Тип урока: комбинированный.
Задачи урока:
- Сформировать знания об озерах, болотах, подземных водах, ледниках, снежном покрове, многолетней мерзлоте.
- Сформировать знания об их особенностях, размещении, значении в природе и в жизни человека.
- Продолжить формирование нравственно-ценностного отношения к водным ресурсам; воспитывать патриотизм, чувство прекрасного, любовь к природе.
- Развивать речевую активность, умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации.
По завершении урока учащиеся должны:
пополнить свои сведения о гидросфере и ее составных частях, взаимосвязи между ними; взаимосвязи между водами, климатом и рельефом, значении внутренних вод, современном оледенении.
Методы: информационный, объяснительно-иллюстративный.
Формы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке: фронтальная, индивидуально-самостоятельная.
Оборудование: физико-географическая карта России, климатическая карта России, карту годового количества осадков, испарения и испаряемости, климата, агроклиматических ресурсов. Репродукции картин русской природы с изображением озер, болот.
Средства ТСО: компьютер, проектор, экран.
Программное обеспечение: презентация “Внутренние воды и водные ресурсы”
Этапы урока:
- Организационный: (1-2 мин.)
- Изучение нового материала.(40 мин.)
- Подведение итогов урока.(3мин.)
- Практическая работа (дается на дом).
Ход урока
I. Организационный: (1-2 мин.)
II. Изучение нового материала
(40 мин.)Учитель:
Из трагедии “Борис Годунов”
Царь
<….>
…А ты ,мой сын, чем занят? Это что ?..
Федор
Чертеж земли московской; наше царство
Их края в край, Вот видишь: тут Москва,
Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море,
Вот пермские дремучие леса,
А вот Сибирь.
Царь
А это что такое
Узором виется?
Федор
Это Волга
Царь
Как хорошо! Вот сладкий плод ученья!
Как с облаков ты можешь обозреть
Как царство вдруг: границы, грады. Реки.
Учись, мой сын: наука сокращает
Нам опыты быстротекущей жизни….
А.С.Пушкин.
Как вы догадались слушая из трагедии “Борис Годунов” отрывок, что сегодня на уроке мы будем говорить о земле Русской, ее озерах, болотах, подземных водах, ледниках, вечной мерзлоте, прудах, каналах – т.е. о внутренних водах.
На слайде 1 выводится тема урока “Озера. Болота. Ледники, Вечная мерзлота. Подземные воды” и формулируем цель урока слайд 2–3“ Проанализировать влияние рельефа и климата на размещение озер, болот, поземных вод, ледников, вечной мерзлоты. Определить значение современного оледенения.”
Давайте обратимся к экрану: слайд 4.
ОЗЕРА – важнейший элемент гидросферы. В нашей стране около 2,5 млн. озер. Среди них крупнейшие в мире и уникальные по природе: Каспийское, Байкал, Ладожское, Онежское, Чудское, Телецкое и др.
Размещение озер неравномерно и зависит от нескольких причин, ребята, давайте назовем их: Слайд 5.
- Геологического строения.
- Рельефа местности.
- Климата.
- Особенностей залегания грунтовых вод.
Существует несколько классификаций озер
- Озера делят по составу воды: слайд 6
на пресные | и соленые |
Ребята, приведите примеры. Каким цветом на карте они изображаются?
Ответ учащихся:
оз.Ладожское | оз.Маныч-Гудило |
оз.Ильмень | оз.Эльтон |
на карте:
синим цветом | и розовым |
Учитель: Ребята, на примере Русской равнины докажем почему на севере в основном пресные озера, а на юге – соленые? Для ответа используйте карту годового количества осадков, испарения и испаряемости, климата, агроклиматических ресурсов.
Ответы учащихся: климат умеренно-континентальный
На западе, севере осадков-600 – 800 мм, испарение -250 -300мм
Коэффициент увлажнения = 1 (избыточное)
На юге осадков-250 мм, испарение -800 мм
Коэффициент увлажнения менее 1 (скудный)
Это доказывает, почему на севере озер больше, чем на юге и они пресные, а не соленые.
- Озера делят по стоку : слайд 7
на сточные | и бессточные |
Приведите примеры. Почему на юге бессточные озера часто бывают соленые?
Ответы учащихся:
оз.Байкал | оз.Маныч-Гудило |
На юге осадков - 250мм, испаряемость - 1000мм
Коэффициент увлажнения менее 1 (скудный), озера не имеют стока, соли и минеральные вещества оседают на дно и остаются в озере.
- Озера делят по глубине: слайд 8
глубокие | и мелкие |
Приведите примеры:
Ответы учащихся:
оз.Байкал 1620м | оз.Ханко 10м |
- Озера делят по происхождению озерных котловин: слайд 9
- Тектонические - оз.Байкал, Телецкое, Таймыр
- Вулканические – оз. Курильское, Кроноцкое
- Термокарстовые – оз.Неджели
- Ледниковые - оз.Ладожское , Онежское
- Путем образования естественных котловин (завалов) –оз.Рица
- Путем отсечения части акватории морей (лиманы берега Черного и Азовского морей
- Искусственные озера(водохранилища) – вдх. Рыбинское, Красноярское
Слайд 10 Ребята, помогите мне заполнить таблицу (курсивом выделены предполагаемые ответы учащихся):
Влияние озер на климат, прилегающей местности |
Использование озер в народном хозяйстве |
Летом умеряют жару; | Это – регуляторы стока |
Зимой смягчают холода; | Это - судоходные пути |
Увлажняют наветренные берега испаряющейся с их поверхности влагой; |
Это –источники пресной воды, пищевых продуктов, сырья (соли оз.Баскунчак, Эльтон )Это- источники пресной воды, пищевых продуктов, сырья(соли оз. Баскунчак и Эльтон), Это- источники пресной воды, пищевых продуктов, сырья(соли оз. Баскунчак и Эльтон), Это- источники пресной воды, пищевых продуктов, сырья(соли оз. Баскунчак и Эльтон), Это- источники пресной воды, пищевых продуктов, сырья(соли оз. Баскунчак и Эльтон), |
это – живописные места отдыха |
Теперь поговорим о …
Слайд 11. БОЛОТА- избыточно увлажненный участок суши со специфической растительностью и слоем торфа не менее 0,3 м образуется в результате застаивания воды или зарастания водоемов.
Слайд 12
В России болота занимают : около 10% территории это около 2 млн.км2 80% торфа |
Причины образования |
Доказательство |
(Написано на доске, слайде) |
Доказывают учащиеся (по картам атласа на примере Западно - Сибирской равнины |
|
Большое количество осадков |
600 мм |
|
Малая испаряемость |
250 мм |
|
Замедленный сток |
Высоты от 100м до 200м |
|
Переувлажнение грунта |
К ув. >1 (избыточный) |
БОЛОТА бывают: слайд 13
ВЕРХОВЫЕ | НИЗИННЫЕ |
Образуются в районе | Образуются в районе |
с избыточным увлажнением | с недостаточным увлажнением |
К ув. >1 (избыточный) | К ув. =1 |
Зона тундры, тайги | зона лесостепей, степей |
Зачем природе и человеку нужны болота?
Слайд 14
Положительная роль болот |
Отрицательное воздействие болот |
Доказывают учащиеся |
(Написано на доске, слайде) |
Важный источник питания рек, озер |
10% территории заболочено |
80% запасов торфа, используется для ТЭС и как сырье для химической промышленности |
Эта территория из-за сильного переувлажнения не пригодна для с/х |
Места обитания птиц, животных |
Мелкие озера |
Здесь растет большое количество ягод |
Слайд15 Поскольку Россия располагается в достаточно суровых климатических условиях, поэтому значительная часть водных ресурсов страны содержится в виде льда.
ПРИРОДНЫЕ ЛЬДЫ бывают:
Наземные:
многолетние | и сезонные |
Покровное оледенение (“островные шапки”) о-ва Северного Ледовитого океана, горах- горные ледники Кавказа, Алтая, Урала и т. д. снеговая линия на севере на уровне моря, на юге на высоте 3000метров | снежный покров распространен на всей территории России толщина от нескольких см до нескольких метров |
Плавучие:
многолетние | и сезонные |
Паковые льды , айсберги Северного Ледовитого океана | морские льды, озерные и речные льды |
Подземные: многолетние (вечная мерзлота)
В России многолетняя мерзлота занимает 11,1 млн.кв.км. то есть более половины всей территории. Не оттаивают - от нескольких лет до нескольких сотен тысяч лет.
Мощность слоя многолетней мерзлоты 600-800 м, а местами до 1500м.
Мерзлота, ограничивает глубину проникновения корней в грунт, их водоснабжение, она приводит к заболачиванию местности. Воды, скапливающиеся на мерзлоте, приводят к образованию просадок, оплыванию и вспучиванию поверхности. Мерзлота осложняет строительство дорог, зданий, добычу полезных ископаемых.
Слайд 16
В России вечная мерзлота занимают: около 60% территории 40% талые грунты 20%сплошная вечная мерзлота |
Причины образования |
Доказательство |
(Написано на доске, слайде) |
Доказывают учащиеся (по картам атласа на пример Восточной Сибири |
|
Низкие температуры (лютые морозы) |
tи ср = +100С |
|
Малоснежные зимы |
Мощность от 2 см до 5 см |
|
Продолжительные зимы |
От 5 до 9 месяцев |
Теперь поговорим о … ПОДЗЕМНЫХ ВОДАХ
Россия располагает огромными запасами подземных вод, которые исчисляются триллионами кубометров, из них пригодными для использования около 350 млрд.
ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ бывают : слайд 17
Пресные:
Грунтовые Находятся в верхнем
водоносном слое, |
и Межпластовые (артезианские) воды артезианских колодцев |
Минеральными:
Содержат повышенное содержание веществ и обладают ценными целебными свойствами, используют в лечебных целях.
Термальными:
Температура вод достигает от 300 С до 3000С. Используются для отопления, обогрева и в лечебных целях. распространены на Кавказе, Камчатке, западной Сибири.
Ребята, используя текст учебника, ответьте на вопрос можно ли назвать подземные воды полезными ископаемыми?
III. Итог урока (3 мин.) слайд18Россию смело можно назвать страной озер, вечной мерзлоты, болот. Наша страна богата разнообразными подземными водами, образующими подземные моря. В ряде районов Крайнего Севера и высоко в горах все еще продолжается оледенение- покровные и горные ледники. Хочу закончить наш сегодняшний урок стихотворением Ивана Алексеевича Бунина о лесном озере.
На озере, среди лесов зеленых,
Кувшинки белые, как звезды, расцветали.
В Петровке, в жаркий день,
Когда в бору сосновом
Так сухо и светло от солнца и песков,
Я прихожу на луг, под тень ольхи сребристой,
Где пахнет мятою и теплою водой,
Где рдеют радужно-стеклянные стрекозы,
И блещет озеро среди стволов берез…