Интегрированный урок (кубановедение + технлогия) по теме "Птицы – наши друзья" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • Расширить знания детей о птицах;
  • Закрепить знания о птицах, зимующих в наших краях и перелетных и воспитывать заботливое отношение к птицам
  • Познакомить с проблемами, встречающимися на пути перелетных птиц нашего региона;
  • Познакомить учащихся с понятием проект, дать общее представление об этапах проектирования, развивать умение работать в малых группах и организовывать рабочее место.

Оборудование:

  • Карточки с изображением птиц, зимующих в наших краях и перелетных;
  • Фонограмма птичьих голосов;
  • Рисунки птиц;
  • Для проекта "Перелетные птицы": цветная бумага, картон, ножницы, клей, гуашь.

Ход мероприятия

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы будем говорить о пернатых друзьях. Они всегда привлекали людей своим мелодичным пением, ярким оперением, способностью летать. Птиц очень много на земле - около 9 тыс. видов. Есть птицы очень большие, есть крошечные - колибри, вес которых составляет 2,4 гр. Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть такие, которые вовсе не могут летать. Одни птицы живут в лесу, другие - в степи. Третьи - на берегу моря, а за четвертыми - ухаживает человек. Одни питаются рыбой, другие - насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других птиц и зверей.

Основные угрозы жизни перелетных птиц:

  • трансформация природных ландшафтов (особенно рубки лесов, регулярные лесные пожары и палы, развитие инфраструктуры - строительство дорог и т.д.);
  • усиление фактора беспокойства с развитием автомобильного и водного транспорта;
  • браконьерство (охота с нарушением установленных правил и сроков, стрельба по непромысловым видам, включая редких птиц и т.п.);
  • негативное воздействие весенней охоты на птиц;

Черноморское побережье Кавказа является уникальной миграционной трассой птиц, по которой перемещается большинство европейских видов, следуя к местам зимовки или возвращаясь к районам гнездования. Особенности рельефа местности, сужающие фронт пролета до узкого коридора в прибрежной полосе, способствуют высокой концентрации птиц, большому их видовому разнообразию.

Решающее значение для успешного пролета многих мигрантов имеет возможность их остановок на традиционных узлах кормления и отдыха. Такими узлами служат приустьевые участки рек, и особенно приморские низменности.

Имеретинская низменность является единственным крупным пунктом остановок птиц на их миграционной трассе в российском Причерноморье. Имеретинская низменность - уникальное место, так как является единственным пристанищем для птиц, зимующих здесь, и отдыхающих во время более дальней миграции, а также для некоторых местных видов птиц, которые выводят птенцов - гнездующихся. В сумме всего всех видов птиц - 187 !

Здесь зарегистрировано пребывание представителей 4 экологических групп: водно-болотные, древесно-кустарниковые, полевые и комплекс птиц, связанных с береговыми обрывами, оврагами и скальными обнажениями.

Миграционные пути у перелётных птиц сложились в течение многих тысячелетий.

Несмотря на то, что условия пребывания птиц на Имеретинской низменности из года в год становятся всё хуже и хуже, во - первых, из-за охоты, во - вторых, из-за непрекращающегося освоения земель человеком.

 Произошедшие изменения в авифауне связаны прежде всего с хозяйственной деятельностью человека. Её интенсификация все более ощущается особенно в последние десятилетия и может привести к непредсказуемым негативным последствиям.

С каждым годом сокращается "свободная" площадь Имеретинской низменности: открытые пространства постепенно застраиваются и превращаются в населенные пункты. Крупные изменения в этом плане произошли в 1993 году в связи с раздачей земли под индивидуальное строительство в наиболее предпочитаемых для образования концентраций птиц участках. Значительные площади отведены также под парниковые хозяйства и строительство административных зданий.

Однако, интенсивные темпы хозяйственной деятельности существенно ухудшают здесь природную обстановку, способствуют быстрой деградации естественных экосистем. К настоящему времени назрела острая необходимость разработки и использования специальных мер охраны авифауны этого района.

Прежде всего здесь необходимо сохранение того режима хозяйствования, который практиковался до последнего времени и не был связан с застройкой низменности. Использование низменности как сельскохозяйственного района позволит в принципе сохранить формирующиеся здесь уникальные весенне-осенние и зимние сообщества птиц. Всякая же застройка этой территории, а также проектирование крупных промышленных узлов, каким является морской порт в устье р.Псоу, должны быть прекращены.

В Сочи завершилось совещание по Имеретинской низменности. Как под напором олимпийских строек сберечь для птиц хотя бы часть этой ключевой орнитологической территории?

Водно - болотные угодья Имеретинки уже сильно деградировали. Сегодня она стала резервным местом, где огромные стаи перелётных птиц останавливаются на отдых и кормление не каждый год.

Экологам предстоит переубедить строителей олимпиады, которые отводят для птиц крохотные места парковки. Дикие пернатые не машины, чтобы летать по дорожным указателям. Сами птицы ничего не знают о спорах вокруг них. В эти дни они уже летят из мест африканских зимовок обратно на север. А на отдых останавливаются в Имеретинке.

Викторина "Птицы - наши друзья"

Конкурс "Загадки"

Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник.
(Дятел)

Спинкою зеленовата,
Брюшком желтовата.
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)

Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
(Воробей)

Окраска сероватая,
Повадка вороватая.
Известная персона
Кто она?
(Ворона)

Чернокрылый, красногрудый,
Он везде найдет приют.
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут.
(Снегирь)

Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит,
Голосом речистым, чистым
Клее-кле-кле кричит со свистом.
(Клест)

Может и свариться,
Может и разбиться.
Если хочешь в птицу
Может превратиться.
(Яйцо)

Трещала, с самого утра:
Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что - пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит:
(Сорока)

И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа!
Сторожей бояться этих
Мыши прячутся дрожа!
Очень уж суровы филины и :
(Совы)

Конкурс "Прилетели птицы".

Я сейчас буду перечислять птиц, но если вы услышите другое название, хлопайте в ладоши, топайте ногами!

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Прилетели птицы: голуби, синицы, чижи, чибисы, вороны, галки, стрижи, комары, кукушки.

Прилетели птицы: голуби, куницы, овсянки, поползни, дятлы.

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы- сплюшки, лебеди, скворцы: Все вы молодцы! Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться снова в родные места (перелетные птицы).

Перелетные птицы (скворец, соловей, журавль).

Физминутка.

Лебеди летят,
Крыльями машут.
Прогнулись над водой
Качают головой
Прямо и гордо
Умеют держаться
И очень бесшумно
На место садятся.

Конкурс "Загадочный сундучок"

(вопросы лежат в сундучке, капитан команды вытаскивает карточку с вопросом и идет обсуждение в команде)

Осенью птицы улетают в теплые края. Мелкие птицы летят стайками. Утки- одна возле другой. А как летят журавли? (Клином).

Какая птица наших мест имеет наибольшую продолжительность жизни? (Ворон - 100 лет)

Длинную зимнюю ночь птицы проводят по-разному. Вороны и галки ночуют стайками, прижавшись друг к другу. Дятлы и синицы скрываются в дуплах. А где прячутся тетерева и рябчики? (Под снегом).

Наблюдая из окна за поведением воробьев, прилетающих на кормушку, дети научились определять какая погода на улице. Как они это делали? (В холодную погоду воробьи взъерошенные - так легче сохранить тепло тела).

Утки очень любят воду. Они там купаются, находят корм. Но охотно утки лезут в воду в сильный мороз. Почему? (Температура воды в мороз выше температуры воздуха, поэтому в воде утки будут охлаждаться меньше, чем на воздухе).

Одни считают воробья вредной птицей, а другие - полезной. Почему? (Тот небольшой вред, который приносят воробьи, питаясь зерном, многократно компенсируется при вскармливании птенцов гусеницами).

Конкурс "Какая птица"

  1. Какая птица выше всех летает? (Орел).
  2. Какая птица быстрее все летает? (Стриж).
  3. Какая птица самая большая в мире? (Страус).
  4. Какая самая маленькая птица обитает в нашей стране? (Королек).
  5. Какая птица имеет длинный хвост? (Павлин, сорока).
  6. Какую птицу называют лесным доктором? (Дятла).

Сейчас мы узнали, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. Раньше люди этого не знали. Они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь немного позднее, они узнали, куда улетают перелетные птицы.

Как же удалось это сделать?

Помогли ученым маленькие кольца, которые они надевали на лапки птицам. На каждом кольце был адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в другой стране встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так удалось узнать, где зимуют птицы.

Конкурс "Сложи пословицу".

(Пословицы разрезаны на слова).

  1. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
  2. Как сорока хвостом, так болтун языком.
  3. Осенью и у воробья пир.
  4. И сова своих детей хвалит.
  5. Птицы сильны крыльями, а люди - дружбой.
  6. Всякая пташка хлопочет - своего гнезда хочет.
  7. Птице даны крылья, а человеку - разум.

Какие вы знаете сказки с названием птиц?

  1. "Гуси-лебеди",
  2. "Гадкий утенок".

А теперь поиграем! "Узнай птиц"

  1. Воробей - (чирикает)
  2. Кукушка - (кукует)
  3. Ворона - (каркает)
  4. Курица - (квохчет)
  5. Утка - (крякает)
  6. Соловей - (поет)
  7. Сорока - (трещит)

Загадка- плетенка.

1 В   Р   Б   Й
2   К   О   Е  
3 К   К   Ш   А
4   Л   Х   Р  
5 С   Л   В   Й

Здесь спрятались птицы.

Отгадайте какие?

ВОРОБЕЙ

СКВОРЕЦ

КУКУШКА

ГЛУХАРЬ

СОЛОВЕЙ

Конкурс "Знатоки природы".

(домашнее задание)

К сожалению, очень долго человек жил с уверенностью в том, что он может брать у природы всё, ничего не давая взамен. И теперь, в результате бездумной деятельности человека, наша планета гибнет. Многие растения, животные и птицы совсем исчезают или находятся на грани выживания. Вот поэтому люди, которые не могут равнодушно смотреть на гибель живой природы, создали несколько томов Красной книги, куда были занесены эти растения и животные. Их можно ещё спасти.

Дома двум учащимся необходимо было подготовить материал о перелетных птицах Имеретинской низменности. Выслушаем их сообщения.

Баклан большой. Взрослая птица в брачном наряде.

Проектная работа

На данном этапе происходит непосредственная работа по группам над выполнением элементов, необходимых для панно:

1 группа занимается выполнением лебедей для озера (из бархатной бумаги и пуха);

2 группа выполняет скворечники (на основе развёртки параллелепипеда);

3 группа выполняет летящих птиц из бумаги (в технике "оригами");

4 группа выполняет детали из бумаги в форме листьев деревьев.

Итог урока.

Ребята, наш урок подошел к концу. Вы узнали много нового из жизни птиц. Давайте повторим:

  • где же зимуют птицы? (в теплых краях);
  • когда они вновь возвращаются к нам? (весной);
  • как называют таких птиц? (перелетные);
  • почему их так называют? (Эти птицы совершают перелеты, перелетая из одного уголка Земли в другой);
  • какое другое название птиц? (пернатые);
  • птичий домик это: (гнездо, скворечник);
  • большая группа птиц это : (стая);
  • главный лесной барабанщик (дятел).