Урок литературного чтения по учебнику В.Ю. Свиридовой "Юмор в литературе и фольклоре": "С. Михалков. "Прививка". Частушки" (1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • познакомить с юмористическим стихотворением С.Михалкова,
  • показать юмор в фольклоре, дать общее представление о некоторых видах театрального искусства; учить вдумчивому, выразительному чтению целыми словами;
  • развивать образное, аналитическое мышление; творческое воображение; психоэмоциональную сферу; речевой аппарат; расширять словарный запас;
  • воспитывать любовь к чтению; культуру общения; интерес к театру и театральной деятельности.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, аудиомагнитофон, кассета с мелодией для исполнения частушек. Презентация – приложение 1.

В классе работают консультанты, заранее подготовленные дети в шапочках магистров.

ХОД УРОКА

I. Создание психологического комфорта.

У – Поприветствуйте гостей доброжелательной улыбкой. Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи на уроке. (Дети берутся за руки и произносят хором – У нас всё получится). Слайд 1.

II. Вхождение в тему. Слайд 2.

Антракт, сказка, декорация, актёры, частушка, спектакль, загадка, режиссёр.

У – Разделите слова на группы.

(1) театр; 2) жанры народного фольклора) Слайд 3.

У – Как вы думаете, почему мы начали урок с такой классификации?

Д – Наверное, мы будем говорить о театре.

– А я думаю, мы сегодня отправимся в театр.

– В театре можно посмотреть сказку.

Учитель уточняет: Молодцы! Правильно догадались. Мы совершим заочное путешествие по театрам, будем знакомиться с историей их возникновения и попробуем себя в роли актёров.

У – Определите тему урока.

На доске:

АВАНОКЮМОРВЛИТЕРАТУРЕКАНАВФОЛЬКЛОРЕГАМИХАЛКОВЗНАСКУЧАСТУШКИР

Д – Я, кажется, догадался. Мы продолжим знакомство с произведениями Сергея Михалкова, и будем говорить о юморе в литературе и фольклоре. Слайд 4

III. Речевая разминка.

У – Что вы знаете о театре?

Д – Я была в театре. Там на большой сцене артисты показывали спектакль.

– Ксюша, я с тобой не совсем согласен. В театре играют актеры.

– Да. Я согласна. Они играют роли, а руководит всем режиссер.

– Еще в театре есть антракт. Это такой перерыв, когда все идут в буфет и покупают мороженое.

У – Давайте вспомним, какие бывают театры? Слайды 5– 13

У – А знаете ли вы, где появился первый театр?

Консультант №1.

Самый первый театр появился в Древней Греции. Представления в нём шли иногда по нескольку дней. Зрители приходили на них с запасами продуктов. Огромные толпы людей рассаживались на возвышениях, а само действие происходило на арене, расположенной прямо на траве.

У – Как вы думаете, какими качествами должен обладать актёр?

Д – Актер должен играть так, чтобы было смешно.

- Я не совсем согласен, ведь бывают и грустные роли.

– Он должен играть с чувством.

– А еще у актера должна быть красивая речь, мне мама говорила.
У – Молодцы! Вы хорошо представляете себе профессию актера.

Чтобы обладать красивой и выразительной речью, актеры работают над артикуляцией.

1.Артикуляционная гимнастика

* “Парус” (Рот широко открыть. Узкий язык поднять вверх, коснуться бугорков (авеол) за верхними зубами.)

Выше парус поднимай!
В путь кораблик отправляй.

* “ Щетка” (Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Двигать языком вправо, влево, не убирая его в глубь рта.)

Щеткой кухню подмету,
Наведу там чистоту,
Вправо, влево гну щетинки,
Не оставлю ни соринки!

*“ Маляр” (Сделать упражнение “Парус”. Двигать кончиком языка по потолочку (поверхности нёба) вперед – назад.

Мы покрасим потолок,
Маляром стал язычок.

2.Упражнение на постановку дыхания

– Глубокий вдох, выдох – в конце выдоха произносим – амба

– Глубокий вдох, выдох прерывисто

– Дуем на свечку, сдуваем пушинку, надуваем шарик

З.Расширение поля зрения

Таблица Шульте:

  5 7
3 9  
1 8 4
10 6  
0   2

(У каждого ученика индивидуальная таблица. Взгляд концентрируется в центре таблицы. Ставится задача видеть всю таблицу целиком. Ведется поиск всех цифр по порядку нарастания счета на время– 30 сек)

4. Работа со скороговоркой

Маленькая болтунья молоко болтала да не выболтала.

Прочитать с интонацией: вопрос ответ, удивление, огорчение.

IV. Проверка домашнего задания.

У – Приоткроем занавес драматического театра – Слайд 14

Пьеса по сказке С.Михалкова "Три поросёнка"

Это ваше домашнее задание.

1. Рассказать эту историю как волк волкам из соседнего леса

У – Кто хочет выступить в роли волка?

2. Свой вариант окончания сказки.

V. Работа над стихотворением С.Михалкова "Прививка"

У – Попробуйте догадаться, в какой театр мы сейчас попадем. Для этого послушайте информацию консультанта.

Консультант №2

Однажды армянский правитель приехал в Италию. Его там приняли с почестями, развлекали, как только могли, а на прощание предложили ему любой подарок. Армянский царь выбрал актёра. Не понимая итальянского языка, он понял всё, о чём рассказывал актёр при помощи выразительной мимики и жестов.

У – Как называется театральный приём, которым он в совершенстве владел?

Пантомима-Слайд15

– Подготовимся к показу пантомимы по стихотворению С.Михалкова "Прививка

1. Самостоятельное жужжащее чтение с простукиванием ритма.

У – Кто это рассказывает?

Д – Мальчик-первоклассник.

У – Понравилось стихотворение? Что именно понравилось?

Д – Мне понравился мальчик-герой стихотворения. Он смешной.

– Да. Он смешной, не боится укола. Даже билеты на футбол хочет променять на укол.

– Это он вначале не боялся, хвастался. А когда дело дошло до укола, испугался.

У – Так он смелый или не очень?

Д – Не очень. Он испугался.

У – Почему вы так решили?

Д – Потому, что в стихотворении говорится, что он встал у стенки и у него дрожат коленки

У – Давайте ещё раз в этом убедимся.

2. Чтение стихотворения вслух.

У – Как вы понимаете словосочетание стальные нервы? Подберите синонимы

Д – Железные нервы, крепкие нервы.

У – Это стихотворение героическое или юмористическое? Почему?

Д – Стихотворение юмористическое, потому что оно вызывает смех.

– Я согласна. Это смешно, когда человек хвастается, что он ничего не боится, а потом оказывается трусом.

У – Какие именно слова и предложения у вас вызвали смех?

– Поэт сочувствует герою или подшучивает над ним?

Д – Поэт подшучивает над мальчиком.

– Он хочет, чтобы мы поняли, что так вести себя нельзя. Это смешно.

– Мне кажется, что автор любит своего героя. А подшучивает над ним потому, что он маленький. Мы тоже иногда так себя ведём.

3. Работа над выразительностью чтения. Подбор нужной интонации.

У. – С какой интонацией нужно читать это стихотворение:

серьёзной, шутливой, весёлой, грустной ?

– Прочитайте так, чтобы стало понятно всем.

У – Объединитесь в группы и обсудите, как показать пантомимический этюд на поведение мальчика перед прививкой.

Показ пантомимы

VI. Антракт – Слайд 16. Зрительная гимнастика “Буратино”

У – Закройте глаза и мысленно посмотрите на кончик своего носа. Представьте, что носик у вас начинает расти, я считаю до 8, а вы следите за отрастающим носиком. Откройте глаза. Буратино своим длинным любопытным носом рисует. Слайд 17. Вот он рисует солнышко, солнечные блики, радугу. Слайд 18. Движение шарика сопровождается глазами. – Закройте глаза. Начинаю обратный отсчет от 8 до 1 ,а вы следите за уменьшением носика.

VII. Работа с частушками.

— А с чего же начинался театр в России?

Консультант 3.

Зарождение русского театра связано с народными играми и обрядами. В 11 веке на Руси появились скоморохи – бродячие артисты. Они устраивали представления на улицах и площадях в дни ярмарок и праздников.

У – Посетим музыкальный театр, в котором проходит

День народного фольклора – Слайд19

И познакомимся с самым весёлым жанром народного фольклора – частушками.

(К сожалению, в переизданном учебнике нет уже этих частушек, но можно воспользоваться карточками, их образец приводится в приложении Рисунок 1)

(Прочитали, солисты пропели)

У – Было смешно? Почему?

(Ответы детей)

У – Чему учат эти частушки?

(Правильному поведению, трудолюбию, желанию учиться)

У – Догадались, почему так важно, чтобы люди обладали чувством юмора, умели смеяться?

Д. – Человек, который умеет смеяться, веселый, с ним интересно.

– Всегда приятно видеть улыбчивые лица.

– Если мы будем чаще смеяться, мы дольше проживем.

– Если тебе весело, то весело и всем окружающим.

У – Молодцы! Всё верно. Но нужно ещё научиться смеяться и над собой. Вы согласны?

VIII. Конкурс “Музей забытых вещей”

Слайды – 20-24

У - Давайте заглянем за кулисы.

Спектакли закончились, вы видите декорации, костюмы, вещи и пытаетесь определить какому герою они принадлежат.

Азбука – Буратино "Золотой ключик".
Корзина с пирожками – Медведь "Маша и медведь".
Самовар – муха "Муха-цекотуха".
Сумка с лекарствами – "Доктор Айболит".
Тарелка и кувшин – “Лиса и журавль”.

У – Разделите эти сказки на группы.

(1) авторские – называют авторов, 2)народные) – Слайд 25

У – Дома вам нужно будет подумать, в каких сказках герои путешествуют по сказочным дорогам, кто, на чем передвигается, вспомнить еще одно произведение К. И. Чуковского и с ним поработать. – Слайд 26

IX. Итоговая рефлексия.

– Понравился ли вам урок? Чем?

– Закончим его словами К.С.Станиславского "Занавес закрылся, но роль артиста не окончена – он должен нести в жизнь благородство и красоту" – Слайд 27

– Как понимаете эти слова?

– Молодцы! Спасибо за урок! – Слайд 28

X. Домашнее задание – с. 104-105.

Рисунок

Презентация