Цели урока:
- создать условия, побуждающие к выразительному, яркому, насыщенному чтению разнообразных басен И.А. Крылова,
- расширить круг знакомства с баснями И.А. Крылова,
- воспитывать интерес к литературе как части общей культуры.
Оборудование:
- сборники басен И.А.Крылова,
- выставки рисунков-иллюстраций к басням,
- альбом иллюстраций по произведениям И.А.Крылова,
- звукозапись басен.
Ход урока
1. Организационный момент.
2.Основная часть урока.
Работа с эпиграфом
Обращение к эпиграфу урока.
“Люблю, где случай есть, пороки пощипать” И.А.Крылов
- Найдите ключевое слово в эпиграфе? (пороки)
- Что такое порок?
- (ученик) Высказывания детей.
- (ученик) Читает понятие из словаря Даля “Порок – недостаток, позорящий человека.
- Приведите примеры пороков.
- В каком литературном жанре говорится о пороках?
- Какой литературный приём используется баснописцами?
- (ученик) Аллегорию – иносказание.
- Что это значит?
- (ученик) Высмеивают человеческие пороки, приписывая их животным.
- В человеке борются всегда две стороны: порок и добродетель.
- Какая часть басни заставляет нас задуматься?
- Что такое мораль?
- (ученик) Читает понятие из словаря Даля “Мораль – правила нравственности, поучительный вывод из чего-нибудь нравоучения, наставление.
- (Учитель) Мораль – “душа” басни, а “тело” - текст басни.
Обобщающая беседа. (Показ портретов)
Слово учителя “Басня, как литературный жанр имеет свою историю – биографию”
- Вспомните и назовите основоположников басенного жанра.
портрет Эзопа
(ученик) “Одним из первых начал писать басни Эзоп, живший в Древней Греции в VI веке до нашей эры. Именно в его баснях животные говорят, думают как люди. Он был рабом, калекой и уродом: высказывать пороки не мог открыто и поэтому писал басни. Басни Эзопа написаны прозой”
портрет Федра
(ученик) Традиции Эзопа были продолжены в творчестве других античных авторов. В I веке до нашей эры римский поэт Федр переложил басни Эзопа в стихотворную форму и издал их.
Так родился жанр латинской стихотворной басни.
портрет Жака де Лафонтена.
(ученик) В XVII веке древний жанр возвеличен французским писателем Жаком де Лафонтеном. Он опирался в своих баснях на народную мудрость.
- Когда русская литература обратилась к этому жанру?
- Кто же является великим русским баснописцем?
(Учитель) Русская литература обратилась к басне в XVII веке. Назидательные басни писали И.И.Хемницер - портрет, И.И.Дмитриев - портрет.
портрет И.А.Крылова.
(ученик) 2 февраля 1769 года в Москве родился велики й русский баснописец И.А.Крылов, знаток русского языка. Писал свои басни Иван Андреевич простым и доступным языком. Верил в возможность исправить людей и стремился лишь к уменьшению количества лжи и зла. Люди проявили любовь к баснописцу. В Санкт-Петербурге в Летнем саду есть бронзовый памятник И.А.Крылову. На каждой стороне постамента - барельефные изображения персонажей наиболее известных героев басен Крылова. Памятник был создан в 1855 году на деньги, которые собирала вся Россия.
- Имеет ли приемников этого жанра XXI век?
портрет С.В.Михалкова.
- Почему по вашему мнению актуален и сейчас этот жанр?
3. Тема урока.
Сегодня на уроке знакомимся с басней И.А.Крылова “Свинья под дубом”
Первичное восприятия текста. Звучит аудиозапись, читает А Грибов, дети следят по тексту.
Вторичное Восприятие текста. Текст читают самостоятельно. Расставляя паузы и логические ударения
4. Физкультминутка.
Чтение хором.
- Назовите героев басни.
- Какой эпитет употребляет Иван Андреевич, говоря о дубе? Вековой.
- Как Вы думаете почему?
- (ученики) Веками накапливает человеческий опыт, впитывает положительное, доброе, накопленное человечеством за много лет.
- Какого человека олицетворяет “дуб”? Мудрого (мудрость).
- Почему именно свинью выбрал И.А.Крылов, как главного героя?
- (учащиеся) Варианты ответов
- Свинья. Какие интересы в её жизни? Поесть, вкусно поесть, поспать, накопить сало.
- Что о ней говорит в начале басне Крылов? Прочитайте.
Почему баснописец описывает не качества Свиньи, а действия? Назовите их.
- Наелась, выспалась, встала.
- (Учитель) Главное в жизни для неё – наесться, выспаться, отсутствие стремлений, нет интнреса кроме потребностей.
- Какие пороки людей олицетворяет свинья? Лень, обжорство, тупость и. т. Д.
- Сказано ли в басне, зачем свинья стала подрывать корни у дуба?
- Свинья знает, сама для чего она это делает? Прочитайте этот момент.
- (Учитель) Внутренний мир ограничен или совсем отсутствует, только инстинкты.
- Как вы думаете зачем И, А.Крылов вводит в басню такого персонажа, как “Ворон”?
- Ворон – птица какая? Вещая.
- (ученик) Читает понятие из словаря Даля “Вещая – предвещающая будущее, пророческое”
Живёт ворон долго, знает много, учёная птица.
- Какого человека олицетворяет ворон? Умного.
- Прочитайте, что говорит ворон свинье.
- Ворон запрещает вредить дереву? Нет.
- Как он пытается вразумить свинью?
- Объясняет, растолковывает, убеждает, учит.
- (Учитель) Как маленькому ребёнку. Мы же не говорим нет, а пытаемся его убедить. Этого делать нельзя и почему этого делать нельзя.
- Прочитайте, что отвечает ему свинья.
- Как свинья говорит о себе? Она возвеличивает себя. (местоимения “я”)
- Она внемлет объяснениям, хочет развиваться? Нет.
- (Учитель) Она не желает развивать себя и свой внутренний мир, только исполнить свои потребности: поесть. Поспать, а остальное “не для меня”.
- Дуб обращается к свинье спокойным тоном. Почему?
- (Учитель) Изменить ничего нельзя. Не желает учиться, нет стремления к новому, интересному. Нет желания изменить свой внутренний мир, сделать его богаче.
Дуб хочет показать, что если не хочет совершенствоваться, развивиаться, узнавать новое. Он сам себя изживёт.
Чтение по ролям.
Работа с моралью басни.
- Как вы понимаете смысл слов “невежда”, “невежа”?
Какие пороки обличает эта басня?
5. Итог урока.
Дав гениальный способ придумали в древности мудрецы, как не причинив человеку прямой обиды, сказать ему правду в газа, указывая на его пороки.
В начале урока мы проговорили их.
Давайте подберём антонимы.
Сколько веков прошло, а басня жива. Этот жанр актуален и в наши дни. Заставляет нас задуматься над пороками людей.
- Как вы думаете зачем изучение басен введён в наш учебник? Неужели у нас младших школьников столько пороков?
Ответы детей.