Ход занятия
1. Звучит песня о дружбе. На экране тема: “Лучшее слово о дружбе”. (Слайд 1)
– Мы собрались здесь сегодня поговорить, возможно, поспорить, просто послушать. О чем? Конечно о дружбе!
– Ребята, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово? Почему?
(Дети приводят примеры, если примеров мало, вывести две картинки на экран.)
На экране картинки: свеча, цветок. (слайд 2, слайд 3)
– А сердце, может ассоциироваться с дружбой?
(Открываю плакат, который мы сделали с детьми в первом классе)
– Вы помните это сердце? Я обещала вам сохранить его и вот оно здесь. Найдите глазами свое “сердечко”, сколько здесь цветов, вот солнышко, улыбка. Вижу много взрослых помощников выбранных вами в дорогу за знаниями. Прошло 4 года учебы, за это время вы многому научились, повзрослели, приобрели школьных друзей. Кто нашел себе друга, именно в школе, в своем классе, кого вы можете назвать своим другом?
(Ответы детей)
2. Сочинения детей. “Портрет моего друга”.
– Не так давно вы писали сочинение на тему “Мой друг”, они получились душевными, открытыми и поэтому, мне хочется сейчас вернуться к некоторым из них.
На экране сочинения детей. (Зачитываю их выборочно). (Слайд 4-7)
– Неожиданно, не правда ли? Но. Я согласна с ним, что и собака, и книга могут быть и являются нашими верными друзьями! Я бы даже лучше сказала – помощниками, так как дружба – это отношения равных. И лишать себя человеческого общения – нельзя. Как сказал один древний философ Б. Спиноза: “Для человека нет ничего полезнее человека”.
На экране слова “Для человека нет ничего полезнее человека”. (Слайд 8)
И поэтому, я предлагаю вам, в диалоге – показать, раскрыть необходимость такого общения. Допустим, один человек верит в настоящую дружбу, а другой – нет.
3. Сценка – диалог “Настоящая дружба”.
– Кто хочет попробовать, ведь вы так любите спорить! Сейчас вам предоставляется такая возможность. Как говорили древние: “В споре рождается истина”.
(Сценка – диалог)
– Теперь можно подвести небольшой итог всему сказанному о друге.
На экране предложение: “Друг – это, тот кто…” (Слайд 9)
Ребята по цепочке говорят о том, кто такой друг.
– Все это верно, но
Если друг в беду попал,
Если он тебя позвал,
Все бросай, беги к нему-
Плохо другу твоему!
– Ой, а если попаду
Вместе с другом я в беду?
Если пострадаю сам?
Должен ты решить все сам!
– И сейчас, я предлагаю вам подумать и решить, как поступить в той или иной ситуации. Ведь даже у дружбы есть свои границы.
4. Решение проблемных ситуаций.
Упражнение “Границы дружбы”.(слайд 10)
Каждой группе детей раздаю лист с заданием. На обдумывание ситуаций 5 минут.
- твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы списать.
- твой друг употребляет плохие слова и выражения.
- твой друг не помог тебе в беде, продолжаешь ли ты с ним дружить?
- твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.
- твой друг предлагает тебе поступить плохо.
- Как ты поступишь, если твой друг нуждается в помощи, а у тебя нет времени.
Вопрос ко всем учащимся:
– Как вы думаете, друг познается только в беде или в радости тоже?
(прошу привести пример) другу на день рождения подарили телефон, о котором мечтали вы.
5. Релаксация. Творческое задание “Разговор о дружбе”. (Слайд 11)
– Предлагаю вам закрыть глаза и мысленно нарисовать картину, описание которой я вам сейчас прочитаю, приготовились?
(На фоне музыки читаю описание картины)
“В ладонях человека – шар света. На земле, где так много проблем и суеты, легко сбиться с пути и забыть, зачем ты родился. Но если солнце опустится к тебе в ладони, ты и в кромешной мгле найдешь правильную дорогу. Бережно и осторожно человек несет в своих ладонях солнце.”
– Представьте на минуту, что и вы держите этот удивительный шар в своих ладонях. Он освещает ваше лицо, вы спокойны и уверены в себе.
– Откройте глаза и посмотрите на репродукцию данной картины.
На экране картина К. Чюрлениса “Дружба” (слайд 12)
– Совпало ли нарисованное вами и увиденное на экране? Что это подтверждает?
Что все мы разные. У каждого из нас свои мысли, чувства, фантазии.
Каждый из нас индивидуален.
Беседа по содержанию:
- Куда и откуда несет человек сияющий шар?
- Почему солнце не сжигает и не ослепляет человека, а дает ему силу и спокойствие?
- От кого получил он в подарок солнце?
Как бы вы назвали эту картину? Почему?
– Это картина К. Чюрлениса. Называется “Дружба”.
6. Игра “Помощь друга”. (Слайд 13)
– Так как мечтать любят и дети и взрослые, да еще неизвестно кто больше, я предлагаю нашим гостям принять участие в игре, которая называется “Помощь друга”.
– Я прошу каждого из вас написать на листочке свою мечту. Написали (прохожу собираю).
Предлагаю каждому вытащить по листочку.
– А теперь представьте, что у вас в руках мечта вашего самого лучшего друга! Вы должны подумать, как вам, настоящему другу, помочь этой мечте исполниться. Ответ можно написать на обратной стороне листа, можно сразу сказать. Кто не знает как помочь мечте друга или нужно время подумать, предлагаю положить листок обратно.
(Анализ ответов)
7. Итог занятия.
– Так много слов хороших и разных мы сказали о дружбе. Давайте подведем итог: в чем смысл дружбы.
(Ответы детей)
-Друг рядом всегда, если проблемы в учебе, в семье, долг настоящего друга заключается в том, чтобы, угадав тревогу друга, прийти ему на помощь, не дожидаясь, пока тот об этом попросит. И мы должны отвечать друзьям тем же. Ведь в этом и состоит смысл дружбы.
На экране слова “Для того чтобы иметь друзей, надо самому быть другом” и картинка “зеркало”. (слайд 14)
– Ребята, кто догадался, почему я провела такую ассоциацию: друг и зеркало?
(Ответы детей)
– В зеркале мы видим свое отражение, так и в отношениях с другом: как мы бы хотели, чтобы к нам относились друзья; так и мы должны относиться к ним!
Дружба – это отношения равных.
8. Сюрпризный момент. Фотоколлаж. (Слайд 15-18)
– И в заключение нашего занятия я подготовила для вас небольшой сюрприз! Это фотоколлаж о дружной жизни вашего класса на протяжении 4 лет учебы…
Звучит песня о дружбе, в это время на экране идут слайды о школьной жизни ребят.