Цели урока:
- познакомить учащихся с двумя признаками однокоренных слов
- развивать умение сравнивать слова, находить среди слов однокоренные; творческую мыслительную деятельность, кругозор, память, внимание, воображение.
- воспитывать интерес к предмету, усидчивость, любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: учебник Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой "Русский язык" 2класс, мультимедийная презентация (Приложение 1), рисунки грибов, орешков (для самостоятельной работы), простые карандаши.
Ход урока
I. Организация внимания учащихся.
Ну - ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
- Проверили, молодцы!
II. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня, ребята, урок у нас будет не совсем обычный. К нам в гости пришёл Дед Всевед. Имя его то слов всё ведать, т.е. знать. Он приглашает нас на прогулку, а куда, догадайтесь сами.
(Читаю стихотворение на фоне музыки) Слайд №3
Наверное бывали вы
Не раз в лесу густом,
Где вьется чуть заметная
Тропинка под кустом.
Где ветками зелёными
В тени, в тиши лесной,
От ветра можно спрятаться.
Найти прохладу в зной.
- Куда мы отправляемся с Дедом Всеведом?
- Какое сейчас время года?
- Сегодня мы с ребятами
В весенний лес идём.
Кто хочет в путь? Пожалуйста,
Мы всех с собой возьмём.
- Ребята, мы отправляемся в весенний волшебный лес.
- Весна - прекрасное время года! На дворе яркое солнышко, капель, лужи. Слышны голоса птиц, воздух наполнен ароматами весенних цветов.
- Ребята, не правда ли, как красива природа весной! Мы должны беречь эту красоту.
- Весна приходит и всегда приносит с собой что - то новое и сегодня на нашем уроке ваш багаж знаний пополнится сведениями об однокоренных (родственных) словах.
- Откройте тетради и запишите дату нашей прогулки.
III. Каллиграфическая минутка. Слайд № 4
- Итак, отправляемся в путь.
Весна - это необыкновенное время года, когда в природе всё просыпается. Раз мы с вами идём на прогулку в необычный, волшебный лес, мы встречаем Жука - Буквоеда. Он испортил буквы, которые мы должны были писать на каллиграфической минутке.
- Ребята, восстановите буквы, которые испортил Жук - Буквоед.
- Но сначала выполним "гимнастику для пальчиков"
- "пальчики здоровается"
- "согреем пальчики"
- "молоточки".
- Ребята, как вы думаете, почему эти буквы я объединила в одну группу? Кто догадался?
(Один из элементов этих букв является короткая прямая с закруглением внизу и вверху)
- Запишите эти буквы. Строчку дописывайте до конца. Постарайтесь писать красиво и аккуратно написать, соблюдая высоту и ширину букв, ведь вас будет оценивать ваш "сосед по парте".
- Простым карандашом обведите самые лучшие буквы в строке.
-Теперь запишите слова с предлогами
от друга по траве в поле
- Для чего в речи служат предлоги?
- Как пишутся предлоги с другими словами.
- В каком слове есть "опасное" место. Почему оно опасно?
- Поменяйтесь тетрадями, оцените работу вашего соседа.
IV. Словарная работа. Слайд № 5
- Вдруг ветер - озорник пробежал по верхушкам деревьев. И посмотрите, что он сделал.
В словарных словах все гласные буквы унёс с собой.
- Давайте вернём гласные буквы на свои места. Какие получились слова? Слайд
- Запишите слова в столбик с маленькой буквы с комментированием.
V. Изучение нового материала.
1. Объяснение нового.
- Идём дальше. Хорошо, весело нам вместе .Дед Всевед привёл нас на волшебную поляну, которая называется "Наблюдательная". Здесь вы узнаете, что такое корень слова и какие слова называются однокоренными.
- Ребята, посмотрите, на этой поляне растут деревья. Но кроме обычного дерева, есть семейное и "словесное".
- Рассмотрите каждое из них. Слайд № 6 - обычное дерево
- Какие части дерева вам известны?
(ветви, сучья, ствол, корень)
- Какая часть дерева самая важная и почему?
- На следующем слайде№7 тоже дерево, но семейное. Бабушка, дед, папа, мама, ребёнок - родные друг другу люди, родственники. На данном дереве вы видите род Ивановых, который ведёт своё начало от своего предка - корня рода - прадеда Иванова.
- А это - особое дерево (Слайд №8). На его ветвях "растут" слова.
Как - то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым -
Был он только словом.
Это слово - слово корень
Разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло -
Стало много новых слов.
Вот из сада
Вам рассада.
Вот ещё посадки рядом
А вот - садовод
В ним - садовник идёт.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
- Запишите эти слова в столбик: сад, рассада, посадки, садовод, садовник, садовый.
- От какого слова "разрослись эти слова, как ветви на деревьях?
- Сад - общая, общая часть этих слов. Это корень слова.
- Выделите во всех этих словах корень.
Вывод: все родственные, однокоренные слова должны иметь общую, одинаковую часть - корень. Это первый признак однокоренных слов . Слайд № 9
- Продолжим нашу прогулку.
- Запишите слова: горе гора. Давайте "исследуем" их. Слайд № 10
- Назовите корень в этих словах. Выделите его.
- Что означает каждое слово? (горе - скорбь, глубокая печаль, несчастье; гора - возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью)
- Что можете сказать о корне этих слов? А о значении?
- Можно ли эти слова назвать однокоренными?
- Однокоренные (родственные) слова должны иметь не только общий корень, но и общее значение. Это второй признак однокоренных слов. Слайд№11.
- Подберите и запишите к каждому слову родственные (однокоренные) слова. Я вам помогу.
2. Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
3. Работа по учебнику.
С 64 №2. № 9.
4. Задание Деда Всеведа.
- Ребята, у Деда Всеведа есть для вас задание (читаю стихотворение) Слайд №12.
- Догадались, чья семья не встретилась и почему?
VI. Домашнее задание(дифференцированное)
- Молодцы, у вас всё получилось и предлагаю дома вам выполнить упр. № 10 .Справитесь? Это задание на "4". А те, кто хотят получить "5" составят 2 предложения с любыми из этих слов и укажут части речи.
VII. Дифференцированная самостоятельная работа. Слайд 13, 14
- Ребята, Белочка для вас тоже приготовила задание. Сейчас вы будете собирать грибы и "грызть" орешки. Орешки будут "грызть"ребята, у которых сильные зубы в учёбе, они легко могут разгрызть трудную задачу, упражнение.
- На грибочках задание полегче, на "4". Я предлагаю вам сделать выбор. Покажите Белочке, что вы всё можете, вам всё под силу.
(раздаю рисунки орешков и грибочков)
VIII. Итог урока. Выставление оценок.
- Вот и подошла к концу наша прогулка по весеннему, необычному лесу. Возвращаемся домой.
- Понравилась вам прогулка?
- Чему научились, гуляя по волшебному лесу?
- На протяжении урока вы были активны и внимательны. Молодцы!
-Всем спасибо!