Урок русского языка по развитию орфографической зоркости учащихся (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тема: Слова, в которых пишутся две одинаковые буквы.

Цель:

  • наблюдение над тем, что долгий согласный звук обозначается двумя одинаковыми буквами;
  • развитие умения проверять безударные гласные в двусложных словах; развитие орфографической зоркости;
  • воспитание внимания к звучащему слову.

Оборудование: сигнальные блокноты, напечатанные предложения, изображение Чиполлино, плакат с именами, учебник “Русский язык 2” Рамзаевой Т.Г.

Оформление доски:

а/окно, тра/ова, ста/олы, гра/очи,

ска/ола, ва/олна, ка/овер, Береги нос в сильный … .

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Чистописание.

Аа Ар ар Ав ав Ам ам Ас ас Аф аф Ан ан

Аня Артем Африка арбуз

- Почему три слова написаны с большой буквы?

- Какие “опасности” есть в слове арбуз?

3. Орфографическая минутка. (Открывается запись на доске.)

- Гласные “а” и “о” совсем “рассорились”, никак “не договорятся”, в каком из слов занять место.

Прочитайте слова. Почему „спорят", „ссорятся" в них гласные?

(Гласные безударные, в слабой позиции.)

- Приготовьте сигнальные блокноты, покажите букву, которая должна занять место в первом слове.

(Дети показывают букву на карточках.)

- Докажите. И т. д.

- А теперь запишите любые 3 слова, отметьте безударную гласную, которую вставили.

- Закончили работу. Я проверю, когда соберу тетради.

- Сделаем ещё одно доброе дело. Какого слова не хватает в предложении?

(Береги нос в сильный ...) Догадались? Хором, дружно… (Мороз).

- Почему так говорят?

(Когда холодно, надо тепло одеваться)

- Да, вот такой совет даёт нам эта пословица.

- Найдём и отметим все орфограммы в этом предложении. (Дети выходят по одному и объясняют.)

- Запишем это предложение по памяти, но сначала, прочитаем каждое слово так, как будем себе диктовать.

Запись.

- А теперь проверим. Подчеркните орфограммы в своём предложении, сверьте их с записью на доске.

Какое предложение мы записали? (Побудительное, невосклицательное.)

Физминутка.

4. Объяснение нового.

- А теперь внимательно меня послушайте.

Я произнесу слова: “касссссса”, “ванннна”, “сумммма”.

Чем они интересны?

(Слышится долгий согласный звук.)

- Когда мы слышим в слове долгий согласный звук, то должны его обозначить в слове двумя одинаковыми буквами.

Сегодня на уроке мы поработаем с такими словами - словами с двойными согласными. (На доске и в тетрадях записывается тема урока).

- Давайте запишем эти слова. (Учитель дает образец правильной диктовки).

- Подчеркните двойные согласные. (касса, ванна, сумма.)

- Посмотрите, кто к нам пришёл в гости. (На доске изображение Чипполино) Узнаёте сказочного человечка? (Чиполлино)

Его придумал итальянский писатель Джанни Родари.

- Догадались, почему он к нам пришёл на сегодняшний урок, когда мы знакомимся со словами с двойными согласными? (Ответы детей)

- Давайте запишем имя нашего гостя. Я на доске, а вы в тетрадях. Очень трудное слово.

(По ходу записи объясняются орфограммы.)

- Он пришёл не с пустыми руками, принёс задание:
(На доске таблица с именами: Инна, Алла, Кирилл, Филипп, Геннадий).

- Прочитайте слова. Что вы можете о них сказать?

(Это имена собственные, одушевлённые, с двойными согласными).

- Прочитаем вслух и послушаем.

- Чиполлино просит записать эти слова в алфавитном порядке. Какое слово будет первым? (Дети записывают слова. Проверка)

- Еще одно задание Чиполлино. Прочитайте строчки хорошо знакомого вам произведения. (Дети читают предложения на карточках: “Жил человек рассеянный на улице Бассейной”. Узнали? Как называется стихотворение? Кто его написал?

(С. Маршак “Вот какой рассеянный”)

- Найдём слова с двойными согласными.

- Подготовьтесь к записи этого предложения. Отметьте все орфограммы. (Дети отмечают орфограммы на карточках.)

- Прочитайте так, как будете себе диктовать. Запишите!

- Проверьте, что записали.

- Дадим характеристику этого предложения. (Это предложение повествовательное, невосклицательное.)

- Закройте тетради. Вы хорошо потрудились сегодня. Спасибо.

5. Подведение итогов.

- О каких словах вы узнали?

- Какие слова можете назвать?

Дома расскажите об этих словах родителям.

Д\З стр. 112, упр. 216.