Неделя психологии в детском доме

Разделы: Школьная психологическая служба


Я работаю психологом в детском доме на уже 6 лет и в своей деятельности сталкиваюсь с тем, что воспитанники детского дома быстро пресыщаются, поэтому постоянно приходится искать новые формы и методы работы.

Если с дошкольниками занятия длительные, регулярные, то учащиеся начальных классов и подростки изменчивы в своих желаниях, интересах, привязанностях; их контакты поверхностны, непродолжительны, они не умеют словесно выражать свои мысли, чувства, переживания.

Особенно трудно работать с подростками, которые поступают в детский дом в возрасте 15-17 лет. Такие подростки имеют уже достаточный опыт в сфере работы, их ни один раз отвергали: сначала родители, затем учителя и одноклассники, поэтому в первые дни пребывания в детском доме приходится сталкиваться со значительным сопротивлением и даже грубостью со стороны старших подростков, которая носит защитный характер.

Изучая статьи, в которых приведен опыт проведения недели психологии в дошкольных учреждениях и школах, было принято решение об организации такой недели и в детском доме.

Исходя из специфики учреждения, Неделя психологии задумывалась как своеобразная форма взаимодействия, диалог между сотрудниками детского дома и детьми. Такая форма работы позволила, прежде всего:

  • Повысить интерес к психологии, и прежде всего к психологу;
  • Показать альтернативные формы работы с детьми-сиротами;
  • Сформировать интерес взрослых (педагогов, обслуживающего персонала) к миру детей;
  • Отразить чувства, мысли, переживания, интересы детей разного возраста в приемлемой для них форме.
  • Активизировать мыслительную деятельность детей.

Поскольку дети, проживающие в сиротских учреждениях, предпочитают наглядную информацию, имеют низкий словарный запас, основной формой проведения Недели психологии было оформление своеобразных плакатов для детей. Ежедневно на первом этаже здания появлялась тематическая доска с новыми заданиями (психологический забор).

День Тема дня Используемые материалы
День 1 "Давайте познакомимся" Портреты известных психологов, иллюзионные картинки, "Стена для пожеланий, желаний, мыслей вслух" (Рисунок 1)
День 2 "Мое настроение" "Составь человечка" из геометрических фигур, ребусы; психологический забор (Рисунок   2)
День 3 "Мысли вслух" Изречения, высказывания философов, писателей; психологический забор (Рисунок  3)
День 4 "Лучший воспитатель - это:" Коллаж "Лицо группы", "Лицо воспитателя группы", психологический забор (Рисунок   4)
День 5 "Пусть мы разные, так что ж:" Коллаж "Молодежные субкультуры" психологический забор (Рисунок  5)
День 6 Заключительный день: "Мы скоро встретимся вновь". Игра "Следопыт"

Наибольшим успехом и у детей, и у взрослых пользовался психологический забор. После третьего дня Недели психологии подростки вошли в кабинет психолога и задали вопрос: " А зачем Вы все это сделали? Чтобы посмеяться над нами?" Но услышав ответ: "Мне просто захотелось сделать вашу жизнь в детском доме интереснее, веселее, как-то скрасить" успокоились, заулыбались и поделились всем наболевшим, рассказали о том, что происходит в их личной жизни.

Считаю это самым главным достижением всей Недели психологии. Кроме этого, увидела на Стене слова благодарности в свой адрес. Детям было намного легче написать о проблемах, выругаться, пусть и не всегда в приемлемой форме.

Педагоги с интересом наблюдали за детьми, но очень боялись подойти и написать что-то сами, подходили с вопросами: "А можно мне что-нибудь написать?", "А можно мне сделать человечка?", "Я приклеила личики, можно?".

После того, как Неделя психологии закончилась и доску убрали с коридора, дети не раз подходили и с сожалением спрашивали: "А зачем Вы доску убрали?"

Считаю, что мой маленький эксперимент удался, Неделя психологии прошла успешно. В следующем учебном году очень хочется продолжить работу с использованием такой формы как Неделя психологии.