Здоровьесберегающие технологии в современной школе

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Школа. Радостный, прекрасный мир, в котором ребенок получает знания, формируется и совершенствуется, он вступает в этот мир совсем еще маленьким несмышленышем и выходит личностью, готовой начать самостоятельную жизнь. Воспитание личности, наверное, это и есть основная задача школы, и под таким углом мы привыкли рассматривать ребенка, сидящего за партой ни много ни мало, а целых 11 лет! А ведь за эти годы ребенок не только формируется как личность. В его организме происходят важнейшие изменения. Ученые бы сказали: “Развивается как биологический организм ”. Поэтому одна из основных проблем в образовании – это проблема сохранения здоровья детей, перешагнувших порог школы и попавших в руки и, почти абсолютную, власть учителей.

Длительный период школьного образования превращает школу в главное место управления здоровьем.

Известно, что здоровье и обучение взаимообусловлено. Чем крепче здоровье школьника, тем продуктивнее обучение. Поэтому необходимо изменить весь учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы школьные занятия не снижали, а увеличивали резервы здоровья учащегося.

“Природа милостива: она запрограммировала организм с большим запасом прочности, и нужно много старания, чтобы этот запас свести к нулю. Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он не болел, то во всяком случае поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно”. (1) Необходимо не только соблюдать правила СанПина, но и совершенствовать педагогические технологии.

В последние годы отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей школьного возраста. За последние 5 лет заметно возросли показатели заболеваемости новообразованиями, болезнями эндокринной системы и расстройствами органов питания, обмена веществ.

Половина школьников 7-9 лет и более 60 % старшеклассников имеют хронические болезни. Вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза - опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, плоскостопие), втрое - болезни почек и мочевыводящих путей.

Обращает на себя внимание неожиданно высокий уровень аллергических заболеваний, лор-заболеваний и близорукости.

Сегодня в условиях модернизации образования практически большинство общеобразовательных учреждений вовлечены в процесс инноваций и информатизаций. О положительной динамике общеобразовательного учреждения и отдельно взятого педагога судят по использованию ИКТ, по внедрению инноваций. Здесь мы упускаем самое главное - ученика. А сможет ли ребенок принять и выдержать нагрузку?

Качество образования отслеживается и по итогам сдачи ЕГЭ. Надо бы отслеживать и физическое здоровье учащихся. Поэтому в условиях интенсивной компьютеризации, информатизации, интернетизации процесса обучения одним из путей улучшения качества образования является внедрение технологий тестирования показателей здоровья учащихся, исследований физического развития, физической и функциональной подготовленности.

Необходима модернизация в сфере физического воспитания. Статус предмета “физическая культура” и статус педагога сегодня должны быть изменены. Эти изменения должны быть направлены на качественное образование с сохранением высокого уровня здоровья школьников. Каждый учитель в свое время изучал основы школьной гигиены и охраны здоровья. Но используются ли эти знания в классе, в ходе преподавания предмета? А ведь нужно, чтобы урок по любой дисциплине способствовал не только интеллектуальному развитию, но и сохранял и укреплял здоровье. Это возможно при учете биологических свойств ребенка, его чувств, психологии. Об этом свидетельствует известная методика доктора медицинских наук В.Ф.Базарного. Он утверждает, что даже недолгое ограничение двигательной активности (сидение за партой) нарушает подвижность нервных процессов в коре головного мозга. Специальные исследования показали, что 2/3 из 1,5 тысячи детей склоняли голову над столом ниже допустимого предела - 20 сантиметров и меньше.

Односторонний подход к организации урока способствует утомлению, задержке развития, а порой и потере здоровья. Избежать этого можно, чередуя умственную работу с выполнением физических упражнений.

Не менее важный момент на уроке - валеологическая вставка. Под валеологической вставкой подразумевается информация, которая так или иначе связана с оздоровлением, интересна, служит поводом для размышления и может пригодиться в жизни.

Последние годы говорят и о психическом здоровье. Здесь можно порекомендовать такие психологические приемы (технологии), как: сказкотерапия, музыкотерапия, игровые оздоровительные технологии.

Все используемые технологии, приемы, используемые учителем на уроке, могут быть оценены по критерию влияния их на здоровье учащихся.

Учителя физической культуры должны овладеть методикой тестирования показателей здоровья. Эти знания позволят им оценить эффективность своего урока по сохранению и укреплению здоровья детей, помогут в формировании сознательного отношения к предмету, физическому воспитанию и здоровому образу жизни.

Наиболее доступными из современных методов ориентировочной, качественной и количественной оценки показателей здоровья являются:

1. Определение количества здоровья по Н.М.Амосову

2. Оценка уровня здоровья по Г.Л.Апанасенко

3. Методика Ю.Н.Вавилова

4. Методика Завьялова

5. Экспресс-методики (4)

1. Экспресс-оценка уровня здоровья по заболеваемости.

Количество здоровья тем больше, чем менее человек подвержен различным заболеваниям.

Высокий уровень здоровья:

  • если школьник не болел в течение учебного года.

Средний уровень здоровья:

  • если заболевание возникло во время эпидемии или при повышении нагрузки.

Низкий уровень здоровья:

  • если школьник болеет во время обычных нагрузок.

Этот способ ориентировочный. Его главная цель - привлечь внимание школьников к состоянию своего здоровья и определению причин, приведших к снижению его уровня, связанных с личным поведением (образом жизни).

Литература.

  1. ЗОТ в современной школе. Н. К.Смирнов
  2. Композиция тестовых заданий. Аванесов. М.,1998.
  3. Олимпиада по предмету “физическая культура” Чесноков Н. А.
  4. Мониторинг физического развития и физической подготовленности. Б.Х. Ландау. Лекция 5-8.Педагогический университет. Первое сентября.