В настоящее время весьма актуальной и важной является проблема оздоравливания обучающихся. Основная причина всё более углубленного изучения данной темы – растущее число ослабленных, часто болеющих школьников. Анализ состояния здоровья обучающихся показал, что в течение последних лет около 15-20% детей, поступающих в первый класс, уже имеют различные нарушения нервно-психического здоровья. Обусловлено такое положение, с одной стороны, ухудшением экологической ситуации в стране, увеличением вредных воздействий и влияний на психологическое, физическое и нравственное здоровье людей. С другой стороны, по мнению педагога Е. Н. Федоровича, следует признать, что музыкальное сознание нынешней молодежи находится в опасности. Никогда ещё человек не находился в столь агрессивной и навязчивой звукошумовой среде, как сейчас. Та музыка, которая окружает нас дома, на улице, на массовых мероприятиях, обращается к самым примитивным чувствам [6].
По мнению педагога Ю.Ф.Яковенко, необходимо оздоравливать обучающихся, причём не только с точки зрения физиологии, но и с позиции музыкально-эстетической направленности, ведь здоровье школьников напрямую связано с их душевным равновесием, эмоциональным благополучием. Ребёнок, находящийся в спокойном, уравновешенном состоянии меньше болеет, легче переносит случившиеся заболевания, быстрее выздоравливает [7].
Многовековой опыт человечества свидетельствует о больших валеологических возможностях музыкального искусства. Уже древнегреческие, древнеримские философы и педагоги (Пифагор, Демокрит, Аристотель, Платон, Пиндар, Боэций), врачи (Гиппократ, Асклепиад, Гален) отмечали благотворное воздействие искусства на коррекцию различных нарушений в физическом, психическом и эмоциональном развитии человека. Эти прогрессивные идеи нашли отражение в современных исследованиях в области педагогики музыкального воспитания и музыкальной психотерапии (Т. Ю. Алексеева, Л. А. Батурина, Л. С. Выготский, В. И. Петрушин) [4].
Современные педагоги и медики, такие как врач-психотерапевт Владимир Белянкин, музыкант-целитель Рушель Блаво, педагог из США Сьюзен Александер, не остались равнодушными к этому вопросу. Это ещё раз подтверждает актуальность темы.
Проблема, на мой взгляд, заключается в том, как использовать на уроках музыки духовные произведения с целью оздоравливания обучающихся с позиции музыкально-эстетической направленности.
О влиянии музыки на человека знали с древности. Ещё Пифагор, Аристотель и Платон утверждали, что музыка - это лекарство, исцеляющее не только душу, но и тело. В VI веке до н. э. Пифагор применял музыкальные произведения как для устранения душевных расстройств, так и с целью профилактики. Искусство и медицина веками шли рядом. В Древней Греции студенты, обучавшиеся врачебному делу, в обязательном порядке занимались и музыкой. И всё же в течение многих столетий союз музыки и целительства был основан, прежде всего, на интуиции и личном опыте лекарей [1].
В XX веке целебные свойства музыки получили подтверждение в результате разных научных исследований. В одной из клиник Тамбова проводились исследования влияния музыки на улучшение работы сердца и мозга. Они показали, что ежедневные сеансы прослушивания специально подобранной оздоровительной музыки помогают нормализовать сердечный ритм [5]. В. М. Бехтерев, русский физиолог, был большим энтузиастом изучения воздействия музыки на человека. Его опыты позволили установить, что даже простые удары метронома в определённом ритме способны вызвать замедление пульса и вместе с тем спокойствие, расслабление [7]. В Самаре, в гематологическом центре кафедры госпитальной терапии государственного медицинского института, врачи провели исследование влияния на человека произведений музыканта - “целителя” Рушеля Блаво. В Санкт-Петербурге, в институте физиологии имени А.Ухтомского и Военно-медицинской академии было изучено влияние на больных духовной и классической музыки. Оказалось, музыка оказывает фиксируемое приборами комплексное воздействие на человека, а не только на слух. Из духовных произведений максимальный эффект, как утверждают экспериментаторы, производят православные песнопения, колокольный звон.
Исследования доктора медицинских наук, профессора Сергея Вагановича Шушарджана в области воздействия музыки на организм человека поразительно интересны. Автор множества научных работ по музыкотерапии, Шушарджан задался целью изучить влияние разной музыки на клеточном уровне. Один из экспериментов заключался в том, что музыку “слушали” клетки, полученные из опухоли человека. Подопытные культуры опухолевых клеток помещали в пространство между наушниками и по очереди подвергали воздействию четырёх программ: классическая музыка, эстрадно-симфоническая, рок-музыка и средневековые духовные песнопения. Самым сильным оказалось влияние духовной музыки, самым слабым эффект рок-музыки [5].
Люди издавна искали резервы исцеления в музыке и молитве. На Руси рождение, жизнь и смерть православного человека веками сопровождались звоном колоколов, а сам колокол называли “звучащей иконой”. О том, что колокольный звон “убивает” микробов и бактерии, на Руси знали давно.
Какая же музыка вредит здоровью человека? Над этим вопросом задумываются многие. Некоторые современные направления в музыке воздействуют на психику человека явно негативно. Естественно, ни Хэви-Металл, ни хард-рок, и никакая вообще агрессивная музыка оздоравливающего эффекта на организм производить не может.
“Прогнав” через компьютер сочинения некоторых рок-групп, психологи обнаружили, что в их музыке часто повторялось одно роковое сочетание нот, которое способно не только разрушить организм, но и подтолкнуть к самоубийству [6].
Таким образом, музыка по-разному воздействует на психическое и физическое здоровье человека. Пагубное воздействие на человека оказывает “тяжёлая” рок-музыка, а наиболее валеологическое, оздоравливающее влияние, по словам учёного С. Шушарджана и многих других, оказывает духовная музыка.
Духовная музыка – музыка, содержащая текст религиозного характера и предназначенная для исполнения во время церковной службы или в быту [2].
В православной церкви пение является составной и очень значительной частью богослужения. Русской церковной музыке свойственны спокойный, сдержанный тон, особая мягкость. В этом проявляются особенности мировосприятия, религиозного сознания, эстетических представлений русских людей.
С целью выявления отношения школьников к духовной музыке и уровня их психологического здоровья на уроке “Знакомство с миром духовной музыки” провела анкетирование и тестирование по методике Прихожан “Шкала тревожности”. Результаты анкетирования показали, что есть среди ребят и такие, которые не имеют ни малейшего представления о данном типе музыки. Результаты тестирования показали, что большинство обучающихся имеют высокий уровень тревожности, это говорит об их психологической неуравновешенности.
Систему работы на уроках я строила, исходя из результатов исследования. Для решения проблемы возможно использование различных приемов: релаксация, пластика, музыкорисование. На уроке “Духовная музыка и колокольные звоны” провела беседу о влиянии духовной музыки и значении колокольных звонов в жизни человека, использовала прием релаксации. Данная форма работы дала обучающимся возможность не только осознанно слушать Великий колокольный звон, но и расслабиться, отстраниться от дневной суеты, напряжения. По мнению Матитовой З., автора серии книг по музыкотерапии, релаксация, являясь формой пассивного восприятия, исключает негативные влияния и возвращает нервную функцию к нормальному состоянию [3]. Успокаивающее и расслабляющее воздействие музыки бывает более сильным, когда предлагаю школьникам следить за пульсом и воспринимать музыку только как приятный звуковой фон.
Не секрет, что большую часть времени в школе обучающиеся сидят, поэтому предлагаю на уроках выражать свои впечатления через движения, совмещая музыку и пластику. Внешние телодвижения, являясь показателем внутреннего состояния души, степенью глубины восприятия музыкального произведения терапевтически влияют на них не только в физическом, но и психическом плане. Так, изучая тему “Прародина духовной музыки Руси”, школьники мысленно перенеслись в Италию, этому способствовал созданный настрой. В данный момент использовала прием пластики, благодаря которому обучающиеся лучше воспринимали произведения, они общались между собой, а значит, и переживали массу положительных эмоций, которые, как известно, продлевают жизнь.
Проводя урок по знакомству с духовной музыкой в творчестве русских композиторов, во время прослушивания произведений С.Рахманинова “Богородица Дево, радуйся” и С.Чеснокова “Ангел вопияше” обучающимся предлагаю изобразить своё отношение, своё впечатление от музыки на бумаге в карандаше, либо в цвете. Судя по работам, их переполняли только возвышенные чувства. Ведь, по словам Юты Брюкер, автора статьи “Музыкотерапия для детей”, музыкорисование позволяет снять внутреннее напряжение, возвращает человека в состояние равновесия и способствует формированию здоровой психологической структуры. Нравится школьникам в соответствии с музыкой рисовать ритм в виде линий, кругов, треугольников, углов, узлов и кубиков. При этом способе графического выражения ритма музыки конкретных предписаний не существует, а всё приходит и проявляется, как спонтанная реакция.
Таким образом, применение на уроках музыки вышеупомянутых приемов способствует не только глубокому восприятию музыкальных произведений, но и благоприятному воздействию на психическое здоровье школьников.
Хочется закончить словами педагога С.И.Миропольского: “Церковная, духовная музыка, открывая сердца для святых чувствований, способствует сохранению духовного и физического здоровья. Ведь духовная музыка – музыка, которая очищает душу, осветляет её”.
Библиография
- Абдуллин Э. Б., Гилярова Н. Н. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика. - М.: Издательский центр “Академия”, 2003.
- Булачевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся. — 9-е изд., доп. — Ленинград: Музыка, 1988.
- Матитова 3., Машура С. Музыкотерапия при заикании. - Киев,- 1984.
- Пичугина Л. Н., Самакаева М. Ю. Подготовка к коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии / Актуальные проблемы отечественного музыковедения и музыкальной педагогики в новом тысячелетии: Сб. науч. и метод, статей.- Омск: Мир музыки, 2003.
- Сахая С. Исцеление музыкой // Труд. - 2000. - №115. - С. 3.
- Хаблицкая С, Кузина С. Исцеление музыкой // Комсомольская правда. - 1999. - №174. - С. 16.
- Яковенко Ю. Ф., Милошенко В. Г. К вопросу о применении музыкальной терапии в оздоровительном процессе учащихся / Развитие художественно — творческого потенциала личности в современных социокультурных условиях: Тезисы 1-ой Сибирской научно-практической конференции.- Омск: РОУ Ом. науч. - метод, центр творч. развит. детей “Мир музыки”, 2001.