Цель вечера: повышение познавательной активности, расширение кругозора и развитие логического мышления учащихся в области математики; умение быстро ориентироваться в обстановке; привитие любви и интереса к математике.
План:
- Вступительное слово.
- Доклад “Н.И.Лобачевский – великий геометр”.
- Игра “Звездный час” (в четыре тура).
- Итог. Награждение победителя.
Оформление: стенды из жизни Лобачевского, стенгазета, посвященная вечеру.
Оборудование: портреты великих математиков, щиты с заданиями.
Вступление.
Ученик открывает стихотворением В.Фирсова
Высокий лоб,
Нахмуренные брови,
В холодной бронзе – отраженный луч…
Но даже неподвижный и суровый,
Он, как живой,
Спокоен и могуч.
Когда-то здесь, на площади широкой,
На этой вот Казанской мостовой,
Задумчивый,
Неторопливый,
Строгий
Он шел на лекции – великий и живой.
Пусть новых линий – не начертят руки –
Он здесь стоит, взнесенный высоко,
Как утверждение бессмертья своего
Как вечный символ торжества науки.
Ведущий. Начинаем вечер, посвященный великому математику Николаю Ивановичу Лобачевскому. Его заслуга перед мировой наукой состоит в том, что он решил нам задачу, которая оставалась нерешенной более две тысячи лет. Две тысячи лет пытались ученые доказать пятый постулат Евклида – аксиому о параллельности. Появление новой геометрии имело большее значение, знаменуя поворот не только в геометрии, математике, но и в развитии человеческого мышления вообще.
I
часть. Ученик читает доклад о Лобачевском (см. Приложение)II
часть. Игра “Звездный час”В игре принимают участие две команды: команда игроков и команда поддержки. За каждый правильный ответ, совпавший с ответом игрока из группы поддержки, игроку команды вручается “звезда”. У каждого игрока на груди табличка с его именем.
I
тур1. Щит с портретами великих математиков.
Вопросы:
а) Выберите портрет Лобачевского?
б) Кому принадлежат эти строки: “Математику уже
затем учить следует, что она ум в порядок
приводит”? [Ответ: Ломоносову]
в) Кого из них называют Коперником геометрии? [Ответ: Лобачевского]
2. Щит с годами жизни математиков? ( 1821-1894); (1863-1945); (1792-1856); (1905-1938); (1850-1891)
Вопрос: Назовите годы жизни Лобачевского [Ответ: 1792-1856]
3. Щит с названиями городов Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Н.Новгород, Казань, Екатеринбург
Вопросы: а) В каком городе родился Лобачевский? [Ответ: Н.Новгород]
б) Где жил и работал? [Ответ: Казань]
4. Щит с названиями стран: Индия, Греция, Россия, Египет, Англия, Германия, Италия
Вопрос: Где возникла геометрия? [Ответ: Греция]
5. Щит с именами писателей и поэтов: Толстой, Бунин, Аксаков, Тургенев, Пушкин, Лермонтов
Вопросы: а) Кто из них учился с Лобачевским в Казанском университете? [Ответ: Аксаков]
б) Кому принадлежат эти строки: “В геометрии, как и в поэзии нужно вдохновение”? [Ответ: Пушкин]
6. Щит с надписями чисел 9; 14; 23; 10; 19; 34;
а) во сколько лет Коля поступил в гимназию? [ Ответ: 9]
б) во сколько лет поступил в Казанский университет? [Ответ: 14]
в) во сколько лет он стал профессором? [Ответ: 23]
г) во сколько лет стал ректором Казанского университета? [Ответ: 34]
II
тур. Кубики “Составь слово”Во второй тур выходят четыре участника, остальные получают утешительные призы
1. Выявляется победитель среди зрителей, составивший самое длинное слово. Победителю вручается приз.
2. Свои слова называют помощники (имеющий самое длинное слово зарабатывает “звезду” для своего игрока).
3. Свои слова называют игроки.
В третий тур выходят 3 игрока, имеющие длинные слова. Выбывшим вручаются утешительные призы.
III тур. “Исправь логическую цепочку”
Щит с портретами математиков.
Рене Декарт Франсуа Виет Крылов И.А.
Вопрос. Все эти люди – математики. Верно ли? [Ответ: нет, Крылов – писатель]
Щит с портретами математиков (1. Ньютон; 2. Архимед; 3. Лобачевский)
Исаак Ньютон Архимед Н.И.Лобачевский
Вопрос: В какой последовательности они жили? [Ответ: Архимед (287-212 г.г. до н.э.),Ньютон (1643-1727),Лобачевский(1792-1856)]
Щит с изображениями
1.Дискант. 2. Отрезок . 3.Точка
Вопрос. Все это – математические термины. Да или нет? [Ответ: нет. Так как дискант – высокий детский голос]
Финал
В финал выходят два участника. Выбывшие получают утешительные призы.
За 1 минуту как можно больше составить слов из слова “Лобачевский”
В заключение для всех участников игры и гостей исполняется музыкальный подарок в исполнении школьного ансамбля.
Награждение. Участники ансамбля награждают победителя ценным призом и дипломом победителя игры “Звездный час”
.