Занятие "Наша Родина – Россия"

Разделы: Социальная педагогика


Цель: Воспитание любви и уважение к Родине, её истории, культуре.

Задачи:

  1. Расширять представление детей о России как стране, в которой они живут.
  2. Воспитывать чувство гордости за Родину, чувство сопричастности к ее судьбе, поддерживать интерес к ее прошлому;
  3. Развивать речь детей: упражнять в согласовании существительных с местоимениями, закреплять навыки синонимичного ряда;
  4. Способствовать развитию памяти, логического мышления, мелкой моторики.

Оборудование: музыкальный центр; географическая карта мира; портрет президента РФ; изображение Государственного флага и герба России; запись гимна РФ; рассказ К.Д. Ушинского “Наше Отечество”; изображение картин русской природы; плоскостные изображения древних защитников в доспехах; простые и цветные карандаши; карта путешествия.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Добрый день дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное заочное путешествие на самолете, по нашей большой и необъятной Родине. Вот и карта нашего путешествия.( карта крепится на доске)

Ждут маршруты вас необычные, интересные, просто отличные!

Исполнение и прослушивание песни под караоке “С чего начинается Родина”

Педагог:

Ребята, о чем девочки пропели песню?

Как называется наша страна?

А как по-другому можно ее назвать?

(Родина, Отечество, Отчизна, Родина-матушка)

Педагог:

– По какой же стране, мы будем путешествовать? (По России)

Педагог: Тема нашего занятия “Наша Родина – Россия”

Педагог: Первая остановка в городе “Вспоминай-ка”

Педагог: Ребята, назовите город, в котором мы с вами живем? (Новокузнецк).

1. Чтение стихотворения Е. Асксельрод “Наш дом”.

На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь.
И даже улицы родной
Ты не найдешь на карте той,
Но мы всегда с тобой найдем
Свою страну, наш общий дом.

Показ территории России на карте мира (лучше на детском атласе мира).

Педагог: Посмотрите на карту внимательно. Границы, какой территории я вам показала? (России) Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за словом Россия, но все-таки можно сказать – это память обо всем, что нам дорого в прошлом, это дела и люди, это родная земля, что растет и дышит на ней. Россия наша сильна, велика и богата благодаря народам ее населяющим.

Вторая остановка в поселке “Поиграй-ка”

2. Словесная игра “Я начну, а вы продолжите ”.

  • Наша страна называется …(Россия)
  • Наша страна очень большая .В ней много озер, рек …
  • Люди, которые живут в нашей стране, называются …(россияне)
  • Нашего Президента зовут … ( Дмитрий Медведев, демонстрация портрета Президента России)

Третья остановка в городе “Знай-ка”

3. Знакомство с рассказом К.Д. Ушинского “Наше отечество”

Наше Отечество, наша Родина– матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили отцы и деды. Родиной мы зовем ее потому, что в ней родились, а матерью потому, что она вскормила нас хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Беседа по прочитанному:

  • О чем этот рассказ?
  • Как еще мы можем назвать Россию?
  • Почему мы называем Россию Отечеством? Родиной – матушкой?
  • Ребята, а что вы еще знаете о России?
  • В России живут люди разных национальностей и говорят они на разных языках, но все хорошо знают и понимают русский язык. Если человек любит Родин, он имеет все: дом, уважение, силу, мечту.

Закрепление знаний синонимического ряда:

Педагог: Ребята, назовите синонимы к словам

Родина – Россия

Русь – Отечество, Отчизна, Родина-матушка (показ на доске)

Четвертая остановка “Загадай-ка”, Главный город страны.

Педагог:

  • В каждом государстве есть самый главный город. Главный город страны называется столица. И у нас в России такой город есть. А название столицы нашей Родины я предлагаю вам отгадать:

Здесь Кремль,
Здесь Воробьевы горы
И площадь красная видна,
Такой большой старинный город,
Гордится им моя страна!
Всем городам голова,
Столица Родины – …(Москва)

1) нахождение Москвы на карте России.
2) Работа над поговоркой “Москва– сердце России”

Педагог: Почему так говорят? (главный город страны)

Работа над пословицей “Одна у человека мать, одна и Родина!”

  • Ребята, попробуйте объяснить пословицу.

Пятая остановка в поселке “Отдыхай-ка”

Физкультминутка.
Звезды алые горят
Нет дружнее нас ребят
Наш закон и наш девиз:
Правил россиян держись.

Шестая остановка в городе “Знай-ка”

Знакомство с государственными символами РФ.

Педагог:

– У всякой страны есть три обязательных символа (знака).

По ним всегда можно узнать, о какой стране идет речь. Это герб, флаг и гимн.

Есть такие символы и у России. (Демонстрация символов).

  • Как вы думаете, где можно увидеть изображение флага?(Над большим Кремлевским дворцом, где находится президент России, над зданиями органов власти)
  • Белый цвет флага – благородство, великодушие.
  • Синий цвет – голубое небо.
  • Красный цвет – мужество, храбрость, земля.

Седьмая остановка в городе “Выбирай-ка”

Дидактическая игра “Согласуй существительное с местоимением Мой – моя – мое – мои” (показать стрелочками, слова записаны на доске).

Россия Родина Флаг Государство

Отечество Отчизна Россияне Богатыри

Восьмая остановка в городе “Нарисуй-ка”

Упражнение на развитие мелкой моторки, выполнить штриховку. (“Воин древней Руси в доспехах” образцы у каждого воспитанника на парте)

Девятая остановка в городе “Повторяй-ка”

  1. Подведение итогов занятия.

Чтение детьми стихотворения Гусева “Берегите Россию”

Педагог: Что нового вы сегодня узнали на нашем занятии?

  • Как называется наша страна?
  • Назовите столицу нашей Родины?
  • Какие три символа (знака) есть у любой страны, в том числе у России?

Педагог: Россия – древнее могучее государство, и мы прославляем его в песнях и стихах (Чтение стихотворения И. Гусева “Берегите Россию”)

Берегите Россию,
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе!