1. Вступление (слайд 1)
Педагогическая диагностика включает в себя три основных направления:
- Мониторинг состояния здоровья младшего школьника.
- Диагностика в процессе учебной деятельности.
- Диагностика личностного развития.
Такую форму работы я стала применять с 2004 года, работая по УМК “Начальная школа 21 века”.
2. Как я отслеживаю каждое направление диагностики? (слайд 2)
Оценка динамики состояния здоровья учащихся.
уровень здоровья |
1 кл 19ч |
2 кл 19 ч |
3 кл 19 ч |
4 кл |
высокий (чёрный цвет) |
9 ч |
10 ч | 9 ч | |
средний (зелёный цвет) |
7 ч |
5 ч |
7 ч |
|
низкий (чёрный цвет) |
3 ч |
4 ч |
3 ч |
В диагностике состояния здоровья учащихся можно увидеть основные параметры организма в динамике (начало учебного года, конец учебного года). Здесь большую роль сыграли соответствующие таблицы: “Самооценка уровня здоровья”, “Уровень развития психических качеств (наблюдательность, сравнение, обобщение)”, “Мои физические показатели (рост и масса тела). Всё это позволило сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья каждого ученика и на основе этих данных всё занести в таблицу.
Уровень здоровья отслеживаю по методике Н.А. Амосова. Высокий – ученик не болел в течение года, средний – болел в период эпидемии, низкий – болел чаще. Высокий уровень – колеблется от 9 до 10 человек, средний уровень – 5-7 человек, низкий уровень – с 3 до 4 человек.
3. Важным аспектом работы по УМК “Начальная школа 21 века ” стала ещё одна динамика (слайд 3) – динамика продвижения в процессе учебной деятельности – педагогическая диагностика.
Что же такое педагогическая диагностика? Каковы её цели, задачи? Чем она отличается от диагностики здоровья и что общего имеет с ней? Является ли благоприятным фактором здоровьесбережения?
Но главный вопрос – влияет ли диагностика на “успешность” обучения в начальной школе? Есть ли продвижение учащихся в учебной деятельности?
Тщательно изучив методику проведения диагностики, её задачи, цели, для себя определила, что:
Диагностика помогает выявить качество усвоения учащимися учебного материала, а прежде всего, умения детей (каждого) применять полученные знания в нестандартных ситуациях, самостоятельно находить способ решения, сопоставлять задачи с возможными вариантами её решения, выбирать правильный ответ, выполняя различные мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Для каждого первоклассника начало обучения в школе – это старт нового этапа в его развитии. Обучение ребенка основано на знании уровня готовности к обучению будущего школьника – специальная комиссия по приёму в первый класс определила эту “готовность” каждого.
Из данных обследования удалось сделать вывод, что большинство моих первоклассников оказались плохо подготовленными к обучению.
1 столбик (здесь прослеживается высокий, средний, низкий уровень, т. е. вот оно общее уже с динамикой здоровья). Здесь можно увидеть готовность к обучению грамоте и математике (сентябрь). Диагностика, которую проводила сама, совпала с данными комиссии (май). Всего 19 человек, из них: высокий уровень – 8 человек, средний – 4 человека, низкий – 7 человек.
Эти данные предварительной диагностики позволили определить цели и задачи работы на первый год обучения для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода. Диагностика повторяется в каждом классе каждые полгода.
4. Изучив методику проведения педагогической диагностики, для себя выделила три основных критерия: (слайд 4)
А) Мотивационная деятельность;
Б) Операциональная деятельность (это учебные
действия ученика)
В) Регуляционная деятельность.
Индивидуальная диагностика предполагает не только уровень учебной деятельности, но и зону ближайшего развития ученика – это то, что он может сделать с помощью взрослого.
Каждая диагностика (с 1 по 4 класс) проходит в два этапа.
I – групповые обследования (дети работают на отдельных листах с четкой инструкцией, которую предлагает учитель, а также определенным количеством времени (продолжительностью 1 час) (начало, середина, конец года).
II – индивидуальное обследование я провожу под наблюдением деятельности, которую осуществляет ребёнок один на один с учителем, сама записываю устные ответы ученика. Причем это обследование провожу на следующий день после групповой диагностики. Это своего рода “работа над ошибками ученика” и для себя определяю “пробелы” в той или иной области обследования. Дети при групповом обследовании скованы, замкнуты, а здесь, наоборот.
(слайд 5)
Конкретно остановлюсь на каждой динамике, как по русскому языку, так и по математике. Здесь можно проследить усвоение знаний с 1 по 3 класс.Русский язык. Если в 1 классе последняя итоговая диагностика показывает уменьшение низкого уровня до 5, то в 3 классе до 3, напомню, что на результат влияет и индивидуальная работа (т.е. индивидуальное обследование).
Математика. 1 кл. – на конец года – 4 человека низкий уровень.
3 кл. – на конец года – 2 человека низкий уровень.
Такие “замеры” в учебной деятельности помогают мне увидеть, каково продвижение каждого ученика, что нужно изменить в обучении в следующие полгода, как устранить недостатки? На что обратить внимание?
Диагностика, проводимая в конце учебного года, дает возможность подвести итог работы освоение ЗУН, а так же определить задачи на следующий год (используя разнообразные формы и методы). Здесь прослеживается не только учебная деятельность, но и интеллектуальное развитие каждого ученика.
(слайд 6)
Любое задание в диагностике предполагает цель. Остановимся поподробнее на бланке диагностики за 1 полугодие в 1 классе. Вот так он выглядит. В первом классе диагностику читает учитель? Задумались, почему? (Не сформированы навыки чтения). А с третьего класса – читают сами. Рассмотрим одно из заданий.Задание 3.
Цель: выявить умения выбрать и выполнить в соответствии с правильным пониманием текста задачи. Умение перейти от числа к соответствующему множеству (кругов или треугольников).
Инструкция: “Здесь вы будете выполнять задание 3. послушайте задание. 1). “Было 7 чашек. В 2 налили сок, а в остальные – молоко. Сколько чашек с молоком? Нарисуйте столько кругов, сколько чашек с молоком”. (Текст задачи можно повторить).
2). “В вазе 3 яблока и столько же груш. Нарисуй столько треугольников сколько фруктов в вазе”. Задания оцениваются 3 баллами.
0 баллов – попытка решить 1 задачу, но число кругов и треугольников неверно.
2 балла – одна задача решена, верно, есть попытка решить 2 задачу, но число кругов и треугольников неверно.
3 балла – обе задачи решены, верно.
И это мы видим на слайде. А вот 6 задание оценивается уже в 4 балла.
Задание 6.
Цель: выявить умение анализировать условие задачи, ориентироваться на заданной плоскости (левый верхний угол, правый нижний и т.п.).
Инструкция: здесь вы будете выполнять следующие задания.
- В семье четверо детей. Сестёр в семье столько же, сколько братьев. Сколько сестёр? (Нарисуйте в левом верхнем углу столько кругов, сколько сестёр в семье).
- У Юры 3 кубика. У Серёжи 2 кубика. На столе есть коробка, в которую умещается 4 кубика. Смогут ли мальчики уложить сюда все свои кубики? Если смогут “+”, если не смогут “ – ” в правом нижнем углу.
0 баллов – не приступили к заданию. (Если в ходе индивидуальной беседы ребенок дает правильный ответ, ему ставлю 1 балл).
1 балл – есть попытка решить задачу.
2 балла – есть попытка решить обе задачи, но число кругов или знаки в одной из задач поставлены неверно.
3 балла – задачи решены, верно.
Некоторые ребята выполнили задание в “ свернутом виде ” – только отметили “ – ”, некоторые могли записать решение 5 – 4 = 1. Это высокий уровень. Но другие действуют по-другому (слайд 7) Дети рисуют коробку – куда помещают 4 кубика, но за ней изображают 5 кубиков, затем соотносят каждый кубик линией. Только после этого, увидев лишний кубик отметят “ – ”.
Что же означают такие разные решения? В последнем случае ответ верный, но вычисления в “уме” ребенок не может выполнять, он применяет известный ему способ – способ моделирования. (это задание тоже оценивается высшим баллом).
5. От одного диагностического обследования к другому задания усложняются. Важно, что в диагностическом бланке ребенок сам может исправить ошибку. Группа ребят, которая, при обработке результатов действовала без намеченного плана, с ней продумываю различные упражнения, обращаюсь за помощью к коррекционным тетрадям (слайд 8) как по русскому языку, так и по математике, их предполагает УМК. Таких заданий предостаточно. Тетради позволяют вести работу со всеми 3 уровнями. Ребята с высоким уровнем работают в них самостоятельно (причем до того, как материал будет предложен остальным).
Отслеживая фактор здоровьесбережения (обращаю внимание на тех, кто плохо видит, слышит). Для некоторых ребят, как показала практика, имеет место эмоциональный настрой, т.е. (слайд 9) эмоциональное состояние (4 критерия):
Зеленый цвет – отличное настроение.
Желтый цвет – хорошее настроение.
Синий цвет – удовлетворительное настроение.
Черный цвет – плохое настроение.
Предлагаю эту работу в форме цветных кружков: на начало, на конец диагностики или показываю на бланке начало – конец бланка.
Задания даются чётко, для них характерна доброжелательность, похвала “очень хорошо”, “я вижу всё замечательно” и т.д.
6. В чём плюсы диагностики? Да в том, что она положительно влияет на результат работы:
– оценка по 4-х бальной системе (т.е. снимает напряжение);
– дача непривычных заданий, задач;
– 4-5 готовых ответов, один из которых верный.
Результаты диагностики, проводимых в первом и третьем классах позволили проанализировать свою работу, оценить работу с группой слабых и с группой сильных детей. В работе я выделила два варианта:
1.Ребенок учится на 4 и 5, а задание выполнил на средний балл (хорошее усвоение ЗУН);
2.Ребенок учится на 3 и 4 – соответствует высокому уровню (учебная деятельность операциональный критерий)
(слайд10)
Так выглядит оценка одного из диагностических бланка – обследований.Русский язык математика
Фамилия ученика |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
Уровень |
I |
II |
III |
… |
Уровень |
Фомина К. |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 –высокий |
|||||
Михайлов Д. |
1 |
0 |
3 |
1 |
0 |
0 |
1 – низкий |
|||||
Страшкова К. |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 – средний |
Обработка результатов: большее количество заданий выполнено на 3 балла – высокий уровень, на 2 балла – средний уровень, на 1 и 0 баллов – низкий уровень.
Диагностика, которая “грядёт” на конец I полугодия в 4 классе поможет понять и определить насколько обучение способствует общему развитию ученика – совершенствованию мыслительных операций, языковому развитию. Блоки заданий те же.
(слайд 11)
Вот некоторые “нестандартные” задания, которые будут предложены по русскому языку, по математике.В конце, диагностика предполагает и оценку степени трудности и степени успешности в диагностике. Дается это в форме обращения. (слайд 12)
(слайд 13) А вот так выглядит таблица результатов, для 4 класса она выглядит по-другому, но 3 блока и 3 критерия опять-таки здесь присутствуют.
Здесь группируются полученные результаты по определенным блокам (группам в соответствии с вопросами) 1 б. – развитие учебной деятельности (общее развитие – стандарт), 2 б. – развитие мыслительных операций, группировка, 3 б. – наличие языкового чувства. Последняя IV группа (чувство языка) позволяет судить о речевом опыте, который накоплен в процессе общения и деятельности. Для этого я использую при подготовке уроков развивающие вопросы и задания.
1) Репродуктивные (Дай определение, исправь ошибки, задай вопрос – ? часть урока).
2) Продуктивные, они делятся на следующие группы:
А) Эвристические. Согласен ли с
утверждением? К какому выводу пришли?
Б) Проблемно-поисковые. Как решить другим
способом? Почему возникла ошибка?
В) Творческие. Придумай. Как использовать знания?
7. Умение общаться, говорить (в паре, в группе) очень важно в процессе обучения. В работе использую различные методы (или интерактивные формы обучения) (слайд 14).
Большую роль в овладении речью играет, я считаю, творческая форма. Сами инсценируют, готовят костюмы, маску.
(слайд 15, 16, 17, 18, 19)
Сама разработала методику “Маленький мастер – класс”. Дети сами проводят уроки (технологии, ИЗО).Пример: “Оберег”
Раздавала куклы из мочала, литературу к уроку. Дети сами составляли алгоритм, исправляли ошибки, работая в паре. Девочкам был предложен механизм работы оберега. В конце урока получилась замечательная выставка. За примером одного ребенка следуют другие. Дети сами предлагают свою конструкцию изделия. “Плетеный браслет” – поделки и бижутерия из бумажных фантиков. А какие замечательные пушистые кошки и мышки были изготовлены и предложены детьми по проекту ещё одной ученицы, она работала в библиотеке с периодическими изданиями. Её заинтересовало такое изделие “Пушистая кошка”.
– А можно мы его завтра изготовим? Сколько было радости, восторга у девочки – я – учитель. Я – должна. Приходя в класс расспрашивает сколько сделать шаблонов? Вот посмотрите? Может что-то исправить?
Весь урок дети были заинтересованы (Кошка, а Мышка здесь причём? Символ нового года. Игра в кошки – мышки.
(слайд 20, 21)
А эти работы выполнили тоже дети. Творческий отчет “Я – Мастер кисточка” Фомина Екатерина 3б класс. (Одаренный ребенок).(слайд 22)
Урок литературного чтения “В.Гаршин и его произведения”, творческие проекты “Принцесса Аталия”, “Сказание о гордом Агее”.8. Результаты проверки (т.е. диагностики) заставляют задуматься какова учебная деятельность всего класса, так и каждого в отдельности. Когда обрабатываю результаты каждой диагностики, учитываю и такой фактор как личностная проблема, которая связана со школьной жизнью ребенка. Важно задать самому себе вопрос “А хорошо ли ученику в школе?”. Это своего рода тоже диагностика – диагностика детского коллектива – где важной особенностью является личностное развитие младшего школьника.
Эмоциональные переживания как основа групповой динамики тесно связаны с развитием межличностных отношений в классе. Поэтому в комплекте УМК с первого класса разработаны своеобразные уроки творчества, которые я с удовольствием использовала и использую: “Лепим фигуры”, “Дом, в котором мы живём”, “Маски”.
Уроки творчества дали возможность мне организовывать деятельность учащихся так, чтобы результат свободного творчества группы был успешным и ни в коем случае не являлся предметом оценки.
– Какова же организация творческих уроков? Каковы её принципы?
1.Отсутствие заданного образца;
2.Эмоциональные переживания по поводу художественного образа, который создается в процессе совместной деятельности (у детей значение таких переживаний очень велико);
3.Развитие межличностных отношений в классе (или в группе).
Уроки творчества – это метод группового взаимодействия, для которых, я считаю, характерны:
- выражение чувств, эмоций, и даже проявление конфликтных отношений;
- эмоциональная разрядка;
- выражение собственных фантазий.
Урок творчества “Круги и линии”.
Сейчас вы сами на несколько минут окажетесь учениками. Вы должны строго следовать инструкции. Я вам предлагаю встать вокруг стола. Внимательно слушая каждое задание, используя материалы, которые перед вами – вы должны поочередно выполнять каждое задание.
Я предлагаю:
В любом месте листа бумаги нарисовать три кружка величиной со свою ладонь.
– Взгляните на то, что у вас получилось.
- – А сейчас ещё раз обведите свои кружки.
- – Проведите, пожалуйста, линии от своих кружков к ближайшему краю листа бумаги. Затем соедините любыми линиями свои три кружка с тремя другими, которые вам понравились.
- – Раскрасьте пространство между линиями каким-либо цветом. Будьте внимательны и не закрашивайте пространство в самих кружках.
- – Найдите свои кружки и напишите на одном из них свое имя (или начальную букву своего имени), на втором – нарисуйте что-либо, третий закрасьте любым цветом.
- – По очереди расскажите о том, что вы изобразили. Что нарисовали в своих рисунках.
– А сейчас посмотрите, что у нас
получилось.
– Посмотрите, у нас получилась замечательная
картина.
– Нравится ли вам то, что вы изобразили? (диалог,
дискуссия).
На что надо обратить внимание. Диаметры кружков – различаются по величине (несмотря на инструкцию I). Вы точно так же как и дети, невзирая на инструкцию, нарисовали кружки самых разных размеров (это связано с особенностями восприятия своего пространства).
Некоторые, как я заметила, проявили себя как лидеры: что-то подсказывали, старались занять большее расположение на листе бумаги.
Вывод: опыт такого взаимодействия формирует атмосферу особого доверия между учителем и учеником.
В процессе творческих уроков осуществляется понимание учеников, здесь предполагаю научить детей понимать и принимать друг друга.
На таких уроках, нет способных и неспособных. Все задания детям доступны.
Урок – творчество позволяет снять эмоциональное напряжение, выразить подавленные эмоции.
9. Вывод: педагогическая диагностика, её характер, является одним из средств успешности обучения младшего школьника.
А под успешностью понимаются как успехи в учебной деятельности, так и динамика личностного развития, а также и динамика состояния здоровья. Именно это повышает качество образования в учебном процессе.
Таковы показатели качественной успеваемости со второго по четвертый класс за первую четверть (слайд 23)