Мы все с вами заинтересованы в том, чтобы видеть результаты своей преподавательской деятельности. Но каким образом определить, как и чему мы научили детей? Мне хотелось бы поделиться с вами своим видением данного вопроса.
На мой взгляд, нельзя не согласиться с тем, что современное образование переживает инновационный бум, характерная черта которого выражается в том, что “на одном и том же фестивале авторских школ пропагандируются резко отличающиеся друг от друга типы учебных заведений: одни используют развивающее обучение В.В.Давыдова, другие следуют идеям Л.Н.Толстого, третьи внедряют систему Л.В.Занкова, четвёртые ратуют за “диалог культур”, а пятые в восторге от Вальдорфской школы” [6].
Иными словами, в настоящее время мы не имеем дело с единой педагогической практикой, напротив, формируются разные, существенно отличающиеся виды педагогических практик (традиционное, развивающее, новое гуманитарное, религиозное, эзотерическое образование и др.).
В 2001 году я принимал участие в цикле семинаров, организованных Центром Демократического Образования Фонда Сороса при поддержке USAID “Развитие критического мышления через чтение и письмо”. Восьмой год работаю по теме самообразования “Роль технологии критического мышления в формировании личности школьников”, разрабатываю уроки с использованием стратегий технологии “RWCT”, накапливаю дидактический материал по данной теме, на уроках использую упражнения, позволяющие повышать уровень владения языком, способствующие формированию у школьников критического мышления.
Я рад, что имею возможность рассказать вам подробнее о том, что представляет собою технология “Развитие критического мышления через чтение и письмо”.
Долгое время педагоги обсуждали важность фактического знания в сравнении с практическим и схематическим знаниями. Те, кто предполагают, что фактическое знание является самым важным, уверены, что обучение, построенное соответствующим образом, готовит учащихся к тому, чтобы стать настоящими гражданами общества.
Те, кто наиболее критически подходит к схематическим знаниям и практическому опыту, полагают, что одних только знаний недостаточно. Они считают, что знания тогда ценны, когда они полезны, когда они понятны в схематических терминах и могут быть применены практически, творчески и критически.
Критическое мышление – это здоровое сомнение в чём-то. Перед нами стоит задача – работать на конечный результат, учить детей, чтобы ребёнок умел найти главное. “Каждый получает ровно столько, сколько вкладывает сам”.
В изменяющемся мире для учащихся необходимо уметь анализировать информацию и решать, что является главным, уметь выразить своё отношение к новым идеям и знаниям, давать понятие чему-то новому, отвергать неуместную и ненужную информацию.
Ценность данной технологии (RWCT) в том, что она учит слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, поэтому работают все. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний.
RWCT – это американская технология, она включает в себя до 80 стратегий. Их можно использовать как отдельно, на любом этапе урока, так и строить весь урок по определённой структуре.
Основы методики критического мышления включают три стадии, три этапа урока: вызов, осмысление, размышление.
Первая стадия – вызов (побуждение), когда определяется тема урока, происходит актуализация имеющихся знаний по теме, выясняется, что дети уже знают об этом или думают, что знают, что хотят узнать или что нужно узнать и для чего это нужно знать. С этой целью используются разные приемы обучения (например, составление кластера или ассоциации), в котором наглядно видна связь ключевого слова темы урока с другими понятиями или явлениями. Роль учителя на этом этапе невелика, дети должны чувствовать себя комфортно.
На этой стадии используется прием “мозгового штурма”, который активизирует внимание всех учеников (и слабых, и сильных). У детей появляется интерес к предмету разговора. На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определять цели познавательной деятельности на данном уроке.
Вторая стадия – осмысление (поиск ответов), поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока. Ребенок больше работает самостоятельно, в парах или группах. Если что-то не понятно, то он может обратиться за помощью к учителю. Это этап познания, где учащиеся получают возможность познакомиться с новой информацией, идеями или понятиями, связать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая своё понимание. Для этого используются самые разнообразные приемы: чтение текста с остановками, составление семантической таблицы, диаграмма ВЕНН, дневник двойной записи, развивающая лекция, ЖИГСО I, ЖИГСО II, изложение в паре, углы и др.
Третья стадия – размышление (рефлексия) – позволяет выяснить, насколько ребенок понял тему. Должны задаваться как закрытые (выражающие одно мнение), так и открытые (выражающие несколько мнений) вопросы. Ответы должны быть по возможности полными и расширенными. Учащиеся осмысливают все то, что они изучали на уроке, выражают мысли и понятия через информацию, которую они получили. Эта стадия реализуется также с помощью различных приемов (стратегий): групповой дискуссии, написания мини-сочинения или эссе, пятистишия, кластера, дискуссионной карты, авторского стула. Происходит целостное осмысление, обобщение и усвоение полученной информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного.
Важно отметить, что данная структура урока является как процессом обучения, так и изучением процесса познания самими учащимися.
Эти три стадии могут плавно переходить одна в другую, но они должны присутствовать на каждом уроке, так как это позволяет увидеть сложный мыслительный процесс, который начинается с информации, а заканчивается ее осмыслением, принятием решения.
Обучение критическому мышлению – нелёгкая задача. Нет какого-то перечня шагов, которые ведут к критическому мышлению. Но существуют определённые условия и подходы, способствующие развитию критического мышления:
- учащиеся должны располагать временем и возможностью практики в критическом мышлении;
- ученики должны поощряться в ходе учебного процесса;
- должны быть приняты разнообразные идеи и мнения;
- в классе должна быть создана атмосфера, в которой нет насмешек, иронии над чьим-либо мнением;
- учитель должен верить в способности каждого ученика.
Учащиеся, мыслящие критически, вовлеченные в активный процесс систематической работы, думающие о своих знаниях, способны утвердить себя и правильно осознать себя в окружающем их мире.
Сделать учеников партнерами в процессе оценивания – значит дать им понять, что означает хорошая работа. А этого, в свою очередь, можно достигнуть установлением точных критериев оценки. В классе, где проводится развитие критического мышления, учителям часто предлагается ставить не просто фактические отметки за работу и деятельность (т.е., они не должны просто посчитать количество “правильных” ответов на вопросы, чтобы поставить данную отметку). В таких случаях полезным будет подход к оценке, называемой “рубрика”, точное утверждение того, какая выполненная работа заслуживает высокой оценки, средней оценки и низкой оценки. В данной технологии существуют, кроме рубрики, и другие стратегии оценивания критического мышления: самооценка, самоанализ в группе, образец работы, оценочный портфель.
Можно отметить следующие преимущества технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо”:
- У учеников повышается интерес к самому процессу обучения;
- Появляется возможность для учащихся добывать знания практически самостоятельно, что, в свою очередь, способствует формированию критического мышления у учеников, дает возможность преподавателю наблюдать за процессом обучения и анализировать его;
- В конце каждого занятия виден практический результат, т.е. насколько учеником понят и усвоен материал.
В этой технологии (“Развитие критического мышления через чтение и письмо”) импонирует многое: во-первых, дети учатся думать, выражать свое мнение; во-вторых, ученики сами добывают знания, пропуская их через свои ощущения, через собственный опыт; в-третьих, методы “RWCT” учат демократическим отношениям, поощряют активное участие учеников в учебном процессе, позволяют поверить в себя, относиться с уважением к мнению других. У ребят повышается интерес к учёбе, изменяется мотивация обучения и, как следствие этого, учащиеся больше времени уделяют добыванию дополнительной информации, интересной для них.
Есть замечательное изречение Сократа: “Голова ребенка — не сосуд, который нужно заполнить, это факел, который нужно зажечь”. На мой взгляд, технология развития критического мышления помогает достичь поставленной перед нами обществом цели, способствует реализации данного изречения.
Список использованной литературы:
- Бин Д. Сущность технологии критического мышления // Голос и видение. –2002.-№3.
- Джонсон Х.Р. О критическом мышлении // Перемена.-2002.-№6.
- Дьюи Д. Развитие критического мышления // Голос и видение. – 2002.-№1.
- Исламгулова О.Ф. Психологическое исследование влияния на работоспособность школьников традиционной и новой технологии обучения //Творческая педагогика. – 2000. – №3.
- Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Русский язык.– 2002.-№29.
- Терегулов Ф.Ш., Штейнберг В.Э. Образование третьего тысячелетия: от мифологии – через кризис педагогики – к технологии // Школьные технологии.– 1998.– №3.
- Шмелькова Л.В. Технологизация образовательного процесса.-Курган, 2002.
- Эннис Р. Концепция критического мышления // Голос и видение.– 2000.-№4.