Цели:
Методические:
- закрепить и проконтролировать уровень знаний и умений и учащихся по теме «Четырехугольники»;
- усовершенствовать навыки решения задач;
- повторить и расширить представления учащихся об аксиомах планиметрии;
- выстроить логическую связь между разделами курса геометрии «Аксиоматическое построение геометрии» и «Четырехугольники»;
- познакомить с существованием неевклидовой геометрии;
- систематизировать знания и умения по теме «Четырехугольники».
Психолого-педагогические:
- создать у школьников положительную мотивацию к выполнению умственных и практических заданий;
- помочь развитию интереса у учащихся не только к содержанию, но и к процессу овладения знаниями;
- повысить общую культуру у учащихся;
- продолжать развитие мыслительной деятельности при практической работе, развитие творческих способностей, логического мышления учащихся.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, рабочая тетрадь к уроку в трех вариантах по степени сложности (см. Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3), таблицы с ответами и кратким решением задач.
План урока (слайд 2)
- Точное логическое определение понятий – главнейшее условие истинного знания. Сократ (Кроссворд на проверку знаний основных определений по теме; тест на знание свойств четырехугольников).
- Геометрия приближает разум к истине. Платон (Решение задач)
- О мир, пойми! Певцом во сне открыты Закон звезды и формула цветка. М.Цветаева (Первое знакомство с неевклидовой геометрией)
- В истории мы черпаем мудрость, в поэзии остроумие, в математике – проницательность. Ф. Бэкон (Сказка-вопрос)
Ход урока
1. Организационный момент (3 мин)
Приветствие, объявляется тема и цели урока. (Слайд 1)
2. (8 мин)
Учитель: Приступаем к первой части урока, которая пройдет под девизом: «Точное логическое определение понятий – главнейшее условие истинного знания» Сократ (слайд 3). Вам предложен кроссворд на проверку знаний основных определений по теме (слайд 4).
Учитель читает задания, учащиеся устно отвечают.
Вопросы кроссворда:
По горизонтали:
1. Четырехугольник, у которого противолежащие стороны параллельны.
2. Точка, соединяющая две соседние стороны четырехугольника.
3. Параллелограмм, у которого все угла прямые.
По вертикали:
4. Четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие не параллельны.
5. Отрезок, соединяющий соседние вершины.
6. Параллелограмм, у которого все углы прямые, а стороны равны.
7. Отрезок перпендикуляра, опущенного из вершины четырехугольника к противоположной стороне.
8. Отрезок, соединяющий противолежащие вершины четырехугольника.
9. Параллелограмм, у которого все стороны равны.
Учитель: Спасибо, молодцы!
Перед вами на партах лежат рабочие тетради. Откройте их, на первой странице вам предложена таблица на знание свойств четырехугольников. Заполните ее самостоятельно, отметив знаки « + » или «–» напротив утверждений. В последней строке таблицы изобразите четырехугольники, о которых идет речь. (Второй экземпляр таблицы под копирку сдают на проверку)
Параллелограмм | Прямоугольник | Ромб | Квадрат | |
1. Противолежащие стороны параллельны и равны | ||||
2. Все стороны равны | ||||
3. Противолежащие углы равны | ||||
4. Все углы прямые | ||||
5. Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам | ||||
6. Диагонали равны | ||||
7. Диагонали взаимно перпендикулярны | ||||
Постройте фигуру (для каждого варианта свой чертеж) |
Проверим ответы.
(Слайд 5, при необходимости, нажатием на название четырехугольника, появляется чертеж.)
3. (20 мин)
Девизом ко второй части урока являются слова Платона «Геометрия приближает разум к истине» (Слайд 6)
Перед вами в рабочих тетрадях задачи на готовых чертежах в трех вариантах. Требуется записать краткое решение задачи. Кто быстрее выполнит задание, записывает и объясняет краткое решение на доске. Остальные проверяют. (Слайд 7)
Краткие решения:
I вариант:
АВ + ВС = 47, ВС – АВ = 27, тогда ВС = АD = 37, АВ = СD = 10.
Ответ: 37, 10, 37, 10.
II вариант:
ВАD = ВСD = 60° ; АВС = СDА = 120° ; ВD = 5.
Ответ: 60°, 120°, 60°, 120°, 5.
III вариант:
D = 46°, В = С = 180° – 46° = 134°; АD = 2 МN – ВС = 128 – 36 = 92; P = 20 • 4 + 36 + 92 = 208.
Ответ: 46°, 134°, 134°, 208.
Ученики быстро справляются с решением предложенных задач и приступают к решению заданий 2.2 (1, 2) в рабочей тетради (можно работать с опережением). Проверка решений производится фронтальная с комментариями по таблицам решений и кратких ответов, вывешенным на доске. Те ученики, которые не справились с решением задач, получают ответы на возникшие вопросы и дорабатывают задачи дома.
Вариант 1
- Найдите углы прямоугольной трапеции, если один из ее углов равен 20°. (Ответ: 90°, 90° 160°)
- Найдите углы параллелограмма, если одна из его диагоналей является высотой и равна одной из его сторон.
- (Дополнительная задача.) Высота ВМ, проведенная из вершины угла ромба АВСД образует со стороной АВ угол 30° АМ = 4 см. Найдите длину диагонали ВD ромба, если точка М лежит на стороне АD.
Краткие решения:
Задача 2:
= СД, ВДС = 90°, тогда ВСД – равнобедренный, значит ВСД = 45°, АВС = АДС = 135°.ВД
Ответ: 45°, 135°, 45°, 135°.
Задача 3:
= 8 см (т.к. АВМ = 30° ), АВМ – прямоугольный, значит А = 60°, тогда ВАД равносторонний и ВД = 8 см.АВ
Ответ: 8 см.
Вариант 2
- Угол между диагоналями прямоугольника равен 80°. Найдите угол между диагональю и меньшей стороной прямоугольника. Ответ: 50°.
- В трапеции АВСD диагональ АС перпендикулярна боковой стороне СD и является биссектрисой угла А. Найдите длину АВ, если периметр трапеции равен 35 см, угол D равен 60°.
- (Дополнительная задача.) В параллелограмме ABCD одна сторона больше другой в два раза. Периметр параллелограмма равен 42 см. BM и DN – высоты параллелограмма. Найти стороны. Доказать, что ∆ABM ¹ ∆NCD.
Краткие решения
Задача 2:
САД = 90° – 60° = 30°, тогда
ВАД = 60°. В
трапеции углы при основании равны, значит
боковые стороны равны: АВ = СД. САД = 30°, значит АД
= 2АВ. ВАС = ВСА = 30°, тогда АВС – равнобедренный
и АВ = ВС. Р = АВ + АВ + АВ +
2АВ = 35, откуда АВ = 7 см.
Ответ: 7 см.
Задача 3:
Пусть АВ = х, тогда ВС = 2х. Зная,
что Р = 42, составим уравнение: (х
+ 2х) • 2 = 42, откуда АВ = 7 см, ВС
= 14 см. Докажем, что ABM NCD.
Предположим противное, тогда соответствующие
стороны должны быть равны, но ВМ не может
быть равно СD, так как СD = АВ,
а гипотенуза всегда больше катета.
Ответ: 7 см, 14 см, 7 см, 14 см.
Вариант 3
- В параллелограмме АВСD известно, что A = 60°, АВ = 10 см, АD = 16 см. Найдите расстояние от вершин В и D до биссектрисы BCD. (Ответ: 8 см, 5 см. Примечание: для решения воспользоваться свойством: катет, лежащий против угла в 30° равен половине гипотенузы.)
- В ромбе АВСD биссектриса угла DСА перпендикулярна стороне АD. Найдите углы ромба.
- (Дополнительная задача) Биссектриса угла С параллелограмма ABCD пересекает сторону АD в точке М и продолжение стороны АВ за точку А в точке N. Найдите периметр параллелограмма, если АN = 4, DM = 3.
Краткие решения
Задача 2:
Пусть МСD = АСМ = х, тогда АСD = 2х, АDС = 90° – х. Зная, что сумма углов треугольника 180°, составим и решим уравнение: 2х + 2х + 90° –х = 180°, х = 30°. Тогда углы ромба равны: 120°, 60°, 120°, 60°.
Задача 3:
ВСМ = DCМ = СМD,
тогда СDМ – равнобедренный,
значит СD = МD = АВ = 3 см. СМD = АМN = ANM,
тогда ANM – равнобедренный,
значит АN = AM = 4 см. Р = (4 + 3 + 3)
• 2 = 20 см.
Ответ: 20 см.
4. (8 мин)
Учитель: “О мир, пойми! Певцом во сне открыты Закон звезды и формула цветка” – этими словами Марины Цветаевой я хочу познакомить вас с некоторыми интересными открытиями в области геометрии. (Слайд 8)
Каким основным свойством обладают все изученные нами четырехугольники? (У всех четырехугольников хотя бы пара сторон параллельна.)
– Что значит две прямые параллельны? (Если они не пересекаются и лежат на одной плоскости.)
– Кто впервые ввел понятие параллельности и как? (Евклид, еще в глубокой древности. Евклид создал систему аксиом, на основе которой выстроена вся школьная геометрия. Аксиома параллельности: «Через точку, не лежащую на прямой, можно провести только одну прямую параллельную данной»».) (Слайд 9)
– Молодцы! Вы помните Евклида и его аксиомы. Но оказывается, что существуют и другие геометрии. Дело в том, что аксиому параллельности Евклида многие ученые пытались доказать, т.е. доказать, что эта аксиома лишняя и может быть доказана как теорема на основании других аксиом. Но все попытки доказательства не увенчались успехом, и тогда у известного математика К.Ф. Гаусса возникла идея заменить аксиому параллельности ее отрицанием.
Давайте и мы попробуем сформулировать такое утверждение (Через точку, не лежащую на прямой, можно провести более одной прямой не пересекающей данную.)
– Совершенно верно, аналогично его сформулировал и Гаусс, и пришел к новой, неевклидовой геометрии, которая во многом не согласуется с нашими привычными наглядными представлениями, но тем не менее не содержит никаких логических противоречий. Но Гаусс не рискнул опубликовать свои результаты по неевклидовой геометрии, опасаясь быть непонятым.
К этому открытию в XIX в. независимо от Гаусса пришел и наш соотечественник – профессор Казанского университета Н.И. Лобачевский. (Слайд 10) А для того, чтобы доказать, что новая геометрия непротиворечива, были придуманы различные модели на которых эта геометрия выполняется. Одна из таких моделей – сфера. (Слайд 11) Роль прямых в геометрии на сфере играют большие окружности. А при пересечении окружностей получаются фигуры, подобные тем, которые изучаются на плоскости. Например, вы видите ∆АВС.
Какова сумма углов криволинейного треугольника АВС? (В данном случае 270°). Совершенно верно, т.е. больше 180°. А, как вы знаете, в геометрии Евклида сумма углов треугольника равна 180°. Соответственно и сумма углов, например ромба, в геометрии Лобачевского не будет равной 360°.
Возможно, придет время, и вы сможете сделать столь великие для науки открытия, а сейчас предлагаю вам придумать условие задачи по рисунку. (Слайд 12)
5. (3 мин)
– В истории мы черпаем мудрость, в поэзии остроумие, в математике – проницательность. Ф. Бэкон (Слайд 13)
Сказка-вопрос. (Слайды 14–18)
В некотором царстве, в некотором государстве жили четырехугольники. Решили они жениться на царской дочери, принцессе Точке. А Точка им говорит: «Вы все хороши, но я выйду замуж за того, кто первым доберется до моего замка». И отправились четырехугольники в путь. На пути им повстречалось озеро, из которого выпрыгнула лягушка и сказала: «Переплывут через озеро только те, у кого диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам». (Переплыли параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат) Часть четырехугольников осталась на берегу, остальные благополучно переплыли и отправились дальше. На пути им повстречались высокие горы, над которыми летал старый орел. Орел сказал, что даст пройти только тем, у кого диагонали равны. (Прошли через горы прямоугольник и квадрат) Несколько путешественников остались у подножия гор, а другие продолжили путешествие. Вскоре четырехугольники пришли к высокому забору с дубовой дверью. Охранник поприветствовал путешественников и сказал, что пройдут те, у кого диагонали пересекаются под прямым углом. В дверь вошел только один четырехугольник и мигом добрался до замка принцессы. (Квадрат)
Вопросы ребятам после прослушивания сказки:
- За кого выйдет замуж принцесса? (За Квадрата.)
- Кто был основным соперником? (Прямоугольник.)
- Кто первым вышел из соревнования? (Четырехугольник, не являющийся параллелограмм.)
6. Подведение итогов урока (3 мин)
Учитель: Какие темы мы повторили на уроке? Что нового узнали?
По результатам урока самые активные ученики поощряются отметками. Подводятся итоги урока.
7. Домашнее задание
Повторить п. 39–45, подготовиться к контрольной работе, дорешать задачи из рабочей тетради.
– Спасибо, ребята, за урок!
Литература
- Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 8 класс. – М.: ВАКО, 2006.
- Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: Метод. Рекомендации к учеб.: Кн. для учителя / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. – М.: Просвещение, 2003.
- Энциклопедический словарь юного математика / Сост. А.П. Савин. – М.: Педагогика, 1989.