"Мелодией одной звучат печаль и радость"

Разделы: Внеклассная работа


Задачи: раскрыть перед ребятами красоту богатейшего наследия в музыке, составленную творчеством великого поэта; закрепить умение выразительного чтения стихов и прозы; воспитывать интерес к творчеству Пушкина.

На доске:

портрет Пушкина , эпиграф. Плакаты.
Сомкнув над нами круг дневных забот,
Не может жизнь утратить смысл высокий,
Пока звучат нам пушкинские строки
И музыка Чайковского поёт
А.Озеров
Пушкин – это возрождение
Русской музы…
Я.Н.Полонский

Пленительны и полнозвучны
Текут родимые слова…
М.А.Кузмин

Ход урока

Звучит мелодия романса (гитара).

Вступительное слово учителя.

Начинаем очередное заседание литературной гостиной, посвящённое творчеству А.С.Пушкина. С именем величайшего поэта связаны великие творения русской музыкальной классики. Темы, образы, сюжеты, мысли и чувства волновали ряд музыкальных поколений, побуждая к созданию совершенных образцов оперы и романса. Не будет преувеличением сказать, что Пушкина в его лирике можно спеть почти всего. Пушкина можно назвать солнцем не только русской литературы, но и музыки классической и современной.

На стихи А.С. Пушкина ещё в дореволюционное время было написано более 500 романсов, в наше время к ним прибавилось ещё несколько сотен. Романсы на стихи Пушкина писали Глинка, Даргомыжский, Рахманинов, Верстовский, из современных – Свиридов и др. Тема сегодняшнего заседания – Пушкин и музыка, Пушкин и романсы. Всё, что мы сегодня услышим и увидим, приготовили вы сами. Давайте расскажем и покажем, что у нас получилось.

Ученица

Трудно сегодня встретить человека, который бы ничего не знал о романсе – музыкальном жанре, столь популярном в наши дни. Небольшое вокальное произведение, объединяющее два целительных потока – поэзию и музыку, рассказывает нам о чувствах человека, о его любви, радости, страсти, печали. Романс может воспеть красоту природы, поднять высокие нравственные темы, мягким доверительным тоном попечалиться о прошлом, переворошить страницы истории, заглянуть в будущее.

Судьба русского романса не была простой. Его благополучное существование было нарушено 1917 годом, когда всё лирическое искусство было объявлено буржуазным. Владимир Маяковский по этому поводу писал: “ Бросьте! Забудьте, плюньте и на рифмы, и на арии, и на розовый куст, и на прочие мерехлюндии из арсеналов искусств”. Эта установка жила долго. Романсу пришлось туго.

Сегодня романс – один из любимейших музыкальных жанров, и мы рады рассказать о его двухвековой жизни в России, поведать о тех, кто отдавал этому жанру своё сердце.

Ученик

Родиной романса является Испания. Именно там в XIII-XIV веках в творчестве странствующих поэтов-певцов утвердился новый песенный жанр, соединивший в себе приёмы речитатива, напевного, мелодического начала и мимического танца. Песни певцов-трубадуров исполнялись на родном языке. Отсюда и пошло название “романсы”, что определяло не только особый жанр стихотворного текста, но и характерный тип мелодии в сопровождении музыкального инструмента.

В XVIII веке жанр русского романса определился и в русском музыкальном искусстве, став одним из выдающихся явлений отечественной культуры.

Ранний русский романс, или российская песня, как он назывался в XVIII веке,- это лишь начальный этап славного восхождения русского романса к вершинам классических образцов.

Много было имён на пути становления русского романса: Теплов- Сумароков, Дублянский – Дмитриев, Юзеф Козловский и другие.

Учитель

Как часто в концертах, по радио, телевидению мы слышим произведения, отличающиеся редкой выразительностью, высоким поэтическим словом, яркой мелодией, слиянием поэтической идеи с идеей музыкальной. Эти произведения кратки по объёму, голос их негромок и обращён к небольшой аудитории слушателей. Это камерно- вокальные произведения-романсы.

Академик Асафьев так характеризует романс :“Романс – усложнённый вид комнатной, домашней, салонной песни, ставшей более интимной в передаче тончайших оттенков психики – личных душевных настроений, и поэтому тесно спаявшейся с лирической поэзией…главной целью композитора всегда бывает стремление выразить, с возможно большей чуткостью, замысел поэта и усилить музыкой эмоциональный тон стихов”.

Не пой, красавица при мне
Ты песен Грузии печальной.
Напоминают мне оне
Другую жизнь и берег дальний.

Романс “ Не пой , красавица, при мне”- ярчайший образец вокальной лирики. С каким совершенством композитор Рахманинов выразил в музыке существо поэтических образов Пушкина, усилил эмоциональное и психологическое воздействие стихов.

Ученица

Романс – авторское произведение. Как правило, в романсе объединяются образы поэтического произведения, принадлежащего одному автору, и музыкального, созданного другим автором.

Например. Романсы М.И. Глинки на стихи А.С.Пушкина, романсы Г.В.Свиридова на стихи М.Ю.Лермонтова и др.

Первая консерватория открылась в Петербурге в 1862 г. Возникновение песни романса часто происходило в литературно-музыкальных салонах, кружках. В первой половине XIX века в Петербурге большой известностью пользовался салон генерал-майора Алексея Николаевича Титова(1769-1827). Его племянник Николай Сергеевич, Офицер Семёновского полка, одарённый создатель романсов. Большой известностью пользовался его романс “Талисман”, написанный на стихи Пушкина:

Там, где море вечно плещет
На пустынные скалы,
Где луна теплее блещет
В сладкий час вечерней мглы,
Где, в гаремах наслаждаясь,
Дни проводит мусульман,
Там волшебница, ласкаясь,
Подарила талисман…

Напевная мелодия романса насыщена вокальными украшениями. Пушкинские стихи о старинном перстне ( подобный перстень был подарен поэту в Одессе в 1827 году Е.К.Воронцовой) по – разному толкует слово “талисман”, которым завершается каждая строфа. Этот повтор воспринимается как заклинание, что и в музыке подчёркивается интонацией сопровождения.создавая родственное сюжету настроение. Оно как бы “окутывает” мелодию голоса. Этот приём особенно ярко прослеживается в романсе “Зимний вечер” Михаила Лукьяновича Яковлева на слова Пушкина.

Звучит грамзапись романса

Ученица

19 октября 1811 года в Царском Селе под Петербургом открылось новое учебное заведение для дворянских детей – Царскосельский лицей. В числе воспитанников был А.С.Пушкин. В лицее пробудился его поэтический дар. Он познал радость творчества:

О! Дельвиг! Счастливы поэты!
Мой друг и я певец! И мой смиренный путь
В цветах украсила богиня песнопенья.
И мне в младую грудь
Влияли пламень вдохновенья…

Среди лицейских стихов Пушкина были произведения, определившие новаторское значение его поэзии”. Всё акустичекое богатство – писал о стихе Пушкина В.Г.Белинский,- вся сила русского языка явилась в нём в удивительной полноте: он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен, как удар меча в руках богатыря”.

С поэзией Пушкина во многом связаны успехи камерно-вокальной музыки. Уже первые опубликованные ( первым напечатанным в журнале “Вестник Европы” в 1814 году считается стихотворение “К другу стихотворцу”) лирические стихи поэта становились песнями и романсами.

Известные лицейские стихи “Роза”, “Певец”, “Желанье” и другие также стали популярными романсами.

Ученик

В 1821 году в журнале “Сын Отечества” была напечатана баллада Пушкина “Чёрная шаль”. Значившаяся в подзаголовке как “Молдавская песня”. Жанр баллады был тогда новым в литературе.

Свою “Молдавскую песню” Пушкин писал, находясь в Кишинёве, куду был направлен в ссылку за вольнолюбивые стихи и едкие эпиграммы. Покорённый народным молдавским творчеством, песнями. Танцами, поэт бывает в цыганских таборах. Слушает легенды, сказания. В этой насыщенной впечатлениями и экзотикой жизни рождается замысел его поэмы “Цыганы” и романтическая баллада “Чёрная шаль”, которая приобрела широкую известность в музыкальном воплощении композитора Алексея Николаевича Верстовского (1799-1862).

Чтение баллады “Чёрная шаль” ( под звуки романса)

Наверное, все почувствовали, как от задумчивых, печальных, даже горестных интонаций начала баллады музыка увлечённо ведёт нас за поэтическим текстом, усиливая его драматическое воздействие. Мы слышим таинственный речитатив в сцене сообщения о коварстве гречанки. Видим сцену расправы. Баллада исполнялась как театрализованное произведение в декорациях и костюмах. Первым исполнителем “Чёрной шали” был любимец публики Пётр Александрович Булахов, отец будущего композитора популярных романсов и песен - Петра Петровича Булахова.

Ученик

Михаил Иванович Глинка Романс “Я помню чудное мгновенье”. Первоначально музыка романса была написана на стихи друга Глинки . поэта Римского- Корсака, который начинался словами:

Везде ты со мною
Сопутницей моей прелестной…

В 1819 году Пушкин познакомился с Анной Петровной Керн, а в 1825 году. Вновь встретил её в соседнем Тригорском, когда был сослан в Михайловское. Молодая, 25-летняя женщина, умная, обаятельная, очаровала поэта. Пушкин посвятил ей стихотворение “Я помню чудное мгновенье”.

Почти через 15 лет Глинка в музыке выразил чувства, некогда владевшие поэтом. В вокальной лирике Глинки важное место занимают романсы на слова Пушкина. Среди них “Я помню чудное мгновенье” - жемчужина русской вокальной лирики, в которой воедино слились гении поэта и композитора. Трёхчастная форма романса соответствует содержанию стихотворения, в котором отражены три важных момента душевной жизни героя: первая встреча, горечь разлуки с любимой и радость вновь наступившего свидания. Мелодия романса впечатляет своей плавностью и нежной грацией.

Исполнение романса “Я помню чудное мгновенье”

Ученик

В том же 1840 году Глинкой был написан ещё один романс на слова Пушкин - “Признание” . Романс воспринимается как признание в лёгкой платонической влюблённости, не имеющей ничего общего с бурными страстями, обретениями и потерями.

Глинка, конечно же, не мог не знать, кому посвятил Пушкин свои стихи и безупречно передал в своей музыке их смысл и настроение (стихотворение обращено к Александре Ивановне Осиповой).

Чтение стихотворения “Признание” в сопровождении гитары.

Ученик

Ближайший преемник Глинки – Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869). В 1836 году появляется лучший романс на стихи Пушкина “Я вас любил”.

Исполнение романса “Я вас любил”

Ученик

Прошло более 2 веков с того дня, когда русские читатели увидели на книжных прилавках новый, в шершавых корках, украшенных виньетками, сборник “Между делом безделья” (разные песни с приложением на три голоса). С тех самых пор и повелась на Руси традиция петь романсы. Как ни трудна была судьба романса, он, словно маленький звонкий родничок, белел и сверкал, чтобы напоить жаждущих.

К пушкинским стихотворениям обращалось не одно поколение композиторов, включая и наших современников. Пушкиниана в русском музыкальном искусстве – наиболее яркая, художественно богатая страница.

Заключительное слово учителя

Конечно, сегодня названы не все имена, связанные с историей русского романса. Но мы приоткрыли ещё одну, малоизвестную страницу биографии А.С.Пушкина. Всю полноту напевности русской речи запечатлел Пушкин в своё музыкальном стихе и в своей поэтической прозе. Он возвысил своё творчество до могучего звучания симфонии, которая прославила наше Отечество и навсегда осталась музыкальным памятником великому поэту.

Литература.

1. Овчинников М.А. “Творцы русского романса” – М.:Музыка,1992.

2. СмирноваЭ. “Русская музыкальная литература” - М.: Музыка, 2001.

3. Соболева Галина “Русский романс” - М.: АОЗТ РИФМЭ, 1995.