сказки, с которой нам предстоит познакомиться, рассмотрите иллюстрацию.

- Ясно ли из названия, о ком это произведение?

Но сказка эта не просто повествует о жизни старика и его встрече с волшебной рыбкой. В ней заложен глубокий смысл. А вот что хотел сказать нам А.С.Пушкин, какой урок преподать, нам сегодня с вами предстоит выяснить.

Работа во время чтения. Развитие речи, обогащение словарного запаса учащихся.

Учитель и хорошо читающие дети читают произведение по частям вслух. По ходу чтения объясняются значения устаревших слов и выражений. При этом используются "Толковый словарь русского языка" В.Даля и сноски на страницах учебника.

Невод - большая сеть для ловли рыбы.

Корысть - выгода, польза.

Невежа - грубый, невоспитанный человек

Простофиля - глуповатый человек, разиня

Светёлка - светлая комната, отделённая сенями от кухни.

Столбовая дворянка - дворянка старинного и знатного рода.

Чупрун - чуб, хохол.

Пряник печатный - пряник с оттиснутым (отпечатанным) рисунком или буквами.

Работа в парах. Выяснение характеров главных героев.

- Кто является главными героями сказки?

Давайте выясним, какой характер у каждого героя. Свои ответы нужно доказать примерами из текста.

Учащиеся ищут в тексте отрывки, которые иллюстрируют характер старика и старухи. Учитель оказывает направляющую помощь. Учащиеся выразительно читают выбранные ими отрывки. Ответы детей обобщаются.

Характер старика: мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный.

Характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный.

-Кто из героев вам больше нравится? Почему вам не нравится характер старухи?

Все черты её характера - отрицательные. Жадных, грубых, злобных людей не любят в обществе, их поступки осуждаются.

Работа после чтения.

- Как была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность?

Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати сказать, выражение "остаться у разбитого корыта" до сих пор употребляется в речи.

- Что оно означает?

Остаться ни с чем, потерять всё, что имел.

- Почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким, податливым, добрым характером?

-Являются ли положительными такие качества, как безвольность, смиренность, безответность?

Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) - отрицательная черта.

Смиренность, безответность, податливость - положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять жадной старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он "..не смел ей перечить..", слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.

- Случается ли такое в жизни?

В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твёрдо сказать - нет. Например, если окружающие или знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком.

- Приведите примеры.

Обидеть кого-то, отобрать или украсть чужую вещь, курить, обмануть, обозвать кого-то и т.д.

Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание.

Прочитайте слова А.С.Пушкина "Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок"

-Какой же урок преподал нам великий поэт?

Выберите наиболее точную формулировку:

Как здорово поймать волшебную рыбку!

Как плохо быть сварливым и жадным.

Если ты сварливый и жадный, ты можешь потерять своё счастье.

Есть ситуации, когда необходимо проявить твёрдость характера, иначе ты можешь пострадать.

Домашнее задание.

Проследить, как изменяется описание моря с возрастанием желаний старухи (Подтвердить словами из текста). Проиллюстрировать эти строчки.

Подготовить ответ на вопросы:

- Ваше отношение к героям сказки.

- Какой урок извлекли из произведения?

- Если бы ты поймал золотую рыбку, какое бы желание ты ей загадал?

Возможный вариант - творческое задание: придумай сказку, где бы осуждалась и наказывалась глупость, жадность, неблагодарность или другие отрицательные качества характера.

Учащимся раздаются анкеты. Предлагается оценить свою работу на уроке, подчеркнув выбранные слова из правого столбца.

1. На уроке я работал: С интересом/ без интереса
2. Своей работой на уроке я: Доволен/ не доволен
3. Урок для меня показался: Длинным/ коротким
4. Материал урока мне был: Полезен / бесполезен
5. Домашнее задание мне кажется: Интересным / неинтересным