Цели:
- Закреплять умение решать буквенные выражения.
- Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.
- Развивать умение рассуждать, мыслить.
Ход урока
1. Организационный момент
а) 2 человека получают карточки и начинают работать на закрытых крыльях доски.
1 карточка:
Выпиши только суммы и найди их значения.
60 – 36 = 70 – 7 = 57 + 3 = 72 – 4 = 27 + 5 = 66 + 30 =
2 карточка:
Выпиши только разности и найди их значения.
60 – 36 = 70 – 7 = 57 + 3 = 72 – 4 = 27 + 5 = 66 + 30 =
б) Разминка, включение в работу.
Ответьте на мой вопрос: Зайчата спрятались от волка. Из-за кустика видно 8 ушек. Сколько зайчат спряталось за кустиком?
2. Устный счетНа экране (слайд 1. См. Приложение 1)
60 – 36 = 70 – 7 = 57 + 3 = 72 – 4 = 27 + 5 = 66 + 30 =
Вначале прочитайте и вычислите только суммы (Прочитайте по-разному: а) 1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма; б) сумма чисел…; в) к 57 прибавить 3)
Покажите ответы карточками.
Теперь прочитайте и вычислите только разности (Прочитайте по-разному: 1) уменьшаемое, вычитаемое, разность; 2) из 70 – 7)
Показывайте ответы карточками.
Как называются такие выражения? (числовые)
А какие еще бывают выражения? (буквенные)
Почему они так называются? (В их записи используются латинские буквы)
3. Тема урокаКакой же будет тема сегодняшнего урока? (Буквенные выражения)
(на экране: слайд 2)
4. Решение буквенных выраженийа) с.6 №4 (на экране: слайд 3)
d 6 7 8 9 10 d – 5 1 d + 10 16
d – 5 и d + 10 – Что это? (Буквенные выражения)
– Как вычислить решить такое буквенное выражение? (Вместо буквы можно подставить любое число)
– Как получили число 1? (Букву d заменили числом 6. Получилось выражение 6 – 5. Разность равна 1)
– Как получить следующее число 2-ой строки? (d = 7, 7 – 5 = 2)
Аналогично закончить строку.
– Как получили число 16? (Букву заменили числом 6. Получилось выражение 6 + 10. Сумма равна 16)
Как получить следующее число 3-ей строки? (в = 7, 7 + 10 = 17)
Аналогично закончить строку.
б) с.6 №5 Самостоятельная работа.
– Прочитайте. Что надо сделать сначала? (Записать сумму и разность)
Запишем на доске:
а а + 8 а – 8
– Что будем делать дальше? (Подставлять числа вместо буквы)
а = 12 12 + 8 = 20 12 – 8 = 4
Закончите задание самостоятельно. Проверьте выполнение в парах.
5. ФизкультминуткаУпражнение для глаз (слайд 4)
6. Решение задача) А сейчас вы попробуете подобрать буквенные выражения к схемам задач. (Используются карточки Кларо) Работать будете парами. Один ученик работу выполняет на компьютере (экран закрыт).
Проверьте себя, сверив свою работу с изображением на экране. (слайд 5)
б) с.6 №8. Решение задачи.
Прочитайте.
– О чем задача? (О книгах.)
– Где стояли книги? (На полках)
– Сколько было полок? (Две)
– Что известно о книгах на каждой из полок? (На одной – 32 книги, на второй – 40 книг.)
– Что сделали с книгами? (Выдали читателям.)
– Сколько книг выдали? (20 книг).
– Посмотрите макет задачи.
(Макет выполнен из кирпичиков ЛЕГО).
(Я выставила 3 одинаковых макета, что должно натолкнуть на мысль о нескольких способах решения задачи.)
– Решите задачу самостоятельно. Каждый может решить задачу по-своему.
(В процессе решения учитель вызывает к доске 3-х учеников, которые решили задачу разными способами.)
– Давайте сверим свое решение с решением на доске. Все решения разные. Какое из них правильное? Докажите, что ваше решение верное, используя макеты. (Каждый ученик у доски объясняет свое решение.)
– Запишите три способа решения выражениями. Сверьтесь с записью на экране (слайд 6).
– Всегда ли такую задачу можно решить 3-мя способами? (Да. Нет)
– Мнения разделились. Поясните свой ответ, те кто считает, что 3-мя способами решить задачу можно не всегда.
– После обсуждения, приходим к выводу:
Если количество книг больше 32, то задачу можно решить 2-мя способами. Если количество книг будет больше 40, то задачу можно будет решить только одним способом.
7. Итог урока– Чему учились на уроке? (Учились решать буквенные выражения, решали задачу разными способами)
– Кто научился решать буквенные выражения? А кто не уверен в своих знаниях?
– Что узнали нового? (Узнали, что если изменятся данные задачи, то и количество способов решения тоже может измениться.)
8. Оценка работы