Урок по басне И.А. Крылова "Свинья под дубом" (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  • создать условия, побуждающие к выразительному, яркому, насыщенному чтению разнообразных басен И.А. Крылова,
  • расширить круг знакомства с баснями И.А. Крылова,
  • воспитывать интерес к литературе как части общей культуры.

Оборудование:

  • сборники басен И.А.Крылова,
  • выставки рисунков-иллюстраций к басням,
  • альбом иллюстраций по произведениям И.А.Крылова,
  • звукозапись басен.

Ход урока

1. Организационный момент.

2.Основная часть урока.

Работа с эпиграфом

Обращение к эпиграфу урока.

“Люблю, где случай есть, пороки пощипать” И.А.Крылов

- Найдите ключевое слово в эпиграфе? (пороки)

- Что такое порок?

- (ученик) Высказывания детей.

- (ученик) Читает понятие из словаря Даля “Порок – недостаток, позорящий человека.

- Приведите примеры пороков.

- В каком литературном жанре говорится о пороках?

- Какой литературный приём используется баснописцами?

- (ученик) Аллегорию – иносказание.

- Что это значит?

- (ученик) Высмеивают человеческие пороки, приписывая их животным.

- В человеке борются всегда две стороны: порок и добродетель.

- Какая часть басни заставляет нас задуматься?

- Что такое мораль?

- (ученик) Читает понятие из словаря Даля “Мораль – правила нравственности, поучительный вывод из чего-нибудь нравоучения, наставление.

- (Учитель) Мораль – “душа” басни, а “тело” - текст басни.

Обобщающая беседа. (Показ портретов)

Слово учителя “Басня, как литературный жанр имеет свою историю – биографию”

- Вспомните и назовите основоположников басенного жанра.

портрет Эзопа

(ученик) “Одним из первых начал писать басни Эзоп, живший в Древней Греции в VI веке до нашей эры. Именно в его баснях животные говорят, думают как люди. Он был рабом, калекой и уродом: высказывать пороки не мог открыто и поэтому писал басни. Басни Эзопа написаны прозой”

портрет Федра

(ученик) Традиции Эзопа были продолжены в творчестве других античных авторов. В I веке до нашей эры римский поэт Федр переложил басни Эзопа в стихотворную форму и издал их.

Так родился жанр латинской стихотворной басни.

портрет Жака де Лафонтена.

(ученик) В XVII веке древний жанр возвеличен французским писателем Жаком де Лафонтеном. Он опирался в своих баснях на народную мудрость.

- Когда русская литература обратилась к этому жанру?

- Кто же является великим русским баснописцем?

(Учитель) Русская литература обратилась к басне в XVII веке. Назидательные басни писали И.И.Хемницер - портрет, И.И.Дмитриев - портрет.

портрет И.А.Крылова.

(ученик) 2 февраля 1769 года в Москве родился велики й русский баснописец И.А.Крылов, знаток русского языка. Писал свои басни Иван Андреевич простым и доступным языком. Верил в возможность исправить людей и стремился лишь к уменьшению количества лжи и зла. Люди проявили любовь к баснописцу. В Санкт-Петербурге в Летнем саду есть бронзовый памятник И.А.Крылову. На каждой стороне постамента - барельефные изображения персонажей наиболее известных героев басен Крылова. Памятник был создан в 1855 году на деньги, которые собирала вся Россия.

- Имеет ли приемников этого жанра XXI век?

портрет С.В.Михалкова.

- Почему по вашему мнению актуален и сейчас этот жанр?

3. Тема урока.

Сегодня на уроке знакомимся с басней И.А.Крылова “Свинья под дубом”

Первичное восприятия текста. Звучит аудиозапись, читает А Грибов, дети следят по тексту.

Вторичное Восприятие текста. Текст читают самостоятельно. Расставляя паузы и логические ударения

4. Физкультминутка.

Чтение хором.

- Назовите героев басни.

- Какой эпитет употребляет Иван Андреевич, говоря о дубе? Вековой.

- Как Вы думаете почему?

- (ученики) Веками накапливает человеческий опыт, впитывает положительное, доброе, накопленное человечеством за много лет.

- Какого человека олицетворяет “дуб”? Мудрого (мудрость).

- Почему именно свинью выбрал И.А.Крылов, как главного героя?

- (учащиеся) Варианты ответов

- Свинья. Какие интересы в её жизни? Поесть, вкусно поесть, поспать, накопить сало.

- Что о ней говорит в начале басне Крылов? Прочитайте.

Почему баснописец описывает не качества Свиньи, а действия? Назовите их.

- Наелась, выспалась, встала.

- (Учитель) Главное в жизни для неё – наесться, выспаться, отсутствие стремлений, нет интнреса кроме потребностей.

- Какие пороки людей олицетворяет свинья? Лень, обжорство, тупость и. т. Д.

- Сказано ли в басне, зачем свинья стала подрывать корни у дуба?

- Свинья знает, сама для чего она это делает? Прочитайте этот момент.

- (Учитель) Внутренний мир ограничен или совсем отсутствует, только инстинкты.

- Как вы думаете зачем И, А.Крылов вводит в басню такого персонажа, как “Ворон”?

- Ворон – птица какая? Вещая.

- (ученик) Читает понятие из словаря Даля “Вещая – предвещающая будущее, пророческое”

Живёт ворон долго, знает много, учёная птица.

- Какого человека олицетворяет ворон? Умного.

- Прочитайте, что говорит ворон свинье.

- Ворон запрещает вредить дереву? Нет.

- Как он пытается вразумить свинью?

- Объясняет, растолковывает, убеждает, учит.

- (Учитель) Как маленькому ребёнку. Мы же не говорим нет, а пытаемся его убедить. Этого делать нельзя и почему этого делать нельзя.

- Прочитайте, что отвечает ему свинья.

- Как свинья говорит о себе? Она возвеличивает себя. (местоимения “я”)

- Она внемлет объяснениям, хочет развиваться? Нет.

- (Учитель) Она не желает развивать себя и свой внутренний мир, только исполнить свои потребности: поесть. Поспать, а остальное “не для меня”.

- Дуб обращается к свинье спокойным тоном. Почему?

- (Учитель) Изменить ничего нельзя. Не желает учиться, нет стремления к новому, интересному. Нет желания изменить свой внутренний мир, сделать его богаче.

Дуб хочет показать, что если не хочет совершенствоваться, развивиаться, узнавать новое. Он сам себя изживёт.

Чтение по ролям.

Работа с моралью басни.

- Как вы понимаете смысл слов “невежда”, “невежа”?

Какие пороки обличает эта басня?

5. Итог урока.

Дав гениальный способ придумали в древности мудрецы, как не причинив человеку прямой обиды, сказать ему правду в газа, указывая на его пороки.

В начале урока мы проговорили их.

Давайте подберём антонимы.

Сколько веков прошло, а басня жива. Этот жанр актуален и в наши дни. Заставляет нас задуматься над пороками людей.

- Как вы думаете зачем изучение басен введён в наш учебник? Неужели у нас младших школьников столько пороков?

Ответы детей.