Урок русского языка по теме "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • наблюдать над однокоренными словами;
  • тренировать в определении корня;
  • развивать письменную речь учащихся;
  • воспитывать любовь к русскому фольклору.

Оборудование: учебник, тетрадь для копирования по методике А.М.Кушнира, тетради на печатной основе, таблица с определением корня, магнитофонная запись русских народных песен.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа.

– “Ах, какой сегодня мороз!”

– Что я сейчас произнесла? (Предложение)

– К какому слову нельзя задать вопрос? (“Ах!”, это междометие).

“Издавна на Руси зимой стояли крепкие морозы. Поэтому мороз стал главным героем загадок, сказок, песен, пословиц.”

– Какие загадки о морозе вы знаете? (Ответы детей) Отгадайте мою:

- Отгадайте мою загадку:

“Он вошел – никто не видел,

Он сказал – никто не слышал

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес.” (Мороз).

– Какие сказки вы знаете, где мороз является главным героем? (Морозко, Мороз Иванович, Два Мороза).

3. Чистописание (по технологии А.М. Кушнира)

А теперь послушайте песню ваших бабушек и обведите 1 куплет в тетрадях для калькирования. “Ой, мороз, мороз…”

– Какое словарное слово вы встретили? (Мороз)

4. Словарная работа.

– Запишите его в словарь. Звуко-буквенный анализ слова мороз (марос).

М –
О –
Р –
О –
З –

5. Сообщение темы.

– Подберите (устно) однокоренные слова к слову “мороз”: морозец, морозный, заморозил, заморозки, морозильник.

– Эти же слова записаны в упр.117 с.74.

– Запишите слова по частям речи:

сущ. прил. гл.

Проверка с объяснением.

– А теперь выделим корень.

– Что такое корень?

Правило с.75 (учебник).

6. Упражнение в определении корня.

Выписать их стихотворения однокоренные слова и выделить корень слов.

Снежная сказка.
Проплясали по снегам
Снежные метели .
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут снег снегурки. (С.Погореловский)

7. Самостоятельная работа.

Вставьте однокоренные слова с корнем снег-снеж по смыслу. Озаглавить текст.

Наступила зима. Засверкали в воздухе первые…(снежинки).Теплым одеялом укроет…(снег) землю. …(Снежные) метели заметут лесные тропы. А детям радость. Будут лепить…(снеговиков), строить крепости.

– Проверка. Выделить корень.

– Синтаксический разбор 4 предложения.

8. Игра “Распутаем путаницу!”. (Работа в тетрадях на печатной основе)

с.26 упр.48.

9. Итог урока.

Правило с.75 (учебник).

10. Д-з.

Составить и написать 4-5 предложений используя, как можно больше слов с корнем -снег-, -снеж-.