Цель: познакомить учащихся с основами певческой деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- пробуждать у детей желание к вокальному искусству.
Развивающие:
- способствовать расширению кругозора;
- развивать детский голос, стремления петь в коллективе.
Воспитывающие:
- прививать музыкальный вкус, интерес и любовь к музыке через певческую деятельность.
Материалы и оборудование.
Зрительный ряд:
- Дидактическое пособие "Дом-дворец"
- Музыкально-дидактическая игра: "Сколько нас поёт?" - на развитие музыкально-слуховых представлений.
- Наглядное пособие: "Музыкальные инструменты - картинки".
- Дидактическая игра: "Шумит, играет, поёт?" - на развитие ассоциативного мышления, внимания и сообразительности.
- Ноты-медальки
- Музыкально-дидактическая игра "Музыкальная лесенка" - на развитие музыкально-слуховых представлений.
- Конверты с рабочим материалом на каждого ученика
- Сердечки со словами песни
- Наглядные плакаты - картинки: соло, дуэт, трио, ансамбль.
- Магниты, доска, фломастеры.
Музыкальный ряд:
- "Когда я утром встаю" М. Андреева.
- "Звонко пойте" Е. Тиличеева или "Мы поём"
- "Петь приятно и удобно" слова В. Степанова, музыка В. Кистеня.
- Песня "До, ре, ми, фа, соль:" Ан. Александрова
- Караоке: "Чунга-чанга", "Антошка", "Улыбка", "Песенка крокодила Гены" песни Владимира Шаинского.
- "Вместе весело шагать" В. Шаинский.
Оборудование: магнитофоны: видео- и аудио, телевизор, фортепиано, "волшебная" палочка.
Ход занятия
Дети входят в кабинет, садятся за столы
Появляется педагог в образе "Музыкальной феи" останавливаются возле фортепиано. Педагог (П.) здоровается с детьми (Д.)
Музыкальное приветствие. (П: Здравствуйте ребята! Д: Здравствуйте!)
П: Я музыкальная фея и пришла к вам в гости из чудесной страны детского творчества. А живу я там, в прекрасном Дворце.
(Открыть доску с Домом - дворцом).
Фея поёт:
Этот теплый светлый дом,
С детства каждому знаком,
Все хотят сюда прийти,
Чтобы знания найти.
Там все рады вам всегда,
Ведь там чудная страна...
Чтобы с вами поближе познакомиться, я хочу вам предложить игру "Вопрос-ответ" - я буду задавать вопрос, а все будут отвечать да или нет. Но секрет этой игры в том, что вопросы музыкальные:
Любите ли вы музыку?
Детские песни?
Злую колдунью?
Смотреть мультфильмы?
Получать двойки?
Вы любите танцевать?
Весёлая музыка, вам нравиться?
А грустная?
Спасибо:..
А для меня музыка стала частью моей жизни. Прежде чем рассказать вам об этом, хочу предложить вам самим догадаться, при помощи какого музыкального инструмента я обучаю детей в этом прекрасном Дворце?
Педагог для знакомства просит детей подписать свои имена на бейджиках.
Предлагаю вам открыть окна этого Дворца, выполнив интересные задания, которые я для вас приготовила и вы узнаете мой секрет, мой музыкальный инструмент.
Задание № 1.
Откроется 2 окно, если вы назовете как можно больше музыкальных инструментов? Кто знает - поднимайте руку.
- Фортепиано
- Гитара
- Балалайка: балалайка:. Раз!..
- Флейта.. кто продолжит? Ребята подключайтесь! И.т.д.
Задание № 2. Отгадайте музыкальную загадку, и я открою 4 букву.
Я - ваша подруга, я - ваша попутчица.
В пути без меня ничего не получится.
Со мною друзья, всегда интересней.
Узнали кто я? Ну, конечно же.. (песня)
Задание № 3.
Следующее задание называется - "Кто, на чём играет?"
Внимание! Будьте готовы продолжить предложение:
На гармошке играет - гармонист.
На баяне - баянист.
На гитаре - гитарист.
А на барабане?:(ударник)
На кобзе - кобзарь.
На дудке - дударь.
На ложках - ложкарь.
А на балалайке?:(балалаечник)
На флейте - флейтист.
На тубе - тубист.
На кларнете - кларнетист.
А на скрипке?:.(скрипач)
На органе - органист.
На фаготе - фаготист.
А на рояле?:(пианист)
Хорошо! И с этим заданием справились. Открываем следующую букву.
Задание № 4.
Приготовьтесь детвора, ждёт вас новая игра: "Шумит, поёт, играет:", ваша задача: определить что шумит, что поёт, а что играет.
Например: Лес? - Что делает? - Шумит (потопайте ногами)
Оркестр? - Что делает? - Играет (похлопайте руками)
Хор? - Поёт (пойте звук "А")
Слова для игры: гроза, певица, поезд, город, хоровод, соловей, рояль, холодильник, саксофон, самовар, ветер, вокальный ансамбль.
Задание № 5.
Ребята, а, сколько исполнителей одновременно могут петь? Как вы думаете? (ответы детей)
- Можно петь сольно - по одному. Если один выступает артист, Он играет или поет, Мы говорим: "Это солист, Он сольный концерт дает".
- Взгляните, ребята, на этот портрет: Артисты вчера исполняли дуэт.
- Трое ребят поют или играют - Значит, их трио, "терцет" называют.- А четверых исполнителей как называют?
Проказница-Мартышка,
Осел,
Козел
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки,-
Пленять своим искусством свет.
- Я прочитала вам отрывок замечательной басни Ивана Андреевича Крылова "Квартет". Квартет - это музыкальный ансамбль из четырёх музыкантов-исполнителей (вокалистов или инструменталистов). По составу исполнителей различают вокальный, инструментальный и вокально-инструментальный ансамбли.
- А сейчас я предлагаю вам сыграть в интересные игры, для этого достаньте карточки, и послушайте правила игры.
Проводится музыкально-дидактические игры:
"Сколько нас поёт?", "Определи инструмент" Приложение 1.
(в конце игр открываются все окна дворца, а там слово - ГОЛОС).
Ну, что ж, ребята вы справились со всеми моими заданиями и открыли все окна в этом доме. Самый древний и самый необыкновенный инструмент - это человеческий голос. Я обучаю детей управлять своим голосом. Он звучит благодаря вибрации голосовых связок. Это легко можно ощутить, если во время пения положить пальцы на горло. Когда они под напором воздуха размыкаются, возникает звук-голос.
На занятиях с юными певцами мы учимся правильному дыханию, которое помогает нам петь красиво и протяжно, узнаём строение певческого аппарата, учимся правильно открывать рот, чётко и понятно произносить слова многих детских песен, узнаем, как бережно относиться к своему голосу, как сделать так чтобы он звучал чисто. И, конечно же, поём, поём и поём,
Ребята, что бы научиться управлять своим голосом, нужно знать ПРАВИЛА ПЕНИЯ.
Правило №1. Перед тем как начать исполнять свои любимые песни нужно сделать зарядку для голосовых связок, т.е. обязательно нужно распеться, разогреть голос, например вот так, слушайте внимательно и повторяйте:
"Когда я утром встаю" (Музыкальная распевки)
Педагог поёт определённые музыкальные фразы, и просит повторить их детей.
В ходе распевки использует "Музыкальную лесенку".
Педагог: Как приятно было смотреть на девочек и мальчиков с хорошей осанкой.
Правило № 2. Правильная осанка необходима всегда, а во время пения особенно.
Чтобы голос звучал свободно, легко, нужно, чтобы ему ничего не мешало: плечи должны быть опущены, спина прямой, не нужно вытягивать шею и высоко поднимать подбородок, а то сразу же станешь похожим на петуха, который всех хочет перекричать.
Чтобы вы легче смогли усвоить эти правила, я исполню вам песенку, которую вы может, и знаете. А вы слушаете, и выполняйте все, о чём поётся в песенке.
"Петь приятно и удобно" слова В. Степанова, музыка В. Кистеня.
Если хочешь сидя петь.
Не садись ты, как медведь.
Спину выпрями скорей.
Ноги в пол упри сильней.
Раз! Вдох! И запел,
Птицей звук полетел.
Руки, плечи - все свободно.
Петь приятно и удобно.
Если хочешь стоя петь -
Головою не вертеть!
Встань красиво, подтянись и спокойно улыбнись.
Человеческий голос очень хрупок. Ваш детский организм постоянно растёт. Чтобы голос был хорошим нужно беречь горло.
Правило № 3. Очень важно чтобы вы в жизни говорили спокойно, без крика и пели естественным голосом.
"Звонко, звонко пойте"
"Мы поём, хорошо поём"
(разучивается попевка и исполняется - секвенцией вверх).
П: Хорошая песенка?
А хотите узнать, как появляется хорошие песни. Тогда я вам открою 3 секрета.
Секрет №1. Хорошую музыку может сочинить только добрый и весёлый человек, а у скучного человека, ничего не получится.
Секрет №2. Весёлую песню надо сразу же подарить всем знакомым и друзьям.
Секрет №3. Хорошую песню нужно записать, чтобы не забывать.
С помощью каких знаков записывают музыку?
Для записи слов мы используем БУКВЫ, а для записи музыки используют НОТЫ. Какие вы знаете, ноты? Назовите их. Сколько их всего? Да, семь очень таинственное и важное число. Сколько дней в неделе? Сколько цветов радуги? Сколько чудес на свете? Сколько у Белоснежки гномов? Есть сказка "Волк и сколько: козлят?" Так сколько нот?
А теперь давайте с вами эти нотки пропоем. Поможет нам в этом следующая песенка.
Песня "До, ре, ми, фа, соль:" Ан. Александров
(педагог исполняет 1 куплет, а детей активизирует петь припев, то есть гамму)
После разучивания песни педагог берёт с фортепиано нотки медальки.
П: А вот и нотки! Послушайте, о чём они просят?
Расставьте, пожалуйста, нас по местам,
Особый порядок, создайте вы, нам.
Чтоб мы как по лесенке, вверх поднимались,
А после по тем же ступенькам спускались!
(дети под музыку бегают, c последним её аккордом выстраиваются в восходящем порядке звукоряда).
Педагог: Ребята, а хотите чудо. Я взмахну волшебной палочкой, и сэр-телевизор включится. Сейчас будут звучать мелодии из песен. Ваша задача узнать песню, подхватить её и пропеть один куплет вместе ансамблем. Слово "Ансамбль", означает "совместный", "вместе", слушая друг, друга.
ТСО "Караоке детских песен" (3-4 шт.)
П: Эти замечательные песни написал Владимир Шаинский, песен у него много, но мы сегодня с вами разучим одну, её можно петь везде, вам она очень понравиться.
Песня "Вместе весело шагать по просторам" В. Шаинский (разучивание)
После разучивания 1 куплета песни, подвести итог первой встречи: что узнали нового? для чего обязательно вокалистам нужно распеваться? как нужно сидеть и стоять во время пения? как называются составы (1,2,3,4 исполнителя)?
П: Конечно, у каждой феи есть имя. Я.. (Ф.И.О.): педагог Дома детского творчества и там, на занятиях, мы с юными певцами как по "лесенке" поднимаемся к мастерству и успеху.
П: Наша встреча подошла к концу! Вы мне очень понравились, а кому понравилось наше занятие и мои песни, я прошу подарить мне цветы, которые вы найдёте в конвертах, давайте цветами украсим мой дворец, и я ещё долго буду помнить о таких чудесных детях.
Используемая литература:
- Весёлые уроки в школе и дома (Учимся играя) / Авт. сост. З.Н. Бугаёва - М.:ООО Издательство АСТ", Донецк, 2002. - 383с.
- Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры. - М.: Просвещение, 1982. - 96с.
- Комисарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании. - М.: Просвещение, 1986. - 144с.