Цели урока:
Обучающие:
- познакомиться с правилом умножения многочленов,
- разработать схему и алгоритм умножения.
Воспитательные:
- воспитание инициативности, самостоятельности, самоконтроля, умения слушать друг друга.
Развивающие:
- развитие логического мышления через операции аналогии,
- сопоставления и обобщения, поиск нового, развитие
- творческого отношения к предмету.
Ход урока
Учащимся сообщается о том, что тему и цель урока я не обозначаю, т.к. хочу, чтобы они немного позже обозначили тему и назвали цели этого урока.
Устная работа:
а) Раскрыть скобки: а(х + у); 3(2х – у2).
б) Восстановить записи:
2(…- в) = 14а – 2в;
3а(…+…) = 15авс – 3ас2;
…(…-…+…) = 2а5р – 2а4к + 2а3
в) Возможно ли сейчас ответить на вопрос: Какова будет степень произведения данных выражений:
х2 – 5х + 1 и 3х + х5 – х3 ?
Вопрос классу: Какое действие выполняли в заданиях а) и в) ? По какой схеме?
По какому алгоритму?
Записать схему на доске. (Ученик у доски пишет схему: . (В это время другой ученик проговаривает алгоритм умножения одночлена на многочлен).
Вопрос классу: Почему мы не можем ответить на вопрос в)?
(Ученик отвечает, что здесь прежде, чем ответить на вопрос надо умножить названные многочлены. А мы не знаем, как это сделать).
Перед нами уравнение: (х – 2)(х + 5) = х2 - 4
- Как бы вы начали его решать? (раскрываем скобки).
- Какое действие надо сделать, чтобы раскрыть скобки? (Умножить многочлены).
Значит, какова тема нашего урока? (Умножение многочленов).
Записываем тему на доске и в тетрадях.
- Какая цель нашего урока? Чему мы должны научиться сегодня?
(Ученик говорит, что мы должны научиться умножать многочлены).
- А что для этого надо разработать? ( схему умножения и алгоритм умножения многочленов).
Зачем нам это надо? (Учащиеся говорят о практической направленности умножения многочленов, исходя из предварительной работы на уроке и добавляя свои примеры).
Создание проблемной ситуации: Давайте рассмотрим левую часть названного выше уравнения: (х – 2)(х + 5).
- Как можно попробовать выполнить умножение, используя предыдущие знания и какие? (Дети предлагают использовать умение умножать одночлены).
- Какие множители имеем в этом произведении? (Многочлены).
- Что такое многочлен? (сумма одночленов).
- Ваши дальнейшие предложения? (Рассмотреть первый многочлен, как сумму двух одночленов, и выполнить умножение по алгоритму умножения одночлена на многочлен).
Предлагаю этому ученику выйти к доске и выполнить предложенное им, используя цветные мелки.
(х – 2)(х + 5) = х(х + 5) – 2(х + 5) = хх + х5 – 2х – 2 5
Сейчас давайте сравним данные исходных многочленов и полученные слагаемые, проанализируем и ответим на вопрос: Что по сути мы умножали? (одночлены данных многочленов).
- А, как? (Каждый одночлен первого многочлена на каждый одночлен второго).
- Сможете ли вы сейчас грамотно составить алгоритм умножения многочленов?
(Ученик пытается проговорить алгоритм).
Кто-нибудь нарисует схему умножения многочленов? (Ученик рисует у доски: .
А, математическим языком? (Ученик записывает формулу: (а + в)(с + d) = ас + аd + вс + вd ).
А, теперь попробуйте дать словесное определение произведению многочленов. (Ребята пытаются самостоятельно дать определение и вместе выбираем самое грамотное).
Давайте вернемся к нашему произведению:
- Сколько в нем получилось слагаемых? (4)
- Все ли мы выполнили? (нет, надо выполнить умножение многочленов).
Выполним это (ученик у доски).
Сейчас, все выполнено? (нет, надо привести подобные слагаемые).
- Что за выражение получилось в результате? (многочлен).
- Назовите его имена. (трехчлен, трином).
Попробуйте сейчас дать полный алгоритм умножения многочленов.
(1 шаг: каждый одночлен первого многочлена умножаем на каждый член второго многочлена;
2 шаг: найти составленные произведения одночленов;
3 шаг: привести подобные слагаемые).
Теперь попробуйте выполнить самостоятельно умножение: (а – 3)(а + 2)
(2 ученика для проверки выполняют на доске с обратной ее стороны).
- Сравним полученные у вас и у отвечающих результаты.
- Какое получилось выражение? Его имена? Его степень?
Работаем по учебнику: №15(1,2). 1) (х + у)(у +2) 2) (2а + 1)(2 – 3с)
Выполняем задания самостоятельно с проверкой у доски. (Первые ребята, выполнившие в тетрадях, выходят к доске и записывают свои решения для проверки. Идет обсуждение).
Испытаем свои силы на более сложном задании: №17(1)
(х2 + х +1)(х2 +2) = х4 + х3 + … + 2
Определим, сначала, сколько слагаемых должно получиться после первого шага алгоритма? (6).
Восстановим недостающие слагаемые, используя алгоритм. Проверяем.
Теперь давайте вернемся к заданию в) из устной работы:
Сможем ли мы сейчас ответить на заданный вопрос? (да, степень 7).
Итог урока:
1. Какова тема урока?
2. Цель урока? Выполнена ли она?
3. Назовите алгоритм умножения многочленов.
4. Какое выражение получается при умножении многочленов?
Домашнее задание: (вариативное)
- В-1 №15 (3-6), нарисовать свою наглядную красочную схему умножения.
- В-2 №15 (3-6), №17 (3,4)
- В-3 №15 (3-6), №21 (1)
По желанию: Решить уравнение, которое для нас стало проблемным в начале урока (х – 2)(х + 5) = х2 - 4
Приложение:
№15(3-6)
3) (-3р + 2,7)(с – 1/3)
4) (а + в)(а – в)
5) (х – 1)(х2 + х + 1)
№17(4)
4) (х2 + 2х + 1)(х – 4) = х3 + … + х – 4х2 - …
№21(1) Не выполняя умножения многочленов, указать слагаемые наибольшей степени и наименьшей степени в получившемся произведении. (3х - 5х2 + 2х3 – 5)(2х2 – 4х4 + 10)