Открытый урок технологии по теме "Фрукты и ягоды. Карвинг"

Разделы: Технология


Цель: Ознакомить с техническими условиями и навыками выполнения фигурной нарезки в технике “карвинг” с целью дальнейшего применения этих умений в украшении праздничных блюд.

Задачи:

Образовательные:

  • обобщить знания о фруктах и ягодах, их питательной ценности;
  • сформировать навыки правильной организации труда и безопасных приемов работы, умение работать с инструкционными картами;
  • научить фигурному вырезанию “лебедя” из яблока;

Развивающая:

  • развить познавательный интерес, память, глазомер, эстетический вкус при оформлении блюд;

Воспитательная:

  • воспитывать трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к продуктам питания;
  • повысить интерес к профессии повар.

Раздаточный материал:

  • ножи, разделочные доски;
  • салфетки, фартуки;
  • технологическая карта;
  • яблоки;
  • контейнеры для мусора;

ТСО: экран, проектор, компьютер.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок “Кулинарии” (См. Приложение 1 слайд 1).

II. Введение в тему.

Учитель: - Тема нашего урока зашифрована, а чтобы узнать ее, надо ответить на блиц – вопросы из разных областей наук за 1 минуту. Чтобы усложнить вам задачу, мы будем отгадывать тему с последней буквы. Первая буква слова открывает одну ячейку. Итак, готовы? (слайд 2 - 24).

III. Объяснение нового материала.

Учебник по технологии 7 класс В.Д.Симоненко страница 42, схема № 2.

Учитель: - Плоды – фрукты, ягоды, орехи являются незаменимыми продуктами, без которых, как и без овощей, невозможно организовать рациональное питание. Они служат хорошим источником витаминов, минеральных веществ, углеводов. Фрукты обладают лечебными свойствами: черника нормализует зрение, груша понижает температуру, малина и лимон лечат простуду (слайд 25 - 31).

Все плоды фруктовых деревьев делятся на:

  • Семечковые (яблоки, груша, айва);
  • Косточковые (вишня, черешня, слива, абрикос, персик);
  • Орехоплодные (грецкий, миндаль, фундук, арахис, фисташки);
  • Тропические (банан, киви, ананас, гранат);
  • Цитрусовые (лимон, апельсин, мандарин, лайм) (слайд 32-34).

Ягоды делятся на:

  • Настоящие - семена, погруженные в мякоть (виноград, смородина, крыжовник, клюква, черника, брусника, арбуз);
  • Ложные - имеют на поверхности маленькие косточки (клубника, земляника);
  • Сложноцветные – состоящие из сросшихся маленьких плодов (малина, ежевика) (слайд 35).

Физминутка (игра с мячом) (слайд 36). Давайте мы проверим, а как вы знаете ягоды и фрукты. Я буду называть тип плодов, а вы вид, и наоборот, например: ягода – малина, арахис – орех.

В кулинарии эти продукты находят самое широкое применение: соки, пюре, начинки, желе, варенье, (помогайте называть блюда…) (слайд 37). А еще фруктами можно украсить любой праздничный стол (слайд 38-40).

Называется этот вид украшения “Карвинг” - в переводе с китайского “вырезание”. Фигурное вырезание из фруктов и ягод (слайд 41 - 43).

Родина карвинга – Китай. А готовят всю эту красоту повара (слайд 44-45).

IV. Практическая работа.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами научимся выполнять элементы карвинга, а для этого нам нужны: нож, доска и яблоки (слайд 46).

Все организовали рабочее место.

Давайте вспомним ТБ при работе с ножом (слайд 47-48).

  • Передавайте нож только ручкой вперед.
  • Нож не следует поднимать высоко над доской.
  • Пальцы левой руки должны быть согнуты и находиться на некотором расстоянии от лезвия ножа.
  • После завершения работы нож кладут на стол.
  • Не соблюдение правил ТБ могут привести к травмам и порезам.

Практическая работа: (слайд 49).

Технологическая карта: “Два лебедя”

  1. Разрезать яблоко поперек так, чтобы плодоножка осталась на одной из половинок.
  2. От нее отрезать тонкий кружок (шириной в 1 см) вместе с плодоножкой: она пригодится для головы и шеи лебедя.
  3. Взять любую из половинок, положить ее на разделочную доску срезом вниз. Посередине нее сделать вертикальный надрез, не доводя его до конца на 1 см.
  4. Сбоку, отступив от основания на 1 см, сделать второй горизонтальный надрез перпендикулярно первому. Вырезать уголок.
  5. Из уголка аналогичным способом вырезать 2 – 4 уголка.
  6. Все повторить с другой стороны половины яблока.
  7. Из кружка вырезать голову и шею и вставить ее в надрез, сделанный посередине.
  8. Уголки в обеих половинках сдвинуть лесенкой, чтобы каждый верхний уголок оказался чуть дальше нижнего. Лебедь готов! (слайд 50).

V. Итоги урока. Просмотр работ, оценка.

VI. Обобщение. Вопросы: (слайд 51).

  • Что нового узнали и чему научились?
  • А для чего нужна фигурная нарезка?
  • Для чего необходимо украшать кулинарные блюда?

VII. Уборка рабочих мест.