Урок русского языка: "Роль личных местоимений в речи" (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • Закрепить знания учащихся о местоимении.
  • Выявить и обосновать роль личных местоимений в речи.
  • Развивать орфографическую зоркость, навыки работы с текстом, мышление, память, умение работать в группах.
  • Воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование: Сигнальные карточки.

Мультимедиа. См. Приложение 1, Приложение 2

Ход урока

1. Организация класса

Учитель: Прочитайте высказывание. (Нас ждут великие они.)

– Как понимаете смысл? – Почему не ясен смысл высказывания? (Неверно употреблено местоимение они.)

– А какую особенность местоимений мы знаем? (Указывают на лицо, но не называют.)

– Какие слова вы можете предложить вместо местоимения они?

– А теперь посмотрите, какие слова я выбрала девизом нашего сегодняшнего урока. (Нас ждут великие дела.)

– Как понимаете?

2. Сообщение темы урока

– Сегодня на уроке мы узнаем о роли личных местоимений в речи.

– Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков. В своей речи мы постоянно ими пользуемся, поэтому не случайно, что по частоте употребления местоимения занимают 3-е место после существительных и глаголов.

3. Теоретическая разминка

– Давайте посмотрим, насколько хорошо вы знаете местоимения.

  • Что такое местоимение?
  • Как называют местоимения, которые указывают на лица? (личные)
  • С помощью какого местоимения человек указывает на себя? (я)
  • В каких случаях местоимение Вы пишется с заглавной буквы?
  • Какое местоимение вы используете, если надо указать на человека женского пола, который не участвует в разговоре? (она)
  • Назовите местоимение 2лица ед. числа. (ты)
  • Какие местоимения изменяются по родам? (3 лица ед. числа)

 4. Чистописание

– Букву, которую мы будем писать на минутке чистописания, вы определите, если установите закономерность подбора букв в данных группах:

а – б – в к – л – м у – ? – х

– Какую вы видите закономерность? Какую букву мы будем писать?

– Напишите пары букв. В каждую пару входит буква ф и по очереди буквы в алфавитном порядке.

5. Словарная работа

– Написание нового словарного слова вы узнаете, отгадав загадку:

Весь день стоят на улице,
Прохожими любуются.
Их служба начинается,
Когда уже смеркается,
И не погаснут до зари
Глаза ночные … (фонари)

Толковый словарь русского языка Ушакова.

– Осветительный прибор в виде той или иной формы коробки или ящичка со стеклянными стенками, в котором помещается какой-нибудь источник света.

– Синяк от побоев, от ушиба.

– Сколько значений у слова фонарь? Как называются такие слова?

– Запишите слово, поставьте ударение, обозначьте орфограмму.

– Вам известны “Царь-колокол”, “Царь-пушка”, а еще есть “Царь-фонарь”, который находится во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. Этот фонарь высотой более двух метров, весом 160 кг, несли его перед крестным ходом на Пасху восемь человек.

– От слова фонарь образуйте и запишите однокоренные слова. Разберите по составу.

– Какие слова называем однокоренными?

– Каким местоимением можно заменить слово фонарь?

– Устно проанализируйте личное местоимение он как часть речи.

6. Работа по учебнику

– Открыли учебники с.60 упр.299.

– Читаем и выполняем задания.

– Прочитайте отредактированный текст.

– Какую роль выполняют местоимения? (Они указывают на предмет, но не называют его).

– Каким местоимением заменили существительное звезда?

– Письменно выполним морфологический разбор местоимения она. (учащийся за доской)

– Проверка.

– Длинна и нудна была бы наша речь, если бы в ней не было местоимений. Мы вынуждены были бы повторять одни и те же существительные и прилагательные. Местоимения создают нам речевое удобство, так как экономят время и пространство.

7. Работа с сигнальными карточками

– Приготовили сигнальные карточки, я буду диктовать строчки из стихотворений С.Я. Маршака, а вы находить местоимения, указывать их лицо и число.

“Львята”

Вы разве не знаете папы – (2 л. мн. ч.)
Большого рыжего льва?
У него тяжелые лапы (3 л. ед. ч.)
И косматая голова.
Он громко рычит басом (3л. ед. ч.)
И слышно его далеко (3 д. ед. ч.)
Он ест за обедом мясо, (3 л. ед. ч.)
А мы сосем молоко. (1 л. мн. ч.)

“Пингвин”

Правда, дети, я хорош? (1 л. ед. ч.)
На большой мешок похож.
На морях в былые годы
Обгонял я пароходы. (1 л. ед. ч.)

“Зебры”

Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки (2 л. мн. ч.)
На лугу среди травы.
Разлинованы лошадки,
Словно школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы.

– Кто знает, из какого сборника С.Я. Маршака взяты эти стихотворения?

8. Письмо по памяти. Работа в группах.

– А сейчас мы поработаем в группах.


строки

предложения
Личные местоимения
1-го лица 2-го лица 3-го лица
ед. ч. мн. ч. ед. ч. мн. ч. ед. ч. мн. ч.
1   + - - - - -
2   - - + - - -
3   + - + - + -
4   - + - - - -

1) Если ты сорвешь цветок.
2) Если я сорву цветок.
3) Если мы сорвем цветы.
4) Если он, и я, и ты.

То окажутся пусты
И деревья, и кусты.

– Чтобы открыть сейф знаний, необходимо расшифровать код в соответствии с данными таблицы. Соотнеси предложения с заданиями таблицы.

– Отчет групп (фронтально).

1 группа – 1-я строка (Если я сорву цветок.)
2 группа – 2-я строка (Если ты сорвешь цветок.)
3 группа – 3-я строка (Если он, и я, и ты,)
4 группа – 4-я строка (Если мы сорвем цветы.)

– У этого стихотворения есть продолжение:

То окажутся пусты
И деревья, и кусты.

– О чем это стихотворение? К чему призывает это стихотворение? Почему нельзя рвать цветы в лесу и на лугу?

– Назовите знакомые орфограммы, которые встречаются в 1 строке.(сорвешь, цветок)

– В каких словах еще встречается приставка со?

– Какая приставка в слове окажутся. Обратите внимание на написание –тся.

– Какие орфограммы в слове деревья?

Физкультминутка

– А теперь встанем и,читая, изобразим стихотворение.

– Расскажите стихотворение в парах друг другу, изображая.

– Как оформляется стихотворение на письме?

– Внимательно прочтите стихотворение про себя, приготовьтесь к письму по памяти.

– Запишите, сколько запомнили, запятые поставите при проверке.

– Самопроверка.

– Назовите местоимения, которые встретились в стихотворении.

– Возникает вопрос: “А зачем нам нужно так часто повторять местоимения? Разве нет альтернативы среди других частей речи?” Нет, без местоимений обойтись нельзя, а в силу частого употребления и малого количества повторение их неизбежно, так как постоянно возникает необходимость указывать на предметы, события, явления, о которых уже упоминалось раньше.

9. Развитие речи. Мини-сочинение “О себе”

– Зачем у вас на партах орфографические словари?

– Правильно, орфографические словари помогут вам при написании мини-сочинений о себе.

– Письменно ответьте на поставленные вопросы, подчеркните местоимения, которые встретятся в вашем тексте.

1) Как меня зовут?
2) Сколько мне лет?
3) Что я люблю делать?

Слушаем 2–3 сочинения.

10. Подведение итогов

– Подведем итог. Какова же роль местоимений в нашей речи?

– Ваши достижения на уроке. Оцените вашу работу на уроке.

 Дополнительное задание.

– Исправьте предложения.

1) Я укорял меня за невнимательность.
2) Он хвастун: всё время хвалит самого себя.
3) Он обиделся на их.
4) Мы с ими давно дружим.
5) Они ждали него.
6) Я горжусь ним.