Проект урока по русскому языку по теме "Число имен существительных" (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тип урока: Изучение нового материала.

Форма: Игра-путешествие.

Время: 45 минут.

Класс: 4.

Цели:

  • Познакомить учащихся с существительными, которые употребляются только в форме единственного и множественного числа.
  • Совершенствовать умение изменять имена существительные по числам.
  • Развивать орфографическую зоркость, память, мышление.
  • Воспитывать аккуратность, взаимовыручку, поддержку.

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, клещи, презентация, рисунок тисков, орфографические словари, учебник, карточки со словами, индивидуальные карточки,   разноуровневые карточки.

Ход урока

I. Оргмомент

Здравствуйте. Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Я вам желаю успехов, не переживайте мы будем помогать друг другу. Первыми сядут те, у кого имя начинается на гласную букву, а сейчас все остальные.

1. (Слайд №1) Сегодня мы отправимся в путешествие по городу Существительному. На чем мы отправимся? Сейчас попробуем отгадать.

Наша школа находится на проезжей части. И поэтому мы должны помнить правила дорожного движения. И первый помощник это светофор. Скажите, на какой свет нужно переходить? (зелёный) молодцы.

Сейчас мы и поиграем в игру СВЕТОФОР. (Слайд №2)

Игра светофор: да – зеленый; нет – красный.

Я задаю вопросы, а вы отвечаете ДА или НЕТ на каждое ваше да, будет появляться буква.

  • Имя существительное отвечает на вопрос ЧТО? ДА
  • Имя существительное обозначает признак предмета. НЕТ
  • Имя существительное бывает среднего рода? ДА
  • Имя существительное отвечает на вопрос КТО? ДА
  • Имя существительное в предложении может быть подлежащим? ДА
  • Красный - это имя существительное? НЕТ
  • Имя существительное обозначает предмет. ДА
  • Имя существительное бывает собственное и несобственное. НЕТ
  • Имя существительное бывает женского рода? ДА
  • Имя существительное бывает одушевлённое и неодушевлённое. ДА
  • В предложении имя существительное может быть только второстепенным членом. НЕТ
  • Светофор – это имя существительное? ДА
  • Имя существительное отвечает на вопрос, какой? НЕТ
  • Имя существительное бывают мужского рода? ДА

(Слайд№3)

- троллейбус – это безрельсовый наземный вид транспорта (обычно пассажирское) с питанием от электроэнергии. Используется преимущественно в городах. Первый троллейбус создан в 1882 в Германии. Первые троллейбусы в России созданы в 1933. В 1934 троллейбус пущен в Москве. В 60—70-е гг. троллейбусные линии появились во многих крупных городах нашей страны.

(Слайд№4)

Первая улица нашего путешествия это улица Чистописания

II. Чистописание

2. Улица Чистописания –

1. je je je je

2.Деревья, дети, идёт

3.Выпишите только верное высказывание

  • Перед осенью идёт зима.
  • Осенью на деревьях распустятся листья.
  • В школе дети учили песни.
  • Выпишите предложение, разберите по членам.

III. Сообщение темы урока

3. Сейчас мы будем продолжать поездку по городу Существительному. По какому проспекту едем, вы узнаете, сделав следующее задание.(Слайд№5)

ж

ш

ц

ч

я

ё

и

ю

н

л

м

с

л

щ

й

ц

а

ю

о

у

  • Из 1 строки кто назовёт согласную букв, которая обозначает всегда мягкий звук.
  • Из 2 строки кто назовёт гласную букву, которая не может иметь 2 звука.
  • Назовите парную согласную.
  • Назовите согласную, которая может быть в словах удвоенной
  • Назовите соединительную гласную в сложных словах.

Какое слово получилось (Число) (Слайд№6) Тема сегодняшнего урока Число имён существительных.

(Слайд№7) Посмотрите мы с вами на проспекте ЧИСЛА и будем работать над формой числа имени существительного.

В форме какого числа употребляются имена существительные?

IV. Объяснение нового материала

4.Остановка Орфографическая. (Слайд №8) ( работа у доски и по карточкам)

1.Подберите проверочные слова, вставьте пропущенные буквы.

… - п_сьмо

… - к_лосья

… - _кно

… - сл_ны

… - ч_сло

… - др_зды

… - в_дро

… - к_ренья

Поменяйтесь тетрадями и проверим по компьютеру (Слайд№9)

Взаимопроверка

(Ученик открывает доску и сравнивает по компьютеру

Самопроверка

ОЦЕНКИ

Посмотрите внимательно, в столбике существительные, в форме какого числа? А в этом?

А как вы подбирали проверочные слова?

(К 1 столбику – существительные в форме множественного числа, а к существительным 2 столбика – слова в форме единственного числа).

Сделайте вывод:

Имена существительные изменяются по числам. Существительное ПИСЬМО имеет форму ед.числа и оно же имеет форму мн. числа.

Поехали дальше.

V. Работа с учебником

5. Зайдем в кафе под названием “Учебник” (Слайд №10)

Из № 7 выпишите выделенные существительные и измените форму числа

Например, слово ГАРАЖ имеет форму ед. числа, изменим форму числа и получим ГАРАЖИ; ЛАНДЫШ – ЛАНДЫШИ,  аналогично измените форму числа выделенных существительных и запишите в тетрадь

ДИКТОР - дикторы
ИНЖЕНЕР – инженеры
БУХГАЛТЕР- бухгалтеры

Проверьте форму множественного числа по орфографическому словарю

Слово диктор посмотрите на стр. 17 Слово инженер посмотрите на стр23

Слово бухгалтер посмотрите на стр8.

Запомните правильное написание слов и старайтесь не делать ошибок

Ребята, надо отдохнуть в кафе сейчас зазвучит музыка, давайте подвигаемся, встаньте все.(Слайд №11)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Отдохнули в кафе?

Поехали дальше на пути стройка. Придётся остановиться

(Учитель читает стихотворение, на экране это стихотворение появляется.) (Слайд№12)

Мне нужны такие вещи:
Молоток, тиски и клещи,
Ключ, напильник и ножовка.
А всего нужней сноровка.

Сноровка это Навык, умение в каком – нибудь деле

Определите, в каком числе употреблены выделенные существительные.

Подумайте можно ли изменить форму их числа. (нет)

Все ли существительные в русском языке могут быть в форме и множественного и в форме единственного числа?

ВЫВОД в русском языке есть существительные, которые употребляются только в форме множественного числа или только в форме единственного числа.

Сравним наш вывод в учебнике на странице 70

Молодцы поехали дальше

VI. Закрепление пройденного

6. Площадь. Закрепления (Слайд№13)

1. На карточка напечатаны слова, поместите их в 2 столбика . в 1 столбик слова, которые употребляются только в форме единственного числа, во 2 столбик слова, которые употребляются в форме множественного числа

ДОБРОТА, СМЕЛОСТЬ, ЛОВКОСТЬ, НОЖНИЦЫ, ОТВАГА, ТЕМНОТА, САНИ, ЩИПЦЫ, КАНИКУЛЫ

Дети выполняют,

проверим по компьютеру(Слайд№14)

Доброта

ножницы

смелость

сани

ловкость

щипцы

отвага

каникулы

темнота

 

А сейчас возьмите разноцветные карточки

- Работа с карточками разного уровня.

а) сильный уровень

- составить предложения употребив данные в скобках слова, запиши в тетрадь ( доброта, смелость, отвага, ловкость, сноровка)

б) слабый уровень

- вставь в данные предложения подходящие по смыслу слова, запиши в тетрадь

Лиса прыгнула в … к мужику и полёживает. Дети на уроках технологии используют для работы … . Папа потерял … .

(Сани, ножницы, щипцы)

VII. Итог урока

Всегда ли имена существительные изменяются по числам?

VIII. Дома №11 с. 71, правило с.70 (Слайд №15)

Презентация

Приложение