Использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе начальной школы

Разделы: Начальная школа


Информатизация процесса обучения – одна из основных тенденций развития современного образования. Информационная компетентность включается в число ведущих компетентностей современного учителя. Современный педагог должен не только хорошо владеть компьютером, но и уметь квалифицированно отбирать компьютерные программы и материалы, которые в полной мере соответствуют содержанию, целям изучения конкретной дисциплины, способствуют развитию личности учащихся.

Под информатизацией понимается процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей участников образовательного процесса, обеспечения теорией и практикой создания и использования новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей.

Очевидно, что помимо освоения технических возможностей компьютера большое значение имеет формирование и развитие профессиональной культуры учителя. Информационная культура как её составляющая не может рассматриваться лишь в контексте преподавания информатики в начальной школе. Грамотное использование педагогом современных аудиовизуальных средств обучения необходимо при проведении уроков по многим учебным предметам, изучаемым в начальной школе. Об этом говорится в Федеральном компоненте государственного стандарта.

“Гимназия №32” города Новокузнецка осуществляет опытно-экспериментальную работу по теме “Повышение качества воспитательно-образовательного процесса через развитие информационно-коммуникационных технологий”. Активное участие в этой работе принимает творческая группа учителей начальных классов. На первом этапе работы было проанализировано состояние образовательной среды первой ступени гимназии, определены условия развития процесса информатизации. Они обозначены в таблице 1.

Таблица 1

Условия развития информатизации воспитательно-образовательного процесса начальной школы

Условия Содержание работы
Нормативно-правовые Изучение нормативно-правовых документов
Организационные Определение состава творческой группы по внедрению информационных технологий

Составление плана работы по реализации программы опытно-экспериментальной работы на первой ступени обучения

Организация психологического сопровождения

Научно-методические Повышение квалификации через курсовую подготовку учителей начальных классов, семинары, консультации, самообразование
Социально-педагогические Анкетный опрос младших школьников и их родителей о целесообразности использования информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе начальной школы

Проведение родительских собраний по вопросу использования компьютера в образовательных целях

Материально-технические Подготовка необходимого оборудования для осуществления процесса информатизации в начальной школе

Анализ существующих кадровых условий свидетельствует о высоком уровне готовности учителей начальных классов к осуществлению работы в рамках эксперимента.

Таблица 2

Профессиональный уровень учителей начальных классов МОУ “Гимназия № 32”

Квалификационная категория Количество %
Высшая 50%
Первая 50%

В методическом объединении учителей начальных классов 5 педагогов имеют звание “Почётный работник образования”.

Таблица 3

Повышение квалификации учителей начальных классов.

Название курсов Количество учителей, повысивших квалификацию
(%)
“Новые информационные и коммуникационные технологии: Пользователь ПК” 100%
“Использование информационных технологий в учебном процессе” 7 учителей из 12 (58%)
“Конструирование педагогических тестов средствами информационных технологий” 1 администратор

В результате анкетного опроса младших школьников и их родителей определился социальных заказ – формирование у обучающихся первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в том числе при помощи компьютера. С целью выполнения социального заказа в гимназии №32 организовано преподавание начального курса информатики во 2–4-х классах по программе Н.В.Матвеевой, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатовой “Информатика”. Учитель информатики осуществляет преемственность с другими предметами, изучаемыми на первой ступени обучения. Развитие логического и алгоритмического мышления, освоение основ компьютерной грамотности, формирование восприятие компьютера как помощника в учёбе, как инструмента творчества, самовыражения и развития – всё это задачи обучения информатике в начальных классах. Следует отметить, что коллектив учителей начальных классов гимназии принял решение о переходе на обучение по новому учебно-методическому комплекту (УМК) “Перспективная начальная школа” (руководитель проекта – профессор Чуракова Р.Г.). Одним из типических свойств методической системы данного УМК является интерактивность. Под интерактивностью понимается прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебного пособия за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством переписки. На страницах учебников напечатаны Internet – адреса, рассчитанные на технические условия использования компьютера в школе и возможностей школьников обращаться к современным источникам информации дома. УМК выстраивает систему интерактивного общения со школьниками посредством систематического обмена письмами между героями учебников и школьниками. Опыт такого общения появляется и у учеников гимназии №32. Как правило, вступают в клуб и ведут активную переписку с героями учебников те ученики, кому оказывают информационную поддержку взрослые (родители или учителя), а более всего те, кто нуждается в дополнительной эмоциональной поддержке. Интерактивность – это ещё и требование реализации интерактивных проектов внутри таких образовательных областей, как “Русский язык и литературное чтение”, “Естествознание. Обществознание”, “Технология”.

По данным опроса у большинства обучающихся компьютер ассоциируется, прежде всего, с досугом, возможностью поиграть, отдохнуть. Важным условием информатизации является системный подход в использовании информационных технологий. Учителями начальных классов определены основные направления использования компьютера на первой ступени обучения:

  • преподавание начальных элементов информатики, вычислительной техники и программирования;
  • использование прикладного программного обеспечения по различным предметам;
  • управленческая деятельность (оформление, анализ и хранение результатов контрольно-инспекционной деятельности);
  • применение информационных технологий в методической работе;
  • использование презентаций, цифровых фотографий, музыкальных и видеофрагментов в воспитательной работе.

Таким образом, использование информационных технологий осуществляется в учебной, творческо-деятельностной, профессионально-личностной среде.

Целями эффективного осуществления информатизации воспитательно-образовательного процесса в начальной школе определены:

  • развитие личности младшего школьника посредством формирования творческого мышления, самостоятельности и активности в творческой деятельности;
  • формирование информационной культуры ученика;
  • повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса, использование возможностей информационных технологий для повышения мотивации познания, инициативности познавательной деятельности;
  • создание открытой информационной образовательной среды в начальной школе.

В данный момент в гимназии ведётся поиск оптимальной комплектации учебных кабинетов компьютерной техникой. Два современных компьютерных класса, формируется медиацентр, прессцентр, 10 рабочих мест учителя, 3 рабочих места завуча, рабочее место руководителя эстетического центра, 2 рабочих места кадровой службы, рабочее место библиотекаря, рабочее место психолога оснащены современным оборудованием.

Данные диагностики свидетельствуют, что во время уроков с применением информационных технологий повышается мотивация учения, ребёнок приобретает уверенность в своих знаниях, наблюдается уменьшение показателей уровня школьной тревожности. Опыт применения информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеклассной работе позволяет сделать вывод о том, что компьютер даёт учителю новые возможности, он может вместе с учеником получить удовольствие от увлекательного процесса познания, с помощью новейших технологий погружается в яркий, красочный мир.

Одним из важнейших потенциалов компьютера в организации образовательной среды является применение его в качестве средства организации самостоятельной деятельности младших школьников. В гимназии №32 сложился опыт проведения в начальной школе научно-практических конференций. Анализируя представленные на научную конференцию исследовательские работы, педагоги начальных классов пришли к выводу, что наибольшую популярность среди юных исследователей получили работы с применением компьютерных технологий. Вниманию зрителей были представлены индивидуальные и групповые проекты “Карта звёздного неба”, “Кошки”, виртуальные экскурсии “Родной край” и “Озеро Байкал”. В 2007/2008 учебном году все желающие обучающиеся включились в проект по созданию интерактивного учебного пособия “Дидактические материалы с краеведческим содержанием к урокам математики”.

В итоге систематической кропотливой работы интерес и внимание детей от “игр – стрелялок” переключился на работу с программами обучающего и развивающего характера. Любимы детьми энциклопедии издательства “Кирилл и Мефодий” - настоящая кладезь мудрости. В них, кроме информационных и образовательных статей и фотоматериалов, содержатся интерактивные тематические карты, игровые и развивающие программы, вопросы викторины. Программы серии “Уроки Кирилла и Мефодия” сертифицированы Институтом информатизации образования РФ и рекомендованы для широкого использования в учреждениях образования. Интересен пакет программ “НЕсерьёзные уроки” (в него входят разделы: “Учимся думать”, “Учимся запоминать”, “Учимся считать”, “Учимся рисовать”, “Учимся анализировать”, “Учим буквы и цифры”, “Учимся мыслить логически”, “Развиваем реакцию”).

Своеобразной “визитной карточкой” природоведческой минутки на уроке окружающего мира стало предъявление прогноза погоды из Internet. Несколько лет в учебном процессе начальной школы успешно применяется электронный каталог собственного музея изобразительных искусств гимназии. Все желающие могут выйти на сайт “Гимназии №32”.

С приходом в гимназию информационных технологий изменилась и миссия библиотеки. Из учебно-вспомогательного подразделения библиотека превращается в центр информационно-библиотечного обеспечения, центр формирования информационной культуры учащихся. С целью развития у юных читателей навыка независимого библиотечного пользователя создан электронный библиотечный каталог, постоянно пополняется библиотека интерактивных учебных пособий.

Следует отметить, что организуя работу по воспитанию информационной культуры младших школьников, учитель начальных классов должен помнить о проекции общечеловеческих ценностей на сферу информационной деятельности. Увеличение доли дистанционного общения и уменьшение доли живого человеческого общения является определённым риском при осуществлении процесса информатизации. Ориентация детей на поиск и использование именно достоверной, полезной, актуальной информации – необходимая составляющая информационной культуры.

Таким образом, внедрение Информационных технологий в начальных классах позволяет обеспечить подготовку школьников к решению информационных задач на последующих ступенях общего образования, воспитывает их способность к адаптации в быстро изменяющейся информационной среде, что является важнейшим элементом информационной культуры современного человека.

Литература

  1. Башмаков М.И. Информационная среда обучения / М.И. Башмаков, С.Н. Поздняков, Н.А. Резник. – СПб,1996. – 167 с.
  2. Красильникова В.А. Информатизация образования: понятийный аппарат / В.А. Красильникова //Информатика и образование. – 2003. - №4. – С. 21–27.
  3. Матвеева Н.В. Обучение информатике во 2-м классе: методической пособие /Н.В.Матвеева, Н.К.Конопатова, Л.П.Панкратова, Е.Н.Челак. – М.: БИНОМ; Лаборатория знаний, 2004. – 287 с.
  4. Чванова М.С. Компьютер в школе / М.С. Чванова // Педагогическая информатика. 1999,  №4. – С.3–10.
  5. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство /Б.П.Сайков. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 405 с.