Тип урока: Изучение нового материала.
Форма: Игра-путешествие.
Время: 45 минут.
Класс: 4.
Цели:
- Познакомить учащихся с существительными, которые употребляются только в форме единственного и множественного числа.
- Совершенствовать умение изменять имена существительные по числам.
- Развивать орфографическую зоркость, память, мышление.
- Воспитывать аккуратность, взаимовыручку, поддержку.
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, клещи, презентация, рисунок тисков, орфографические словари, учебник, карточки со словами, индивидуальные карточки, разноуровневые карточки.
Ход урока
I. Оргмомент
Здравствуйте. Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Я вам желаю успехов, не переживайте мы будем помогать друг другу. Первыми сядут те, у кого имя начинается на гласную букву, а сейчас все остальные.
1. (Слайд №1) Сегодня мы отправимся в путешествие по городу Существительному. На чем мы отправимся? Сейчас попробуем отгадать.
Наша школа находится на проезжей части. И поэтому мы должны помнить правила дорожного движения. И первый помощник это светофор. Скажите, на какой свет нужно переходить? (зелёный) молодцы.
Сейчас мы и поиграем в игру СВЕТОФОР. (Слайд №2)
Игра светофор: да – зеленый; нет – красный.
Я задаю вопросы, а вы отвечаете ДА или НЕТ на каждое ваше да, будет появляться буква.
- Имя существительное отвечает на вопрос ЧТО? ДА
- Имя существительное обозначает признак предмета. НЕТ
- Имя существительное бывает среднего рода? ДА
- Имя существительное отвечает на вопрос КТО? ДА
- Имя существительное в предложении может быть подлежащим? ДА
- Красный - это имя существительное? НЕТ
- Имя существительное обозначает предмет. ДА
- Имя существительное бывает собственное и несобственное. НЕТ
- Имя существительное бывает женского рода? ДА
- Имя существительное бывает одушевлённое и неодушевлённое. ДА
- В предложении имя существительное может быть только второстепенным членом. НЕТ
- Светофор – это имя существительное? ДА
- Имя существительное отвечает на вопрос, какой? НЕТ
- Имя существительное бывают мужского рода? ДА
(Слайд№3)
- троллейбус – это безрельсовый наземный вид транспорта (обычно пассажирское) с питанием от электроэнергии. Используется преимущественно в городах. Первый троллейбус создан в 1882 в Германии. Первые троллейбусы в России созданы в 1933. В 1934 троллейбус пущен в Москве. В 60—70-е гг. троллейбусные линии появились во многих крупных городах нашей страны.
(Слайд№4)
Первая улица нашего путешествия это улица Чистописания
II. Чистописание
2. Улица Чистописания –
1. je je je je
2.Деревья, дети, идёт
3.Выпишите только верное высказывание
- Перед осенью идёт зима.
- Осенью на деревьях распустятся листья.
- В школе дети учили песни.
- Выпишите предложение, разберите по членам.
III. Сообщение темы урока
3. Сейчас мы будем продолжать поездку по городу Существительному. По какому проспекту едем, вы узнаете, сделав следующее задание.(Слайд№5)
ж |
ш |
ц |
ч |
я |
ё |
и |
ю |
н |
л |
м |
с |
л |
щ |
й |
ц |
а |
ю |
о |
у |
- Из 1 строки кто назовёт согласную букв, которая обозначает всегда мягкий звук.
- Из 2 строки кто назовёт гласную букву, которая не может иметь 2 звука.
- Назовите парную согласную.
- Назовите согласную, которая может быть в словах удвоенной
- Назовите соединительную гласную в сложных словах.
Какое слово получилось (Число) (Слайд№6) Тема сегодняшнего урока Число имён существительных.
(Слайд№7) Посмотрите мы с вами на проспекте ЧИСЛА и будем работать над формой числа имени существительного.
В форме какого числа употребляются имена существительные?
IV. Объяснение нового материала
4.Остановка Орфографическая. (Слайд №8) ( работа у доски и по карточкам)
1.Подберите проверочные слова, вставьте пропущенные буквы.
… - п_сьмо |
… - к_лосья |
… - _кно |
… - сл_ны |
… - ч_сло |
… - др_зды |
… - в_дро |
… - к_ренья |
Поменяйтесь тетрадями и проверим по компьютеру (Слайд№9)
Взаимопроверка
(Ученик открывает доску и сравнивает по компьютеру
Самопроверка
ОЦЕНКИ
Посмотрите внимательно, в столбике существительные, в форме какого числа? А в этом?
А как вы подбирали проверочные слова?
(К 1 столбику – существительные в форме множественного числа, а к существительным 2 столбика – слова в форме единственного числа).
Сделайте вывод:
Имена существительные изменяются по числам. Существительное ПИСЬМО имеет форму ед.числа и оно же имеет форму мн. числа.
Поехали дальше.
V. Работа с учебником
5. Зайдем в кафе под названием “Учебник” (Слайд №10)
Из № 7 выпишите выделенные существительные и измените форму числа
Например, слово ГАРАЖ имеет форму ед. числа, изменим форму числа и получим ГАРАЖИ; ЛАНДЫШ – ЛАНДЫШИ, аналогично измените форму числа выделенных существительных и запишите в тетрадь
ДИКТОР - дикторы
ИНЖЕНЕР – инженеры
БУХГАЛТЕР- бухгалтеры
Проверьте форму множественного числа по орфографическому словарю
Слово диктор посмотрите на стр. 17 Слово инженер посмотрите на стр23
Слово бухгалтер посмотрите на стр8.
Запомните правильное написание слов и старайтесь не делать ошибок
Ребята, надо отдохнуть в кафе сейчас зазвучит музыка, давайте подвигаемся, встаньте все.(Слайд №11)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Отдохнули в кафе?
Поехали дальше на пути стройка. Придётся остановиться
(Учитель читает стихотворение, на экране это стихотворение появляется.) (Слайд№12)
Мне нужны такие вещи:
Молоток, тиски и клещи,
Ключ, напильник и ножовка.
А всего нужней сноровка.
Сноровка это Навык, умение в каком – нибудь деле
Определите, в каком числе употреблены выделенные существительные.
Подумайте можно ли изменить форму их числа. (нет)
Все ли существительные в русском языке могут быть в форме и множественного и в форме единственного числа?
ВЫВОД в русском языке есть существительные, которые употребляются только в форме множественного числа или только в форме единственного числа.
Сравним наш вывод в учебнике на странице 70
Молодцы поехали дальше
VI. Закрепление пройденного
6. Площадь. Закрепления (Слайд№13)
1. На карточка напечатаны слова, поместите их в 2 столбика . в 1 столбик слова, которые употребляются только в форме единственного числа, во 2 столбик слова, которые употребляются в форме множественного числа
ДОБРОТА, СМЕЛОСТЬ, ЛОВКОСТЬ, НОЖНИЦЫ, ОТВАГА, ТЕМНОТА, САНИ, ЩИПЦЫ, КАНИКУЛЫ
Дети выполняют,
проверим по компьютеру(Слайд№14)
Доброта |
ножницы |
смелость |
сани |
ловкость |
щипцы |
отвага |
каникулы |
темнота |
А сейчас возьмите разноцветные карточки
- Работа с карточками разного уровня.
а) сильный уровень
- составить предложения употребив данные в скобках слова, запиши в тетрадь ( доброта, смелость, отвага, ловкость, сноровка)
б) слабый уровень
- вставь в данные предложения подходящие по смыслу слова, запиши в тетрадь
Лиса прыгнула в … к мужику и полёживает. Дети на уроках технологии используют для работы … . Папа потерял … .
(Сани, ножницы, щипцы)
VII. Итог урока
Всегда ли имена существительные изменяются по числам?