Современные технологии коррекционной работы по преодолению ОНР у дошкольников в условиях логопедической группы

Разделы: Логопедия


Поиск средств, повышающих эффективность логопедической работы актуален, так как количество детей с речевыми нарушениями неизменно растет год от года на фоне различных вредностей окружающей среды и соматической ослабленности малышей дошкольного возраста, проживающих в районах Крайнего Севера.

Результативность коррекционной работы зависит от личностного включения ребенка в педагогический процесс и осознанности выполняемых им действий. Решение этой задачи и анализ эффективности используемых средств коррекционного процесса привели к созданию особой логопедической среды. Учитывая наглядно-образное мышление, пониженное внимание к речевому окружению, в системе работы над развитием языковых способностей при формировании установок на ориентировку в языковом материале (фонетическом, семантическом, синтаксическом) и развитии "чувства слова" большое внимание уделяю оформлению речевой среды логопедического кабинета, созданию положительного эмоционального фона для проведения логопедических занятий. Следуя принципам личностного подхода к каждому ребенку, убеждена, направлять развитие речи можно через духовную общность между логопедом и ребенком и развивающее воздействие коррекционной среды, длительный процесс компенсации речевого дефекта требует ненасильственных методов управления. Обеспечивая психологический комфорт и создавая условия для формирования языковых способностей, повышения речевой активности и внимания к речевому окружению, разработала игровое оборудование многоцелевого назначения. Вариативность материала, создает особую эмоциональную атмосферу и позволяет ребенку усвоить механизм переноса изучаемой грамматической формы на любой лексический материал и чувствовать себя уверенно в новых речевых ситуациях.

Речевая среда логопедического кабинета представлена развивающими игровыми блоками: - мобильными картинами "Летом на даче", "Пчелки Мая и Мия", "Паровозик из Ромашкова", - самые любимые детьми учебно - развивающие игры, позволяющие решить любую коррекционную задачу, за исключением постановки изолированного звука. Дети активно включаются в игру, если в ней используются загадки, короткие стихотворения (четверостишия или рифмовки), настраивающие ребенка на выполнение задания. Например:

Светит солнышко с небес,
Освещает луг и лес,
Поле и тропинку -
Подбери картинку:

Или:

Облачко, по небу к нам прилетай,
В звуки и буквы игру начинай:

Пособие "Умная Сова" - необыкновенные прописи, на которых можно многократно писать фломастерами и удалять неудавшиеся элементы букв. Это пособие позволяет ребенку не только развивать мелкую пальцевую моторику, но и запомнить правильное графическое написание букв. Способствует профилактике оптической дисграфии, а также дает возможность усвоить механизм прочтения разных вариантов слогов. Успех в этом обеспечивает игровая, ненавязчивая форма общения. Прежде чем писать в тетрадке, дети имеют возможность многократно потренироваться, не боясь ошибиться, таким образом, ограждаю детей от возникновения страхов и неуверенности, как это часто бывает в работе с обычными прописями.

Сотовый телефон "Щенок Пит" (касса букв с магнитной доской) позволяет на высоком эмоциональном фоне в ходе игровых действий обучать детей умениям звукобуквенного анализа и синтеза слов. Необычное расположение букв позволяет детям быстро ориентироваться в выборе необходимых букв при выкладывании слов и их звукобуквенном анализе.

В зоне индивидуальной коррекционной работы формированию умений на фонетико-фонематическом уровне способствует специальное оборудование и дидактические пособия:

  • Кресло "Жираф" позволяет ребенку во время индивидуальных занятий быстро поворачиваться лицом к зеркалу или к логопеду, занимать удобное положение во время логопедического массажа и при постановке звуков с помощью инструментов.
  • Коврик "Котенок" для постановки правильного дыхания в положении "лежа", удобен для релаксации.
  • "Театр Буратино" - это театр актера Веселого Язычка, который участвует в разных сказочных забавных представлениях и при этом совершенствует свои артикуляционные способности, учится произносить звуки изолированно, в слогах, словах, во фразах, в предложениях. Научиться выстроить артикуляционную позу определенного звука помогают дидактические игрушки "Бегемотик" и "Лягушка - Говорушка". Их цель - подключить дополнительный (тактильный) анализатор для более точного восприятия ребенком артикуляционной позиции языка, необходимой для произношения определенного звука.
  • Дидактическая игрушка "Квака" дополнена разного рода застежками. Играя, дети развивают пальцевую моторику.
  • Дидактическая игрушка "Зайка - Добрая душа" позволяет согреть лицо и руки после прогулки в холодную погоду. Это особенно необходимо детям с дизартрией, однако и у детей с нормальным тонусом речевых органов часто отмечается скованность движений в речевой и мелкой пальцевой моторике, если они приходят на занятия с мороза. Эта игрушка помогает согреться, расслабиться и найти хорошее настроение, что позволяет проводить занятия более эффективно на положительном эмоциональном фоне.

Компьютерные технологии относят к числу эффективных средств обучения. В 2002 году, работая в специализированной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи, решила изучить вопрос об интеграции компьютерных технологий в процесс коррекционной логопедической работы с детьми логопатами.

В мире информационных технологий и космических скоростей человечество поставлено перед проблемой передачи огромного количества накопленного опыта будущим поколениям. Человечество культивирует новые технологии. Передовые личности, умы мирового масштаба привносят и пропагандируют свои прогрессивные идеи и плоды своего высокого творчества. Происходит естественный отбор среди всего многообразия целесообразных и бесполезных вещей, знаний и умений. Как правило, на долгие годы остается лишь то, что действительно оказывается необходимым, удобным, полезным.

Компьютеризация открывает новые возможности и варианты обучения.

Однако, осознавая, что информационные технологии являются перспективным и очень эффективным средством коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии, приходилось только мечтать о настоящем компьютере в логопедическом кабинете и ждать, когда технический прогресс достигнет наших отдаленных мест. Поэтому создала макет компьютера многоцелевого назначения - "Компьюша", разработала серию развивающих коррекционных игр. В этом блоке развивающей среды логопедического кабинета вела работу над развитием мимики и фонематического слуха, по формированию грамматических категорий и развитию связной речи.

Мечты сбываются, материализовалась и наша мечта. Встала первоочередная задача - получить знания о компьютере, о его технических возможностях и способах использования в логопедической работе. Коррекционно-воспитательная работа в речевых группах для детей с ОНР, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (диагностических, развивающих и обучающих). Эффективность применения таких программ (как отмечают авторы статьи "Новые информационные технологии в логопедической работе" Гаркуша Ю.Ф., Черлина Н.А., Манина Е.В, опубликованной в журнале Логопед № 2 за 2004 год) зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать компьютерные технологии в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт". Решая задачу ликвидации компьютерной безграмотности, окончила курсы по 90 часовой программе "Практическое применение ПК IBM РС для пользователей" и "Компьютерной графики" в объеме 80 часов. Изучила литературу и опыт коллег, опубликованный в профессиональных журналах по данному вопросу.

Ведущей задачей предстоящей работы было определение объема и содержания коррекционного воздействия с помощью компьютерных технологий, интегрируемых в систему общей стандартной коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями (наличием определенных знаний, умений, зоны ближайшего развития) и потребностями в восстановлении и развитии функций речевой деятельности каждого ребенка.

В процессе отбора компьютерных логопедических программ, учебных и развивающих игр для занятий с детьми пользуюсь принципами, которые четко, развернуто и грамотно очерчены в учебно-методическом пособии Лизуновой Л.Р. "Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста" (к специализированной игре "Игры для Тигры") г. Пермь: ПКИПКРО, стр. 20 - 23.

Целесообразность использования в работе с детьми каждой отдельно взятой коррекционной компьютерной технологии определяю возможностью решения задач, поставленных Программой дошкольных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи (Коррекция нарушений речи) Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. и рабочими образовательными программами нашего дошкольного учреждения, в более короткие сроки и с достижением желаемого коррекционно-образовательного эффекта за счет выбора уровня сложности заданий, соответствующего состоянию речевых возможностей ребенка и зоны его ближайшего развития.

Основным мотивом участия ребенка в обучающих компьютерных играх должен быть интерес, удовольствие и радость, т.е. получение положительных эмоций.

Вновь созданная игровая развивающая модель "Игры от Тигра" психологически готовит ребенка к общению с компьютером. В этом блоке ребенок впервые знакомится с логопедическими занятиями и их значением в его жизни. На первых занятиях провожу игру-драматизацию. Главный герой Тигрюша попадает в трудную ситуацию - не может спасти своего друга Зайчонка от Волка. Тигренок не умел рычать. Друзья посоветовали ему заниматься с логопедом. Тигренок старательно занимался и научился рычать. Выручил из беды Зайчонка. Тигрюша советует ребятам всегда с радостью спешить на занятие в кабинет логопеда, и они обязательно научатся правильно, понятно и красиво говорить. После такой игры с забавным Тигренком дети не отказываются от занятий, несмотря на определенные трудности, которые им приходится преодолевать.

Эта зона включает в себя дидактическое пособие - мобильную картину "Тигрюша", которая используется как фланелеграф на индивидуальных и фронтальных занятиях, позволяет решать различные речевые задачи:

  • развитие мимики и эмоциональной сферы ребенка,
  • развитие фонетико-фонематической стороны речи,
  • формирование лексико-грамматических форм языка и связной речи,
  • знакомство со звуками и буквами и т.д.

Наличие ПК в кабинете логопеда позволяет использовать в работе с детьми разные специализированные коррекционные программы, обучающие и развивающие игры, например:

Логопедическую коррекционную программу "Игры для Тигры", предназначенную для коррекции речевых нарушений у детей с дизартрией, дислалией, ринолалией, алалией, заиканием. Эта программа имеет несколько уровней сложности. Вместе с веселым Тигренком дети совершают удивительное путешествие по Стране Звуков и Слов, знакомятся с домиком Веселого Язычка, выполняют разные задания и учатся красиво говорить, правильно строить фразы и предложения, усваивают основы грамоты.

Компьютерную развивающую игру "Веселая Азбука" - обучающую игру для самых маленьких, в которой папа Заяц подарил Зайчонку первую книгу - Веселую Азбуку, но ветерок-озорник закружил, завертел книгу и рассыпал буквы по всему лесу. Помогая выполнять Зайчонку интересные задания, ребенок знакомится со звуками и буквами, учится определять место звука и буквы в словах, познает элементы грамоты, учится читать.

Методику опережающего обучения помогает включить в коррекционную работу учебно-образовательный комплекс игр "Баба-Яга учится читать". Волшебный лес с десятком игр, "Букварик", "Слогарик", веселые стихи и песенки многократно умножают интерес детей к звучащему слову, вызывают желание быстрее познакомиться со всеми буквами и научиться читать. Включает в себя игры, которые позволяют:

  • развивать слуховое внимание, чувство рифмы;
  • совершенствовать фонематический слух;
  • развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;
  • запоминать правильное графическое написание каждой буквы;
  • разнообразить приемы работы по профилактике дисграфии (в т.ч. и оптической) и дислексии.

Подобрана фонотека детских песен и музыки для релаксации, фонетико-фонематических и лексико-грамматических занятий.

Кроме выше перечисленных возможностей компьютерные технологии позволяют:

  • готовить свои учебные игровые программы в форме презентации, каждый слайд которой может использоваться как отдельное учебно-коррекционное пособие на фронтальных и индивидуальных занятиях. Разработала блоки игровых заданий по лексическим темам "Ягоды", "Фрукты", "Необычные животные нашей планеты" и презентацию "Занимательная грамматика", "Звук А и его Гласные Друзья";
  • проецировать на монитор различные необходимые логопеду для коррекционной работы картинки, иллюстрации, фотографии;
  • готовить к занятиям карточки с буквами и словами;
  • использовать различные методические приемы ознакомления с буквами (рисование буквы по точкам, штриховки, конструирование букв) и многое другое.

При этом следует учитывать, что длительные занятия могут отрицательно сказаться на здоровье детей, поэтому они проводятся с учетом требований СанПиН и Инструкции по работе с компьютером.

После работы с компьютером полезно смотреть на бегущую воду, это снимает напряжение глазных мышц.

Для релаксации глазной мышцы в конце занятия провожу специальные упражнения - гимнастику для глаз.

Компьютерные игры с детьми 5-7 лет проводятся не более одного раза в день и не более трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда, четверг). Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих занятиях для детей 5 лет не превышает 10 минут, 6-7 лет - 15 минут.

Известно, что наиболее вредным явлением, с которым обычно приходится иметь дело, общаясь с компьютером, считается магнитное излучение. Это излучение успешно нейтрализуют зеленые растения, поэтому их в логопедическом кабинете, оснащенном компьютером, должно быть как можно больше.

Решить данную проблему призвана учебная развивающая модель многоцелевого назначения "Мини сад", который включает в себя игровой мобильный комплекс:

- "Озеро" используется для развития физиологического дыхания.

- "Игровой комплекс у озера" (массажно - релаксационные мини бассейны для рук, наполненные различной крупой). Емкости с водой и крупой съемные и для удобства во время игр переставляются на детский стол.

- "Сухой бассейн - второе дно" используется для проведения дидактических игр по типу "Необыкновенная рыбалка" или "Поймай чудо-рыбку", где с помощью удочки с магнитом вместо крючка детям предлагаются различные варианты заданий, например:

  • названную геометрическую фигуру или достань любую и назови ее,
  • картинки соответствующие определенной лексической теме (например, предметы транспорта, мебели :),
  • лишнюю картинку (не соответствующую лексической группе других картинок),
  • картинки с одинаковым названием (омонимы),
  • пары картинок с противоположным значением (антонимы),
  • картинки с соответствующим звуком в названии,
  • картинку, не имеющую данного звука в названии,
  • заданную букву или несколько названных букв,
  • звуковые сигналы или буквы необходимые для дальнейшего выкладывания заданного слова или его звукового анализа,
  • слоги, которые составляют заданное слово, и множество других.

Использование компьютерных технологий позволило сделать процесс коррекции речевых дефектов у дошкольников с ОНР более рациональным, повысило интерес детей к логопедическим занятиям, в течение которых ребенок чувствует себя эмоционально комфортно, что эффективно сказывается на результатах деятельности. Анализ результативности коррекционной работы подтверждает существенную значимость развивающей логопедической среды и применения компьютерных технологий в обеспечении гибкости образовательного процесса для детей с ОВЗ. Представленная модель развивающей логопедической среды на протяжении многих лет позволяет добиваться хороших результатов коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников.