Цель: Ознакомить с техническими условиями и навыками выполнения фигурной нарезки в технике “карвинг” с целью дальнейшего применения этих умений в украшении праздничных блюд.
Задачи:
Образовательные:
- обобщить знания о фруктах и ягодах, их питательной ценности;
- сформировать навыки правильной организации труда и безопасных приемов работы, умение работать с инструкционными картами;
- научить фигурному вырезанию “лебедя” из яблока;
Развивающая:
- развить познавательный интерес, память, глазомер, эстетический вкус при оформлении блюд;
Воспитательная:
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к продуктам питания;
- повысить интерес к профессии повар.
Раздаточный материал:
- ножи, разделочные доски;
- салфетки, фартуки;
- технологическая карта;
- яблоки;
- контейнеры для мусора;
ТСО: экран, проектор, компьютер.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок “Кулинарии” (См. Приложение 1 слайд 1).
II. Введение в тему.
Учитель: - Тема нашего урока зашифрована, а чтобы узнать ее, надо ответить на блиц – вопросы из разных областей наук за 1 минуту. Чтобы усложнить вам задачу, мы будем отгадывать тему с последней буквы. Первая буква слова открывает одну ячейку. Итак, готовы? (слайд 2 - 24).
III. Объяснение нового материала.
Учебник по технологии 7 класс В.Д.Симоненко страница 42, схема № 2.
Учитель: - Плоды – фрукты, ягоды, орехи являются незаменимыми продуктами, без которых, как и без овощей, невозможно организовать рациональное питание. Они служат хорошим источником витаминов, минеральных веществ, углеводов. Фрукты обладают лечебными свойствами: черника нормализует зрение, груша понижает температуру, малина и лимон лечат простуду (слайд 25 - 31).
Все плоды фруктовых деревьев делятся на:
- Семечковые (яблоки, груша, айва);
- Косточковые (вишня, черешня, слива, абрикос, персик);
- Орехоплодные (грецкий, миндаль, фундук, арахис, фисташки);
- Тропические (банан, киви, ананас, гранат);
- Цитрусовые (лимон, апельсин, мандарин, лайм) (слайд 32-34).
Ягоды делятся на:
- Настоящие - семена, погруженные в мякоть (виноград, смородина, крыжовник, клюква, черника, брусника, арбуз);
- Ложные - имеют на поверхности маленькие косточки (клубника, земляника);
- Сложноцветные – состоящие из сросшихся маленьких плодов (малина, ежевика) (слайд 35).
Физминутка (игра с мячом) (слайд 36). Давайте мы проверим, а как вы знаете ягоды и фрукты. Я буду называть тип плодов, а вы вид, и наоборот, например: ягода – малина, арахис – орех.
В кулинарии эти продукты находят самое широкое применение: соки, пюре, начинки, желе, варенье, (помогайте называть блюда…) (слайд 37). А еще фруктами можно украсить любой праздничный стол (слайд 38-40).
Называется этот вид украшения “Карвинг” - в переводе с китайского “вырезание”. Фигурное вырезание из фруктов и ягод (слайд 41 - 43).
Родина карвинга – Китай. А готовят всю эту красоту повара (слайд 44-45).
IV. Практическая работа.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами научимся выполнять элементы карвинга, а для этого нам нужны: нож, доска и яблоки (слайд 46).
Все организовали рабочее место.
Давайте вспомним ТБ при работе с ножом (слайд 47-48).
- Передавайте нож только ручкой вперед.
- Нож не следует поднимать высоко над доской.
- Пальцы левой руки должны быть согнуты и находиться на некотором расстоянии от лезвия ножа.
- После завершения работы нож кладут на стол.
- Не соблюдение правил ТБ могут привести к травмам и порезам.
Практическая работа: (слайд 49).
Технологическая карта: “Два лебедя”
- Разрезать яблоко поперек так, чтобы плодоножка осталась на одной из половинок.
- От нее отрезать тонкий кружок (шириной в 1 см) вместе с плодоножкой: она пригодится для головы и шеи лебедя.
- Взять любую из половинок, положить ее на разделочную доску срезом вниз. Посередине нее сделать вертикальный надрез, не доводя его до конца на 1 см.
- Сбоку, отступив от основания на 1 см, сделать второй горизонтальный надрез перпендикулярно первому. Вырезать уголок.
- Из уголка аналогичным способом вырезать 2 – 4 уголка.
- Все повторить с другой стороны половины яблока.
- Из кружка вырезать голову и шею и вставить ее в надрез, сделанный посередине.
- Уголки в обеих половинках сдвинуть лесенкой, чтобы каждый верхний уголок оказался чуть дальше нижнего. Лебедь готов! (слайд 50).
V. Итоги урока. Просмотр работ, оценка.
VI. Обобщение. Вопросы: (слайд 51).
- Что нового узнали и чему научились?
- А для чего нужна фигурная нарезка?
- Для чего необходимо украшать кулинарные блюда?
VII. Уборка рабочих мест.