Урок-калейдоскоп "Свойства степени с натуральным показателем" (7-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 7


Цели урока:

Образовательные:

  • Формирование знаний свойств степени при преобразовании выражений, закрепление полученных знаний;
  • Формирование вычислительных навыков учащихся.

Развивающие:

  • Развитие познавательной активности уч-ся;
  • Формирование умения контроля и самоконтроля.

Воспитательные:

  • Формирование умения общаться друг с другом, формирование мотива, желания работать на уроке;
  • Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с памятником – ансамблем на Мамаевом кургане в городе – герое Волгограде
  • Выполнить задание: назвать автора скульптуры “Родина– Мать”, сколько лет строился памятник-ансамбль, высоту скульптуры, длину меча, сколько гектар составляет площадь памятника-ансамбля, определить с помощью вычислений названия цветов.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор, презентация с изображением памятника-ансамбля на Мамаевом кургане;
  • раздаточный материал:

– бумажные звездочки, квадратики, треугольники для оценивания;

– картинки с изображениями цветов: васильки, ландыши, хризантемы, пионы и ирисы;

– карточки с заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент:

Приветствие. Психологический настрой учащихся на работу.

2. Определение учащимися темы урока (показ слайда с изображением скульптуры “Родина – Мать” на Мамаевом кургане в г. Волгограде).

Учащиеся отвечают на вопросы:

  1. О каком городе пойдет речь на нашем уроке?
  2. Что мы знаем о нем?
  3. Что за скульптура изображена на слайде?
  4. Кто является автором данной скульптуры?
  5. Сколько лет строился памятник-ансамбль на Мамаевом кургане?
  6. На сколько метров поднялась над курганом величественная скульптура?
  7. Какова длина меча?
  8. Сколько гектар составляет площадь памятника-ансамбля на Мамаевом кургане?

Учитель: Не на все вопросы вы смогли ответить. Вот сегодня на уроке мы исправим свои пробелы в знаниях относительно данной скульптуры. Мы получим ответы с помощью вычислений, выполнив следующие задания.  

3. Основные этапы урока:

1.Устный счет:

Выполнив вычисления, последовательно заполни пробелы абзаца.

  1. 24:23
  2. 27:32
  3. (23)2– 2
  4. 53 + 10
  5. 5 •102
  6. 104: 23

Жителям Волгограда дорога памятная дата … февраля 194… года – день разгрома Советской Армией гитлеровской группировки под Сталинградом. В этот день завершилась Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Защитникам Сталинграда, живым и мертвым, командующим и рядовым, воздвигнут памятник-ансамбль на Мамаевом кургане. На склонах легендарного Мамаева кургана насмерть стояли советские воины. В грозном 1942 году это была главная высота России, хотя курган поднимался над уровнем Волги на 110м (над уровнем

Балтийского моря – на 102м). Удержать Мамаев курган было вопросом жизни и смерти для …-й армии генерала Чуйкова. Бои за главную высоту России продолжались … суток. О тяжелых боях на мамаевом кургане говорит тот факт: после Сталинградской битвы на 1м2 можно было насчитать от … до …. осколков.

Учитель: Эта тема выбрана мной не случайно, сегодня на календаре у нас 2 февраля 2009г.

2. Работа в группах, (класс разбивается на четыре группы)

Работая в группе, ребята степень своего участия оценивают самостоятельно. В группе назначен старший (сильный ученик), который отмечает вклад каждого учащегося.

Задание 1.(дается каждой группе)

Выполните и заполните таблицу буквами, прочтите фамилию главного скульптора памятника – ансамбля на Мамаевом кургане:

1. – И

2. – Е

3. 95: 39 – У

4. 1004: 504 – В

5. – Ч

6. (-1)4 : (-2)3 – Т

16 3 6 1 125 6

Ответ: Вучетич Евгений Викторович.

Задание 2. Какое из выражений нельзя представить в виде квадрата?

1. 16а4с8; 2. 8,5х6у4; 3. 0,09а12с10; 4. 1,21а2с4; 5. 100х2у6.

Числовой коэффициент этого выражения указывает, сколько лет строился памятник-ансамбль на Мамаевом кургане.

Задание 3. (слайд с изображением скульптуры “Родина – Мать”)

Учитель: Венчает весь ансамбль скульптура “Родина – Мать”, в резком стремительном порыве женщина, вставшая на кургане. Лицо суровое и волевое. Мать призывает своих сыновей встать на защиту отечества. Порыв ветра отбросил шарф, рука твердо подняла меч правосудия.

Выполнив вычисления, заполните пробелы в предложениях:

1.Величественная скульптура поднялась над курганом на … метра и видна со всех концов города.

(13•2)5: (13•2)4•2

2. Рука твердо подняла меч правосудия, длина которого …м.

3. Вес меча … тонн.

4. Площадь памятника-ансамбля на Мамаевом кургане составляет … гектар.

2•102 + 24 +22.

3. Пауза – релаксации (звучит музыка, учащиеся выполняют физические упражнения)

Учитель: Ребята мы сегодня говорили о памятнике-ансамбле на Мамаевом кургане. Я вам предлагаю принять участие в возложении цветов. С именами цветов связано много поверий и преданий во многих странах мира. Предлагаю вам познакомиться с древними преданиями, и определить о каком цветке идет речь.

Задание 4. (каждая группа выполняет вычисления, определив о каком цветке, идет речь)

1. У него много прозвищ: лоскутница, блават, бабочник, пуговник (головки его похожи на пуговицы). А название связано с древним приданием. Кентавр Хирон славился умением лечить травами. И когда Геркулес отравленной стрелой ранил Хирона, Кентавр залечил свою рану этим цветком. Так растение стало известно как цветок Кентавра. О каком цветке идет речь?

Упрости выражение:

1. 3a3•7a2 a) 6p4c4 – И

2 2xy2• 2xy2 б) 4x2y4 – А

3 -m• 4m3n4 в) – Л

4 2p2c3 •3p2c г) – Е

5 д) 21a5 – В

6 е) -4m5n4 – Р

7 ж) – М

З) – 4m4n4 – С

и) К

2. В Англии существует предание о битве между воином и страшным драконом. Три дня и три ночи воин боролся с ним, теряя иногда силы и надежду победить. Лишь на четвертый день он одолел дракона. Руки и тело воина были жестоко изранены клыками и когтями, кровь стекала на землю. И тогда Бог освятил пятна пролитой крови. На этом месте выросли цветы. Что это за цветы?

Упрости выражение:

  1. (c3)4c4 а) a25
  2. (a4a)5 б) a5
  3. c2(c3)4 в) a20
  4. (a2a10)3 г) c16 – Л
  5. д) c14 – Н
  6. е) a36 – Д
    ж) a15

3. В Китае существует поверье, что если сорвать этот цветок 9 сентября, то он приобретет волшебные свойства. Так одна девушка выпила вино вместе с этим цветком и стала бессмертным божеством. Что это за цветок?

Вычисли: результат действия определяется буквой

1. а) 10000 -Н

2. б) 12 -А

3. в) 145 -Х

4. г) 64 -З

5. 112-102 д) 231 – И

6. е) 9 -Е

7. ж) 104 -Р

8. з) 9 – Т

9. и) 16 -М

10. к) 3 -К

4. а) Какой цветок должен был подарить молодой девушке китаец, желая узнать, выйдет ли она за него замуж?

Какое выражение должно быть записано в скобках:

1. (…)3 = 8х3; 2. (…)2 = 81а2; 3. (…)3 = -27а3; 4. (…)4 = 16с4.

а) 9а – И ; б) -3а – О; в) 3с – Л; г) 2х -П; д) 2с -Н.

б) В народе их называют земляными огурцами. Что это за растение?

Упрости выражение:

1. (-x)• x2; 2. (-x)2• x: 3. (-x)• (-x2)•x; 4. (-x)• (-x2) •(-x) .

a) x3 – Р ; б) –x3 – И ; в) -x4 – С; г) x4 -И; д) x5 -К.

4. Подведение итогов урока.

Выполнив задание 4, учащиеся возлагают свои цветы к памятнику “Родина-мать” (слайд с изображением скульптуры “Родина-Мать”). Минута молчания в честь погибших воинов, низкий поклон павшим героям.

Отвечают на вопросы:

  1. Что вы нового узнали на уроке?
  2. Кто является автором данной скульптуры?
  3. Сколько лет строился памятник-ансамбль на Мамаевом кургане?
  4. На сколько метров поднялась над курганом величественная скульптура?
  5. Какова длина меча?
  6. Сколько гектар составляет площадь памятника-ансамбля на Мамаевом кургане?

5. Рефлексия.

Притча. Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: “ Что ты делал целый день?” И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: “А что ты делал целый день?”, и тот ответил: “ А я добросовестно выполнял свою работу”. А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: “А я принимал участие в строительстве храма!”

– Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.

– Кто работал так, как первый человек?

(Поднимают треугольники)

– Кто работал добросовестно?

(Поднимают квадратики)

– Кто принимал участие в строительстве храма?

(Поднимают звездочки)