Цель:
- наблюдать над однокоренными словами;
- тренировать в определении корня;
- развивать письменную речь учащихся;
- воспитывать любовь к русскому фольклору.
Оборудование: учебник, тетрадь для копирования по методике А.М.Кушнира, тетради на печатной основе, таблица с определением корня, магнитофонная запись русских народных песен.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительная беседа.
– “Ах, какой сегодня мороз!”
– Что я сейчас произнесла? (Предложение)
– К какому слову нельзя задать вопрос? (“Ах!”, это междометие).
“Издавна на Руси зимой стояли крепкие морозы. Поэтому мороз стал главным героем загадок, сказок, песен, пословиц.”
– Какие загадки о морозе вы знаете? (Ответы детей) Отгадайте мою:
- Отгадайте мою загадку:
“Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес.” (Мороз).
– Какие сказки вы знаете, где мороз является главным героем? (Морозко, Мороз Иванович, Два Мороза).
3. Чистописание (по технологии А.М. Кушнира)
А теперь послушайте песню ваших бабушек и обведите 1 куплет в тетрадях для калькирования. “Ой, мороз, мороз…”
– Какое словарное слово вы встретили? (Мороз)
4. Словарная работа.
– Запишите его в словарь. Звуко-буквенный анализ слова мороз (марос).
М –
О –
Р –
О –
З –
5. Сообщение темы.
– Подберите (устно) однокоренные слова к слову “мороз”: морозец, морозный, заморозил, заморозки, морозильник.
– Эти же слова записаны в упр.117 с.74.
– Запишите слова по частям речи:
сущ. | прил. | гл. |
Проверка с объяснением.
– А теперь выделим корень.
– Что такое корень?
Правило с.75 (учебник).
6. Упражнение в определении корня.
Выписать их стихотворения однокоренные слова и выделить корень слов.
Снежная сказка.
Проплясали по снегам
Снежные метели .
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут снег снегурки. (С.Погореловский)
7. Самостоятельная работа.
Вставьте однокоренные слова с корнем снег-снеж по смыслу. Озаглавить текст.
Наступила зима. Засверкали в воздухе первые…(снежинки).Теплым одеялом укроет…(снег) землю. …(Снежные) метели заметут лесные тропы. А детям радость. Будут лепить…(снеговиков), строить крепости.
– Проверка. Выделить корень.
– Синтаксический разбор 4 предложения.
8. Игра “Распутаем путаницу!”. (Работа в тетрадях на печатной основе)
с.26 упр.48.
9. Итог урока.
Правило с.75 (учебник).
10. Д-з.
Составить и написать 4-5 предложений используя, как можно больше слов с корнем -снег-, -снеж-.