Цель: Воспитание любви и уважение к Родине, её истории, культуре.
Задачи:
- Расширять представление детей о России как стране, в которой они живут.
- Воспитывать чувство гордости за Родину, чувство сопричастности к ее судьбе, поддерживать интерес к ее прошлому;
- Развивать речь детей: упражнять в согласовании существительных с местоимениями, закреплять навыки синонимичного ряда;
- Способствовать развитию памяти, логического мышления, мелкой моторики.
Оборудование: музыкальный центр; географическая карта мира; портрет президента РФ; изображение Государственного флага и герба России; запись гимна РФ; рассказ К.Д. Ушинского “Наше Отечество”; изображение картин русской природы; плоскостные изображения древних защитников в доспехах; простые и цветные карандаши; карта путешествия.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Добрый день дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное заочное путешествие на самолете, по нашей большой и необъятной Родине. Вот и карта нашего путешествия.( карта крепится на доске)
Ждут маршруты вас необычные, интересные, просто отличные!
Исполнение и прослушивание песни под караоке “С чего начинается Родина”
Педагог:
– Ребята, о чем девочки пропели песню?
– Как называется наша страна?
– А как по-другому можно ее назвать?
(Родина, Отечество, Отчизна, Родина-матушка)
Педагог:
– По какой же стране, мы будем путешествовать? (По России)
Педагог: Тема нашего занятия “Наша Родина – Россия”
Педагог: Первая остановка в городе “Вспоминай-ка”
Педагог: Ребята, назовите город, в котором мы с вами живем? (Новокузнецк).
1. Чтение стихотворения Е. Асксельрод “Наш дом”.
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь.
И даже улицы родной
Ты не найдешь на карте той,
Но мы всегда с тобой найдем
Свою страну, наш общий дом.
Показ территории России на карте мира (лучше на детском атласе мира).
Педагог: Посмотрите на карту внимательно. Границы, какой территории я вам показала? (России) Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за словом Россия, но все-таки можно сказать – это память обо всем, что нам дорого в прошлом, это дела и люди, это родная земля, что растет и дышит на ней. Россия наша сильна, велика и богата благодаря народам ее населяющим.
Вторая остановка в поселке “Поиграй-ка”
2. Словесная игра “Я начну, а вы продолжите ”.
- Наша страна называется …(Россия)
- Наша страна очень большая .В ней много озер, рек …
- Люди, которые живут в нашей стране, называются …(россияне)
- Нашего Президента зовут … ( Дмитрий Медведев, демонстрация портрета Президента России)
Третья остановка в городе “Знай-ка”
3. Знакомство с рассказом К.Д. Ушинского “Наше отечество”
Наше Отечество, наша Родина– матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили отцы и деды. Родиной мы зовем ее потому, что в ней родились, а матерью потому, что она вскормила нас хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Беседа по прочитанному:
- О чем этот рассказ?
- Как еще мы можем назвать Россию?
- Почему мы называем Россию Отечеством? Родиной – матушкой?
- Ребята, а что вы еще знаете о России?
- В России живут люди разных национальностей и говорят они на разных языках, но все хорошо знают и понимают русский язык. Если человек любит Родин, он имеет все: дом, уважение, силу, мечту.
Закрепление знаний синонимического ряда:
Педагог: Ребята, назовите синонимы к словам
Родина – Россия
Русь – Отечество, Отчизна, Родина-матушка (показ на доске)
Четвертая остановка “Загадай-ка”, Главный город страны.
Педагог:
- В каждом государстве есть самый главный город. Главный город страны называется столица. И у нас в России такой город есть. А название столицы нашей Родины я предлагаю вам отгадать:
Здесь Кремль,
Здесь Воробьевы горы
И площадь красная видна,
Такой большой старинный город,
Гордится им моя страна!
Всем городам голова,
Столица Родины – …(Москва)
1) нахождение Москвы на карте России.
2) Работа над поговоркой “Москва– сердце
России”
Педагог: Почему так говорят? (главный город страны)
Работа над пословицей “Одна у человека мать, одна и Родина!”
- Ребята, попробуйте объяснить пословицу.
Пятая остановка в поселке “Отдыхай-ка”
Физкультминутка.
Звезды алые горят
Нет дружнее нас ребят
Наш закон и наш девиз:
Правил россиян держись.
Шестая остановка в городе “Знай-ка”
Знакомство с государственными символами РФ.
Педагог:
– У всякой страны есть три обязательных символа (знака).
По ним всегда можно узнать, о какой стране идет речь. Это герб, флаг и гимн.
Есть такие символы и у России. (Демонстрация символов).
- Как вы думаете, где можно увидеть изображение флага?(Над большим Кремлевским дворцом, где находится президент России, над зданиями органов власти)
- Белый цвет флага – благородство, великодушие.
- Синий цвет – голубое небо.
- Красный цвет – мужество, храбрость, земля.
Седьмая остановка в городе “Выбирай-ка”
Дидактическая игра “Согласуй существительное с местоимением Мой – моя – мое – мои” (показать стрелочками, слова записаны на доске).
Россия Родина Флаг Государство
Отечество Отчизна Россияне Богатыри
Восьмая остановка в городе “Нарисуй-ка”
Упражнение на развитие мелкой моторки, выполнить штриховку. (“Воин древней Руси в доспехах” образцы у каждого воспитанника на парте)
Девятая остановка в городе “Повторяй-ка”
- Подведение итогов занятия.
Чтение детьми стихотворения Гусева “Берегите Россию”
Педагог: Что нового вы сегодня узнали на нашем занятии?
- Как называется наша страна?
- Назовите столицу нашей Родины?
- Какие три символа (знака) есть у любой страны, в том числе у России?
Педагог: Россия – древнее могучее государство, и мы прославляем его в песнях и стихах (Чтение стихотворения И. Гусева “Берегите Россию”)
Берегите Россию,
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе!