В образовательный процесс нашего учреждения успешно вошёл такой вид воспитательной работы, как проектная деятельность. Метод проектов относят к педагогическим технологиям ХХI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества.
Основные условия применения метода проектов сводятся к следующему:
1.Существование проблемы, требующей решение путём исследовательского поиска и применения интегрированного знания.
Выбираем тему с родителями и учениками сначала на родительском собрании, затем – на классном. Например, в 1 классе мы не знали друг друга, семьи одноклассников. Эта проблема находит своё решение в проекте “Моя семья”. Проблема отношения к окружающей природе была решена в проекте “Времена года”. В год равных возможностей мы выбираем тему проекта “Портрет моего города”;
2.Следующее условие: применение исследовательских (творческих) методов при проектировании. Здесь мне помогает знакомство с планированием педагогов легоконструирования, информатики, ИЗО, музыки, психологии, этикета и объединений;
3.Структурирование этапов выполнения проекта. Совместное планирование с родителями и детьми;
4.Самостоятельная деятельность в ситуации выбора. Еженедельные мероприятия (классные часы и самостоятельные домашние задания);
5.Значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная) В конце года – защита проекта. Результаты: грамоты, благодарности, публикации, участие в сессиях, фестивалях.
Обязательно присутствует три момента: выбор, планирование, критика проекта.
В практике составляется комплексный план работы по проекту на год, который является итогом коллективного совместного творчества классного руководителя, родителей и воспитанников. В планировании коллективной деятельности участвуют дети с первого года обучения в школе. Вначале дети привлекались к обсуждению плана понятного и увлекательного дела, а к 3 классу способны спланировать комплекс взаимосвязанных дел на определённый период. Развиваю интерес и потребность к коллективному поиску, обучаю совместной работе в процессе планирования. Сбор предложений в план работы организую с использованием следующих форм коллективной работы учащихся:
– поиск полезных дел творческими группами;
– конкурс на лучшее предложение дела на пользу и радость окружающим людям по результатам разведки полезных дел;
– анкетирование;
– предложения учащихся, имеющих определённые общественные поручения в прошедшем учебном году;
– уточнение тематики классных воспитательных часов, предложенных классным руководителем.
Совместное планирование проектной работы осуществляю в ходе классных часов по методикам: “Звёздное небо”, “Визитка моих увлечений”, “Соавторы”. В этом году проводили методику “Звёздное небо”, где дети на “звёздочках” писали содержание проектной работы.
В плане работы мне помогает циклограмма деятельности на учебный год, которая составляется на основе планирования воспитательной работы в школе. В циклограмме представлено содержание проектной работы.
Проектная работа в коллективе строится с учётом тех свойств и качеств, которыми должен обладать выпускник начальной школы. Изучая педагогическую литературу и классиков педагогики, можно вывести качества выпускника начальной школы:
- Потребность и инициативность в области познавательной деятельности.
- Интерес к работе с книгой, к чтению, а через чтение к познанию окружающего мира.
- Наблюдательность.
- Видение мира через призму собственного опыта и умения.
- Самостоятельность.
- Умение высказывать своё мнение.
- Искренность.
- Любопытство и любознательность.
- Открытость близким людям.
- Умение слушать других людей, своих сверстников, адекватно оценивать свои и чужие умения.
2009 год по постановлению Правительства Москвы – “Год равных возможностей”. Совместно на родительском, а затем на классном собрании мы выбрали тему проекта “Портрет моего города”.
Цели проектной работы: воспитывать желание изучать историю Москвы; любовь к своему городу, бережное отношение к его культурным ценностям; чувства патриотизма, гражданственности;
Формировать толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями;
Научить ценить такие качества, как дружба, взаимопомощь.
В планирование были включены следующие темы:
Легенда об основании Москвы;
День рождение моего города;
Улицы города;
Наземный транспорт города;
Подземный транспорт города;
Воздушный транспорт. Аэропорты Москвы;
Транспорт на моей улице;
История моей улицы;
Что такое Кремль;
Боровицкий холм в древности;
Почему площадь Красная?
Кремлёвские стены и башни;
Соборная площадь;
Куранты бьют. Спасская башня. Музыкальный час;
Как мы отдыхаем в Москве. Рассказы, рисунки, фотографии;
Царь-колокол и Царь пушка. Экскурсия.
Стихи о столице;
Песни о Москве;
Собираем пословицы о городе;
Москва в День защитника Отечества.
Искусство на улицах города;
Москва глазами иностранцев;
Конвенция о правах инвалидов Генеральной Ассамблеи ООН;
Равные права-равные возможности;
Город равных возможностей;
Подшефный детский дом;
Сочинение “Если бы мэром города был я”;
Москва в День Победы;
Защита проекта.
По проектной деятельности проходят классные часы еженедельно. Записываем тему в дневник, чтобы родители были в курсе содержания и направленности проектной работы.
Одним из главных направлений моей работы, является воспитание нравственных качеств личности в проектной деятельности. Учитываю возраст детей, нравственные проблемы детского коллектива, нравственные проблемы социума, в котором живёт ребёнок, уровень нравственного развития учащихся. По нравственному воспитанию проходят уроки современного этикета, этические беседы и нравственный классный час.
Этапы проведения нравственного классного часа:
1.Факты поведения людей. ( Материалом для подготовки служит периодическая печать, события и факты реальной жизни страны, школы, класса, а также сюжеты художественных фильмов, литературы);
2.Анализ поведения;
3.Обобщение, анализ конфликтных ситуаций;
4.Формирование нравственного, этического правила;
5.Применение усвоенных понятий при оценке поведения.
В воспитании нравственных качеств детей мне помогает дружба с детским домом Софьино. Это тема в проектной работе “Подшефный детский дом”. Вместе планируем совместные дела. Совместные внеклассные мероприятия. К нам на праздник приезжают ребята из детского дома, выступают. Мы едем к ним с выступлениями. У нас проходят совместные экскурсии. После выступления у нас, кукольный театр выступает в детском доме. Это воспитывает доброту, отзывчивость, дружелюбие. Нас благодарят дети и сотрудники.
Итоги работы над проектом: учащиеся с интересом изучают историю столицы; с любовь относятся к своему городу, бережно относятся к его культурным ценностям; сформировано толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями; дети научились ценить такие качества, как дружба, взаимопомощь.
Проектная деятельность позволяет более активно вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс. Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они активно участвуют в управлении учебно-воспитательным процессом в школе и в своих классах. Привлекаю родителей к проведению классных часов, внеклассных мероприятий.
Обращаю внимание на поощрение самых активных: грамоты, благодарственные письма.
Помимо традиционных форм работы с родителями, использую нетрадиционные: тематические консультации; родительские чтения; родительские вечера.
Проектная деятельность позволяет развить творческие способности детей, повысить уровень воспитанности, об этом говорят тесты и уроки этикета, грамоты и дипломы, печатные работы, благодарность от родителей и активно привлечь родителей в учебно-воспитательный процесс.