Тема: Слова, в которых пишутся две одинаковые буквы.
Цель:
- наблюдение над тем, что долгий согласный звук обозначается двумя одинаковыми буквами;
- развитие умения проверять безударные гласные в двусложных словах; развитие орфографической зоркости;
- воспитание внимания к звучащему слову.
Оборудование: сигнальные блокноты, напечатанные предложения, изображение Чиполлино, плакат с именами, учебник “Русский язык 2” Рамзаевой Т.Г.
Оформление доски:
а/окно, тра/ова, ста/олы, гра/очи,
ска/ола, ва/олна, ка/овер, Береги нос в сильный … .
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Чистописание.
Аа Ар ар Ав ав Ам ам Ас ас Аф аф Ан ан
Аня Артем Африка арбуз
- Почему три слова написаны с большой буквы?
- Какие “опасности” есть в слове арбуз?
3. Орфографическая минутка. (Открывается запись на доске.)
- Гласные “а” и “о” совсем “рассорились”, никак “не договорятся”, в каком из слов занять место.
Прочитайте слова. Почему „спорят", „ссорятся" в них гласные?
(Гласные безударные, в слабой позиции.)
- Приготовьте сигнальные блокноты, покажите букву, которая должна занять место в первом слове.
(Дети показывают букву на карточках.)
- Докажите. И т. д.
- А теперь запишите любые 3 слова, отметьте безударную гласную, которую вставили.
- Закончили работу. Я проверю, когда соберу тетради.
- Сделаем ещё одно доброе дело. Какого слова не хватает в предложении?
(Береги нос в сильный ...) Догадались? Хором, дружно… (Мороз).
- Почему так говорят?
(Когда холодно, надо тепло одеваться)
- Да, вот такой совет даёт нам эта пословица.
- Найдём и отметим все орфограммы в этом предложении. (Дети выходят по одному и объясняют.)
- Запишем это предложение по памяти, но сначала, прочитаем каждое слово так, как будем себе диктовать.
Запись.
- А теперь проверим. Подчеркните орфограммы в своём предложении, сверьте их с записью на доске.
Какое предложение мы записали? (Побудительное, невосклицательное.)
Физминутка.
4. Объяснение нового.
- А теперь внимательно меня послушайте.
Я произнесу слова: “касссссса”, “ванннна”, “сумммма”.
Чем они интересны?
(Слышится долгий согласный звук.)
- Когда мы слышим в слове долгий согласный звук, то должны его обозначить в слове двумя одинаковыми буквами.
Сегодня на уроке мы поработаем с такими словами - словами с двойными согласными. (На доске и в тетрадях записывается тема урока).
- Давайте запишем эти слова. (Учитель дает образец правильной диктовки).
- Подчеркните двойные согласные. (касса, ванна, сумма.)
- Посмотрите, кто к нам пришёл в гости. (На доске изображение Чипполино) Узнаёте сказочного человечка? (Чиполлино)
Его придумал итальянский писатель Джанни Родари.
- Догадались, почему он к нам пришёл на сегодняшний урок, когда мы знакомимся со словами с двойными согласными? (Ответы детей)
- Давайте запишем имя нашего гостя. Я на доске, а вы в тетрадях. Очень трудное слово.
(По ходу записи объясняются орфограммы.)
- Он пришёл не с пустыми руками, принёс задание:
(На доске таблица с именами: Инна, Алла, Кирилл,
Филипп, Геннадий).
- Прочитайте слова. Что вы можете о них сказать?
(Это имена собственные, одушевлённые, с двойными согласными).
- Прочитаем вслух и послушаем.
- Чиполлино просит записать эти слова в алфавитном порядке. Какое слово будет первым? (Дети записывают слова. Проверка)
- Еще одно задание Чиполлино. Прочитайте строчки хорошо знакомого вам произведения. (Дети читают предложения на карточках: “Жил человек рассеянный на улице Бассейной”. Узнали? Как называется стихотворение? Кто его написал?
(С. Маршак “Вот какой рассеянный”)
- Найдём слова с двойными согласными.
- Подготовьтесь к записи этого предложения. Отметьте все орфограммы. (Дети отмечают орфограммы на карточках.)
- Прочитайте так, как будете себе диктовать. Запишите!
- Проверьте, что записали.
- Дадим характеристику этого предложения. (Это предложение повествовательное, невосклицательное.)
- Закройте тетради. Вы хорошо потрудились сегодня. Спасибо.
5. Подведение итогов.
- О каких словах вы узнали?
- Какие слова можете назвать?
Дома расскажите об этих словах родителям.
Д\З стр. 112, упр. 216.