Методическая разработка урока по русскому языку "Правописание безударных гласных в корне слова" (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока: систематизировать знания обучающихся по теме “Правописание безударных гласных в корне слова”.

Задачи урока:

  • формировать умения обосновывать написание слов с безударной гласной в корне слова.

  • развивать орфографическую зоркость, коммуникативные умения.

  • формировать интерес к русскому языку через создание атмосферы комфорта и сотрудничества на уроке.

(Урок проводился в рамках творческого отчёта, посвящённого 20-летию гимназии для слушателей опорной школы по теме “Дидактическая игра на уроках в начальной школе”).

Ход урока

I. Организационный момент. (Эмоциональный настрой)

Учитель:Здравствуйте, ребята, садитесь.

– Вы видите, что у нас сегодня на уроке гости и это неслучайно. В эти дни наша гимназия отмечает свой день рождения. Ну, а какой же день рождения без подарков?! И вот эти воздушные шарики я приготовила вам в подарок! Но шарики эти необычные … они с заданиями для нашего урока.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель:  Для того чтобы узнать какой теме посвящены задания, предлагаю “вскрыть” первый шарик. (Учитель протыкает иголкой шарик, вылетает задание).

Читаем задание: “Ребусы”. (Приложение 1)

Нам предстоит разгадать ребусы. (На доску вывешивается первый лист, затем второй и третий).

Ученики отгадывают первое слово, лист переворачивается, появляется запись (затем второе и третье).

Учитель:  Назовите гласную ударную и безударную. (Учитель отмечает) Подобная работа проводится с каждым словом.

Учитель: Что общего у этих слов?

Ученик: Два слога, ударение падает на второй слог, в безударном слоге пишем букву О.

Учитель:  Какая орфограмма спряталась в этих словах

Ученик: Орфограмма “Безударная гласная в корне слова”.

Учитель:  Да уж безударный гласный звук причиняет много мук. Что же нужно делать, чтобы не мучиться? Как проверить безударную гласную в корне слова?

Ученик: Проверять. Подбирать проверочные слова.

III. Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем совершенствовать умение проверять безударную гласную в корне слова. А все остальные шарики будут нам в этом помогать.

– Прежде, чем мы узнаем задание в следующем шарике, предлагаю записать дату сегодняшнего урока в тетради и указать где, мы эту работу выполняем. (Учащиеся записывают “Двенадцатое ноября”, “ Классная работа”).

– Вспомните, какие гласные буквы были в словах, которые мы разгадали в ребусах.

Ученики: – а, о.

IV. Чистописание.

Учитель: – Соединения этих букв потренируемся писать.

Объявляю минутку красивого письма. Запомните чередования этих букв. Списывайте внимательно, старайтесь.

V. Закрепление пройденного материала.

Учитель: Молодцы, все очень постарались. Минутка чистописания закончена и я надеюсь, что вы и дальше будете так же красиво писать.

– А теперь пришло время узнать, какая работа нам предстоит дальше. Берём второй шарик, и…(проткнули иглой, выпал листок с заданием).

– Читаем задание: “Лесенка”. (Приложение 2).

(Учитель объясняет порядок работы: нужно подняться по лесенке и записать в тетрадь слова в строчку через запятую, вставив пропущенную букву, устно доказав написание этой буквы, можно при необходимости посовещаться в парах). (Ученики самостоятельно записывают слова).

Учитель: Теперь проверим нашу работу. Поднимемся по лесенке, которая на доске, не забывайте сигнализировать согласие-несогласие с отвечающими. (Уч-ся показывают +,-).

(Учащиеся выходят к доске вписывают пропущенные буквы, в случае ошибки проводится доказательство – подбирается проверочное слово).

– Обратите внимание какие буквы вставляли. (о,е,и,а,я).Исследуя написания различных слов мы не раз убеждались в том, что именно эти буквы и требуют проверки. Давайте ещё раз напомним друг другу как проверить безударный гласный в корне? (Ученики рассказывают правило.) Пора немного отдохнуть. Проведем зарядку для глаз. (Приложение 3) (Дежурный проводит зарядку).

Учитель: Что же за задание нас ждёт в третьем шарике?

(Протыкаем шарик, выпадает листок).

– Читаем: “Тест для проверки правописания безударной гласной в корне слова”. (Приложение 4)

– У вас на столах лежат маленькие листочки. Положите перед собой и подпишите. Поставьте плюс рядом с правильным заданием. Выполняем 5минут. Задания, которые затрудняетесь выполнить – пропускайте.

– Отложили листочки, я потом их соберу. У нас остался один шарик. Сейчас мы узнаем задание, только сначала разомнёмся.

(Физминутка). (Приложение 5).

(Протыкаем четвёртый шарик.)

Учитель: Читаем задание: “Работа в группах . Застекли окошки”.

(Приложение 6).

(1группа: х-л-да, з-л-нели; 2группа: в-ч-реет, з-л-тые; 3группа: б-р-да, п-л-сатый

Все слова на домиках с “окошками” (пропущенные буквы). (Учащиеся каждого ряда собираются около одной парты и совместно выполняют работу 5-7минут.)

Учитель: Проверим, как вам удалось застеклить окошки. Только скажите сначала, чем отличаются эти слова от тех, которые мы раньше проверяли?

Ученик: В этих словах две безударные гласные.

(Ученики каждой группы называют слова и вставленные буквы с проверочными словами.)

Учитель: Какие безударные гласные встретились в этих словах?

Ученик: Буквы о, е.

Учитель: Действительно в словах, где две безударных гласных чаще всего встречается гласная буква о, е.

А теперь запишите в тетрадь хотя бы одно слово с двумя безударными гласными в корне слова. (Ученики записывают слова).

– В четвёртом шарике есть ещё один домик. Сможете застеклить окошки, проверить написание слов? Вот эти слова:

д_лг_летие,сн_г_ходы (Записывают оба слова в тетрадь, ставят вопрос).

– Что скажете? Та же орфограмма?

(Ответы-предположения учащихся)

VI. Итог урока.

Учитель: – Исследовать написание таких слов, мы будем на следующих уроках; ещё не все секреты безударной гласной разгадали.

– Напомним ещё раз, как проверить безударный гласный в корне слова? (Ученики рассказывают правило).-Что особенно удалось на уроке? В чем были затруднения? -Оцените свой вклад в работу класса, группы при помощи +, -, или половинка плюса. (Показывают значки на пальцах).

– Ещё один подарок я вам дарю – это кроссворд. (Приложение 7). Дома отгадаете, когда встретимся-проверим.

– На этом урок окончен. Всем спасибо. До свидания.

Тезисы. (Пояснительная записка к уроку).

Данная методическая разработка урока рассчитана на учащихся 3-х классов. Данная тема (“ Правописание безударных гласных в корне слова”) изучается в разделе “Слово”.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

В целях поддержания познавательной активности обучающихся на уроке использовались дидактические игры.

Раздел “Слово” является важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы. В 1-м и 2-м классе происходит закрепление необходимого минимума понятий из области фонетики. Фонетические знания и умения являются базовыми для развития орфографических умений.

К моменту проведения этого урока обучающимся было знакомо понятие орфограмма “Безударные гласные в корне слова”. В третьем классе отрабатывается умение писать слова с безударной гласной в корне (на материале трехсложных слов, слов с двумя безударными гласными в корне).

На данном уроке учащиеся в ходе различных упражнений демонстрировали свои умения пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова.

Учитывая, что далее согласно тематическому планированию предстоит знакомство с понятием “Сложные слова”, перед учащимися была поставлена конкретная практическая задача, которую нельзя решить старым способом. Учащиеся должны определить для себя, что именно они не знают, то есть поставить перед собой учебную задачу. Результатом этого этапа урока является определение границы использования старых способов действий и формулировка новой задачи. Решение этой задачи предполагается на следующем уроке.

Домашнее задание было задано в виде кроссворда по теме “Безударные гласные в корне слова” (каждому ученику вручался лист-подарок). Такое домашнее задание даёт возможность оживить опрос и активизировать работу учащихся на следующем уроке.