Возрастная категория учащихся: 1 класс.
Цель: закрепить знания названий чисел и названия выражения при вычитании; закрепить навыки вычитания; упражнять в составлении и решении задач.
Оборудование: раздаточный материал (карточки), интерактивная доска, проектор, персональный компьютер, презентация, созданная в MS Office Power Point.
Ход урока
Актуализация знаний.
Говорит учитель:
- Сегодня у нас, ребята, не обычный урок, а урок-сказка. Вы много знаете сказок, а какой сказке идет речь, вы узнаете, отгадав загадку:
Человечек деревянный
На воде и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный,
Кто же это?
Отвечают учащиеся:
- Буратино.
Говорит учитель:
- Правильно, Буратино. А из какой сказки герой?
Отвечают учащиеся:
- "Золотой ключик".
Появляется первый слайд презентации с изображением возникающего персонажа Буратино.
На слайде постепенно (автоматически) проявляется текстовая строка с вопросом: "Ой, ребята, а куда я попал?".
Говорит учитель:
- В класс, на урок математики.
На первом слайде возникает (автоматически) вторая текстовая строка с вопросом: "А чем вы будете заниматься на этом уроке?".
Говорит учитель:
- А тема нашего урока: "Названия компонентов при вычитании".
Учитель нажимает на светло-зеленую стрелочку в левом нижнем углу экрана на первом слайде, щелкая один раз левой кнопкой мышки, тем самым осуществляет переход ко второму слайду. При возникновении второго слайда на экране появляется персонаж Буратино и три прямоугольных объекта с надписями соответственно (Рисунок 1):
Рисунок 1
Говорит учитель, озвучивая персонаж Буратино, подводя указатель мышки к первому прямоугольнику:
- А что это такое?
- А умеете ли вы их решать?
- Хорошо, решите это выражение.
Дети решают первую карточку. Учитель нажимает на первый скругленный прямоугольник второго слайда, подведя указатель к области первого прямоугольника, свободной от надписи, и щелкнув один раз левой кнопкой мышки. Появляется надпись считать.
Говорит учитель, озвучивая Буратино, подводя указатель мышки ко второму прямоугольнику:
- А это вы тоже сможете решить?
Дети решают вторую карточку. Учитель нажимает на второй скругленный прямоугольник второго слайда, подведя указатель к области второго прямоугольника, свободной от надписи, и щелкнув один раз левой кнопкой мышки. Появляется надпись решать.
Говорит учитель, озвучивая Буратино, подводя указатель мышки к третьему прямоугольнику:
- И это решите?
Дети решают третью карточку. Учитель нажимает на третий скругленный прямоугольник второго слайда, подведя указатель к области третьего прямоугольника, свободной от надписи, и щелкнув один раз левой кнопкой мышки. Появляется надпись отгадывать.
Говорит учитель:
Ребята, так чем же вы будете заниматься на уроке?
Дети вместе еще раз читают надписи на экране (Рисунок 2):
Рисунок 2
Говорит учитель, озвучивая персонаж Буратино:
- Ну и считайте, решайте, отгадывайте, а я спешу! За мной гонятся кот Базилио, лиса Алиса.
Учитель щелкает по объекту Буратино на втором слайде, персонаж исчезает.
Работа над новым материалом.
Говорит учитель:
- Ребята, много опасностей подстерегает Буратино на его пути.
- А что он должен достать?
Учащиеся отвечают:
- Золотой ключик.
Говорит учитель:
- И что сделать?
Учащиеся отвечают:
- Открыть им заветную дверь.
Говорит учитель:
- Ребята, давайте поможем Буратино преодолеть опасности.
1. Далее учитель нажимает на светло-зеленую стрелочку в левом нижнем углу экрана на втором слайде, щелкая один раз левой кнопкой мышки, тем самым осуществляет переход к третьему слайду. При возникновении третьего слайда на экране появляется карта-схема с изображениями дороги, препятствий и движущихся персонажей: убегающего Буратино и догоняющих его лисы Алисы и кота Базилио. При открытии третьего слайда автоматически осуществляется перемещение трех выше перечисленных персонажей к первому препятствию - опрокинутому дереву.
Говорит учитель:
- Буратино от кого убегает?
Учащиеся отвечают:
- От лисы и кота.
Говорит учитель:
- Ой, а на дороге, по которой бежит Буратино, лежит дерево. Его надо срочно убрать, тогда поможем Буратино выполнить задание.
Учитель нажимает на изображение перевернутого дерева на третьем слайде, щелкая один раз левой кнопкой мышки, тем самым осуществляет переход к восьмому слайду. При возникновении восьмого слайда на экране появляется Буратино, перевернутое дерево, между которыми две прямоугольные полупрозрачные области, каждая из которых содержит (Рисунок 3):
Рисунок 3
Говорит учитель (Рисунок 4):
Рисунок 4
- Что это?
Учащиеся отвечают:
- Сумма.
Говорит учитель:
Чему равна сумма чисел 3 и 6?
Учащиеся отвечают.
Учитель для проверки правильности ответа щелкает левой кнопкой мышки, подведя указатель к области левого полупрозрачного большого прямоугольника, появляется правильный ответ.
Говорит учитель:
- Прочтите разными способами (Рисунок 5).
Рисунок 5
- Что это?
- Что неизвестно?
- Как найти первое слагаемое (Рисунок 6)?
Рисунок 6
- Как найти второе слагаемое?
Вывод: чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое (Рисунок 7).
Рисунок 7
Говорит учитель:
- Что это?
- Чему равна разность чисел 4 и 9?
Учитель для проверки правильности ответа щелкает левой кнопкой мышки, подведя указатель к области правого полупрозрачного большого прямоугольника, появляется правильный ответ.
Говорит учитель:
- Прочтите разными способами (Рисунок 8).
Рисунок 8
- Что это?
- Что неизвестно?
- Как найти уменьшаемое (Рисунок 9)?
Рисунок 9
- Что неизвестно?
- Как найти вычитаемое?
Учитель нажимает на изображение перевернутого дерева на восьмом слайде, щелкая один раз левой кнопкой мышки, дерево исчезает, Буратино перемещается вправо и скрывается из зоны видимости. Слайд остается без персонажей.
Говорит учитель:
- Препятствие первое устранено, и Буратино побежал дальше. Но кот Базилио и лиса Алиса не отстают. Вот они догоняют Буратино.
2. Далее учитель нажимает на светло-зеленую стрелочку в левом нижнем углу экрана на восьмом слайде, щелкая один раз левой кнопкой мышки, тем самым осуществляет переход к четвертому слайду. При возникновении четвертого слайда на экране появляется карта-схема с изображениями дороги, препятствий и движущихся персонажей: убегающего Буратино и догоняющих его лисы Алисы и кота Базилио. При открытии четвертого слайда автоматически осуществляется перемещение трех выше перечисленных персонажей ко второму препятствию - ручейку.
Говорит учитель:
- А на пути у него маленький ручеек.
Учитель нажимает на изображение ручейка на четвертом слайде, щелкая один раз левой кнопкой мышки, тем самым осуществляет переход к девятому слайду. При возникновении девятого слайда на экране появляется Буратино, ручеек, две прямоугольные полупрозрачные области.
Говорит учитель:
- А перебраться через него Буратино сможет тогда, когда решит вот эти выражения (Рисунок 10):
Рисунок 10
- Ребята, а давайте поможем ему. Но мы сможем помочь Буратино в том случае, если вспомним состав чисел (Рисунок 11)?
Рисунок 11
- Восемь - это четыре и сколько?
- Значит, из восьми вычесть четыре, получится сколько?
- А как по-другому вычесть четыре?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Для проверки правильности ответа учитель щелкает 4 раза левой кнопкой мышки, подведя указатель к области первого полупрозрачного большого прямоугольника, вызывая последовательное появление правильных ответов (Рисунок 12):
Рисунок 12
- Десять - это семь и сколько?
- Значит, из десяти вычесть семь, - получится сколько?
- А как по-другому вычесть семь?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Для проверки правильности ответа учитель щелкает 7 раз левой кнопкой мышки, подведя указатель к области второго полупрозрачного большого прямоугольника, вызывая последовательное появление правильных ответов (Рисунок 13):
Рисунок 13
Говорит учитель:
- Перебрался он через ручей.
3. Далее учитель нажимает на светло-зеленую стрелочку в левом нижнем углу экрана на девятом слайде, щелкая один раз левой кнопкой мышки, тем самым осуществляет переход к пятому слайду. При возникновении пятого слайда на экране появляется карта-схема с изображениями дороги, препятствий и движущихся персонажей: убегающего Буратино и догоняющих его лисы Алисы и кота Базилио. При открытии пятого слайда автоматически осуществляется перемещение Буратино к третьему препятствию - болоту, а лисы и кота - по обходному пути.
Говорит учитель:
- А кот Базилио и лиса Алиса пошл в обход.
- И попадает Буратино на болото.
Учитель нажимает на изображение болота на пятом слайде, щелкая один раз левой кнопкой мышки, тем самым осуществляет переход к десятому слайду. При возникновении десятого слайда на экране появляется Буратино, болото с обитателями, черепаха Тортила с золотым ключиком, две прямоугольные полупрозрачные области.
Говорит учитель:
- А кто в нем живет?
- А черепаха Тортила, что должна ему отдать?
Учащиеся отвечают:
- Золотой ключик.
Говорит учитель:
- Но она подарит золотой ключик тогда, когда он решит самостоятельно эти выражения. Поможем Буратино (Рисунок 14)?
Рисунок 14
Говорит учитель:
- Назовите ответ первого выражения и т.д.
- Шесть вычесть единицу равно пяти.
- Как называется число шесть?
- А число 1?
- А число 5?
- А как найти уменьшаемое 6?
- Вычитаемое 1?
Учащиеся отвечают на вопросы.
Вывод:
- Как найти уменьшаемое?
- Как найти вычитаемое?
Для проверки правильности ответа учитель щелкает 4 раза левой кнопкой мышки, подведя указатель к области левого полупрозрачного большого прямоугольника, вызывая последовательное появление правильных ответов (Рисунок 15):
Рисунок 15
Для проверки правильности ответа учитель щелкает 4 раза левой кнопкой мышки, подведя указатель к области правого полупрозрачного большого прямоугольника, вызывая последовательное появление правильных ответов (Рисунок 16):
Рисунок 16
Говорит учитель:
- Схватил Буратино ключик и побежал дальше.
Учитель нажимает на изображение золотого ключика на десятом слайде, щелкая один раз левой кнопкой мышки, в результате чего ключик передается персонажу Буратино.
4. Далее учитель нажимает на светло-зеленую стрелочку в левом нижнем углу экрана на десятом слайде, щелкая один раз левой кнопкой мышки, тем самым осуществляет переход к шестому слайду. При возникновении шестого слайда на экране появляется карта-схема с изображениями дороги, препятствий и движущихся персонажей: убегающего Буратино и стоящих на месте лисы Алисы и кота Базилио. При открытии шестого слайда автоматически осуществляется перемещение Буратино вместе с ключиком и двумя золотыми рыбками в руках к Мальвине.
Говорит учитель:
- Схватил Буратино ключик и побежал дальше. Выбегает он на полянку и видит кого?
Учащиеся отвечают:
- Мальвину.
Учитель нажимает на изображение Мальвины на шестом слайде, щелкая один раз левой кнопкой мышки, тем самым осуществляет переход к одиннадцатому слайду. При возникновении одиннадцатого слайда на экране появляется Буратино с золотым ключиком и двумя золотыми рыбками, Мальвина, аквариум с четырьмя рыбками.
Говорит учитель:
- Когда Буратино бежал с болота, он прихватил для Мальвины двух золотых рыбок. А в аквариуме у нее жили тоже четыре рыбки. Составьте задачу.
- О чем говорится в задаче?
- Что же потом произошло?
- Что надо узнать?
- Каким действием мы узнаем - сколько всего стало у Мальвины рыбок?
- Почему? Что к чему будем прибавлять?
Работа в тетрадях.
(Решение задачи в тетрадях)
Говорит учитель:
- Кто скажет полностью ответ?
- А в тетрадях мы запишем краткий ответ.
- А теперь составьте обратные задачи?
(Учащиеся составляют обратные задачи. Устно разбираем).
Далее учитель нажимает на изображение аквариума на одиннадцатом слайде, щелкнув один раз левой кнопкой мышки, что приводит к появлению правильного ответа: 4+2=6.
5. Говорит учитель:
- Рассказала Мальвина тайну золотого ключика.
Далее учитель нажимает на светло-зеленую стрелочку в левом нижнем углу экрана на одиннадцатом слайде, щелкая один раз левой кнопкой мышки, тем самым осуществляет переход к седьмому слайду. При возникновении седьмого слайда на экране появляется карта-схема с изображениями дороги, препятствий и движущихся персонажей: убегающих Буратино и Мальвины, догоняющих их Алисы, Базилио, Карабаса-Барабаса. При открытии седьмого слайда автоматически осуществляется перемещение Буратино и Мальвины на дерево, а преследующих их персонажей - следом.
Говорит учитель:
- Буратино отправился вместе с Мальвиной домой. Но их снова догоняют лиса и кот, и к ним присоединился Карабас-Барабас. Убегающим пришлось забраться на дерево.
Учитель нажимает на изображение дерева на седьмом слайде, щелкая один раз левой кнопкой мышки, тем самым осуществляет переход к двенадцатому слайду. При возникновении двенадцатого слайда появляются изображения Буратино, Мальвины, яблочного дерева и заданий в прямоугольных областях.
Говорит учитель:
- А выбраться они смогут тогда, когда выполнят следующее задание:
Увеличь на пять
1 | 3 | 4 | 5 |
- Что значит увеличить? (Это число и еще 5).
- Какое действие надо сделать?
Ученик решает и записывает ответ под числом.
Уменьши на пять
10 | 7 | 8 | 9 | 6 |
- Что значит уменьшить? (Взять число без 6).
- Какое действие надо сделать?
Ученик решает и записывает ответ под числом.
Для проверки правильности ответа учитель поочередно щелкает левой кнопкой мышки, подводя указатель к скругленным небольшим квадратикам, вызывая последовательное появление правильных ответов. Нажимать левую кнопку мышки следует тогда, когда указатель при наведении на объект принимает вид руки.
Проверка.
Говорит учитель:
- Ответ первого выражения правильный? А какое правило можно вспомнить при решении первого выражения?
Учащиеся отвечают:
- От перемены мест слагаемых сумма не меняется.
Далее учитель нажимает на светло-зеленую стрелочку в левом нижнем углу экрана на двенадцатом слайде, щелкая один раз левой кнопкой мышки, тем самым осуществляет переход к тринадцатому слайду. При возникновении тринадцатого слайда на экране сцена с чаепитием у Мальвины дома.
Говорит учитель:
- Спустились с дерева Буратино и Мальвина, и добрались они домой. Открыли заветную дверь золотым ключиком. А за этой дверью вас, ребята, ждут специальные призы.
За работу на уроке активным ребятам выдаются призы.
Итог урока.
Говорит учитель:
- Понравился урок?
- Кто из героев сказки больше всех понравился?
- Научился ли чему-нибудь Буратино?
- А вы чему научились?
- Знаете, как называются числа при вычитании?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Учитель закрывает презентацию, нажав сочетание клавиш: Alt+F4.