Я работаю психологом в детском доме на уже 6 лет и в своей деятельности сталкиваюсь с тем, что воспитанники детского дома быстро пресыщаются, поэтому постоянно приходится искать новые формы и методы работы.
Если с дошкольниками занятия длительные, регулярные, то учащиеся начальных классов и подростки изменчивы в своих желаниях, интересах, привязанностях; их контакты поверхностны, непродолжительны, они не умеют словесно выражать свои мысли, чувства, переживания.
Особенно трудно работать с подростками, которые поступают в детский дом в возрасте 15-17 лет. Такие подростки имеют уже достаточный опыт в сфере работы, их ни один раз отвергали: сначала родители, затем учителя и одноклассники, поэтому в первые дни пребывания в детском доме приходится сталкиваться со значительным сопротивлением и даже грубостью со стороны старших подростков, которая носит защитный характер.
Изучая статьи, в которых приведен опыт проведения недели психологии в дошкольных учреждениях и школах, было принято решение об организации такой недели и в детском доме.
Исходя из специфики учреждения, Неделя психологии задумывалась как своеобразная форма взаимодействия, диалог между сотрудниками детского дома и детьми. Такая форма работы позволила, прежде всего:
- Повысить интерес к психологии, и прежде всего к психологу;
- Показать альтернативные формы работы с детьми-сиротами;
- Сформировать интерес взрослых (педагогов, обслуживающего персонала) к миру детей;
- Отразить чувства, мысли, переживания, интересы детей разного возраста в приемлемой для них форме.
- Активизировать мыслительную деятельность детей.
Поскольку дети, проживающие в сиротских учреждениях, предпочитают наглядную информацию, имеют низкий словарный запас, основной формой проведения Недели психологии было оформление своеобразных плакатов для детей. Ежедневно на первом этаже здания появлялась тематическая доска с новыми заданиями (психологический забор).
День | Тема дня | Используемые материалы |
День 1 | "Давайте познакомимся" | Портреты известных психологов, иллюзионные картинки, "Стена для пожеланий, желаний, мыслей вслух" (Рисунок 1) |
День 2 | "Мое настроение" | "Составь человечка" из геометрических фигур, ребусы; психологический забор (Рисунок 2) |
День 3 | "Мысли вслух" | Изречения, высказывания философов, писателей; психологический забор (Рисунок 3) |
День 4 | "Лучший воспитатель - это:" | Коллаж "Лицо группы", "Лицо воспитателя группы", психологический забор (Рисунок 4) |
День 5 | "Пусть мы разные, так что ж:" | Коллаж "Молодежные субкультуры" психологический забор (Рисунок 5) |
День 6 | Заключительный день: "Мы скоро встретимся вновь". | Игра "Следопыт" |
Наибольшим успехом и у детей, и у взрослых пользовался психологический забор. После третьего дня Недели психологии подростки вошли в кабинет психолога и задали вопрос: " А зачем Вы все это сделали? Чтобы посмеяться над нами?" Но услышав ответ: "Мне просто захотелось сделать вашу жизнь в детском доме интереснее, веселее, как-то скрасить" успокоились, заулыбались и поделились всем наболевшим, рассказали о том, что происходит в их личной жизни.
Считаю это самым главным достижением всей Недели психологии. Кроме этого, увидела на Стене слова благодарности в свой адрес. Детям было намного легче написать о проблемах, выругаться, пусть и не всегда в приемлемой форме.
Педагоги с интересом наблюдали за детьми, но очень боялись подойти и написать что-то сами, подходили с вопросами: "А можно мне что-нибудь написать?", "А можно мне сделать человечка?", "Я приклеила личики, можно?".
После того, как Неделя психологии закончилась и доску убрали с коридора, дети не раз подходили и с сожалением спрашивали: "А зачем Вы доску убрали?"
Считаю, что мой маленький эксперимент удался, Неделя психологии прошла успешно. В следующем учебном году очень хочется продолжить работу с использованием такой формы как Неделя психологии.