Цели:
- Закрепить знания учащихся о местоимении.
- Выявить и обосновать роль личных местоимений в речи.
- Развивать орфографическую зоркость, навыки работы с текстом, мышление, память, умение работать в группах.
- Воспитывать интерес к родному языку.
Оборудование: Сигнальные карточки.
Мультимедиа. См. Приложение 1, Приложение 2
Ход урока
1. Организация класса
Учитель: Прочитайте высказывание. (Нас ждут великие они.)
– Как понимаете смысл? – Почему не ясен смысл высказывания? (Неверно употреблено местоимение они.)
– А какую особенность местоимений мы знаем? (Указывают на лицо, но не называют.)
– Какие слова вы можете предложить вместо местоимения они?
– А теперь посмотрите, какие слова я выбрала девизом нашего сегодняшнего урока. (Нас ждут великие дела.)
– Как понимаете?
2. Сообщение темы урока
– Сегодня на уроке мы узнаем о роли личных местоимений в речи.
– Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков. В своей речи мы постоянно ими пользуемся, поэтому не случайно, что по частоте употребления местоимения занимают 3-е место после существительных и глаголов.
3. Теоретическая разминка
– Давайте посмотрим, насколько хорошо вы знаете местоимения.
- Что такое местоимение?
- Как называют местоимения, которые указывают на лица? (личные)
- С помощью какого местоимения человек указывает на себя? (я)
- В каких случаях местоимение Вы пишется с заглавной буквы?
- Какое местоимение вы используете, если надо указать на человека женского пола, который не участвует в разговоре? (она)
- Назовите местоимение 2лица ед. числа. (ты)
- Какие местоимения изменяются по родам? (3 лица ед. числа)
4. Чистописание
– Букву, которую мы будем писать на минутке чистописания, вы определите, если установите закономерность подбора букв в данных группах:
а – б – в | к – л – м | у – ? – х |
– Какую вы видите закономерность? Какую букву мы будем писать?
– Напишите пары букв. В каждую пару входит буква ф и по очереди буквы в алфавитном порядке.
5. Словарная работа
– Написание нового словарного слова вы узнаете, отгадав загадку:
Весь день стоят на улице,
Прохожими любуются.
Их служба начинается,
Когда уже смеркается,
И не погаснут до зари
Глаза ночные … (фонари)
Толковый словарь русского языка Ушакова.
– Осветительный прибор в виде той или иной формы коробки или ящичка со стеклянными стенками, в котором помещается какой-нибудь источник света.
– Синяк от побоев, от ушиба.
– Сколько значений у слова фонарь? Как называются такие слова?
– Запишите слово, поставьте ударение, обозначьте орфограмму.
– Вам известны “Царь-колокол”, “Царь-пушка”, а еще есть “Царь-фонарь”, который находится во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. Этот фонарь высотой более двух метров, весом 160 кг, несли его перед крестным ходом на Пасху восемь человек.
– От слова фонарь образуйте и запишите однокоренные слова. Разберите по составу.
– Какие слова называем однокоренными?
– Каким местоимением можно заменить слово фонарь?
– Устно проанализируйте личное местоимение он как часть речи.
6. Работа по учебнику
– Открыли учебники с.60 упр.299.
– Читаем и выполняем задания.
– Прочитайте отредактированный текст.
– Какую роль выполняют местоимения? (Они указывают на предмет, но не называют его).
– Каким местоимением заменили существительное звезда?
– Письменно выполним морфологический разбор местоимения она. (учащийся за доской)
– Проверка.
– Длинна и нудна была бы наша речь, если бы в ней не было местоимений. Мы вынуждены были бы повторять одни и те же существительные и прилагательные. Местоимения создают нам речевое удобство, так как экономят время и пространство.
7. Работа с сигнальными карточками
– Приготовили сигнальные карточки, я буду диктовать строчки из стихотворений С.Я. Маршака, а вы находить местоимения, указывать их лицо и число.
“Львята”
Вы разве не знаете папы – (2 л. мн. ч.)
Большого рыжего льва?
У него тяжелые лапы (3 л. ед. ч.)
И косматая голова.
Он громко рычит басом (3л. ед. ч.)
И слышно его далеко (3 д. ед. ч.)
Он ест за обедом мясо, (3 л. ед. ч.)
А мы сосем молоко. (1 л. мн. ч.)
“Пингвин”
Правда, дети, я хорош? (1 л. ед. ч.)
На большой мешок похож.
На морях в былые годы
Обгонял я пароходы. (1 л. ед. ч.)
“Зебры”
Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки (2 л. мн. ч.)
На лугу среди травы.
Разлинованы лошадки,
Словно школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы.
– Кто знает, из какого сборника С.Я. Маршака взяты эти стихотворения?
8. Письмо по памяти. Работа в группах.
– А сейчас мы поработаем в группах.
№ строки |
№ предложения |
Личные местоимения | |||||
1-го лица | 2-го лица | 3-го лица | |||||
ед. ч. | мн. ч. | ед. ч. | мн. ч. | ед. ч. | мн. ч. | ||
1 | + | - | - | - | - | - | |
2 | - | - | + | - | - | - | |
3 | + | - | + | - | + | - | |
4 | - | + | - | - | - | - |
1) Если ты сорвешь цветок.
2) Если я сорву цветок.
3) Если мы сорвем цветы.
4) Если он, и я, и ты.
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
– Чтобы открыть сейф знаний, необходимо расшифровать код в соответствии с данными таблицы. Соотнеси предложения с заданиями таблицы.
– Отчет групп (фронтально).
1 группа – 1-я строка (Если я сорву цветок.)
2 группа – 2-я строка (Если ты сорвешь цветок.)
3 группа – 3-я строка (Если он, и я, и ты,)
4 группа – 4-я строка (Если мы сорвем цветы.)
– У этого стихотворения есть продолжение:
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
– О чем это стихотворение? К чему призывает это стихотворение? Почему нельзя рвать цветы в лесу и на лугу?
– Назовите знакомые орфограммы, которые встречаются в 1 строке.(сорвешь, цветок)
– В каких словах еще встречается приставка со?
– Какая приставка в слове окажутся. Обратите внимание на написание –тся.
– Какие орфограммы в слове деревья?
Физкультминутка
– А теперь встанем и,читая, изобразим стихотворение.
– Расскажите стихотворение в парах друг другу, изображая.
– Как оформляется стихотворение на письме?
– Внимательно прочтите стихотворение про себя, приготовьтесь к письму по памяти.
– Запишите, сколько запомнили, запятые поставите при проверке.
– Самопроверка.
– Назовите местоимения, которые встретились в стихотворении.
– Возникает вопрос: “А зачем нам нужно так часто повторять местоимения? Разве нет альтернативы среди других частей речи?” Нет, без местоимений обойтись нельзя, а в силу частого употребления и малого количества повторение их неизбежно, так как постоянно возникает необходимость указывать на предметы, события, явления, о которых уже упоминалось раньше.
9. Развитие речи. Мини-сочинение “О себе”
– Зачем у вас на партах орфографические словари?
– Правильно, орфографические словари помогут вам при написании мини-сочинений о себе.
– Письменно ответьте на поставленные вопросы, подчеркните местоимения, которые встретятся в вашем тексте.
1) Как меня зовут?
2) Сколько мне лет?
3) Что я люблю делать?
Слушаем 2–3 сочинения.
10. Подведение итогов
– Подведем итог. Какова же роль местоимений в нашей речи?
– Ваши достижения на уроке. Оцените вашу работу на уроке.
Дополнительное задание.
– Исправьте предложения.
1) Я укорял меня за невнимательность.
2) Он хвастун: всё время хвалит самого себя.
3) Он обиделся на их.
4) Мы с ими давно дружим.
5) Они ждали него.
6) Я горжусь ним.