Цель урока: формирование представления учащихся о кислотах.
Задачи урока
1. Образовательная: изучить состав, строение, классификацию и свойства кислот.
2. Развивающие (формирование и развитие образовательных компетенций):
а) учебно-познавательных: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умения ставить познавательную задачу (целеполагание), умения добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;
б) коммуникативных: навыков работы в группе, взаимодействия с другими людьми, умения ответить на поставленный вопрос;
в) информационных: проводить знаковое моделирование, выделять существенные признаки химических реакций, извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять и представлять результаты своей работы.
3. Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к знаниям.
4. Здоровьесберегающие: закрепить навыки безопасного обращения с реактивами и кислотами, с которыми часто имеют дело в повседневной жизни.
Планируемые результаты обучения
В результате изучения данного материала учащиеся должны:
Знать:
а) определение понятия - кислоты;
б) классификацию кислот;
в) свойства кислот.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
а) составлять уравнения реакций, подтверждающих свойства кислот;
б) распознавать кислоты при помощи индикаторов;
в) определять валентность кислотного остатка;
г) пользоваться ПСХЭ Д.И. Менделеева;
д) соблюдать ТБ при обращении с кислотами в повседневной жизни
Оборудование и реактивы:
НС1, H2SO4 метилоранж, лакмус, фенолфталеин. Кислоты: уксусная, лимонная; кефир; фрукты; аскорбиновая кислота.
Ход урока
I. Мотивация
Дорогие ребята, здравствуйте! Вы любите фрукты?
- А какой вкус у фруктов?
- Чем объясняется кислый вкус фруктов и других продуктов?
Овощи и фрукты содержат органические кислоты: лимонную, яблочную, щавелевую, аскорбиновую и др. Они играют определённую роль в пищеварении, а, следовательно, в нашей жизни. Мы же сегодня поговорим о неорганических кислотах, которые очень важны для человека, так как он использует их в своей практической деятельности, несмотря на то, что с большинством кислот надо обращаться крайне осторожно.
При производстве некоторых продуктов и материалов используются кислоты: это красители, лаки, эмали, пластмассы, волокна, резина, лекарственные вещества, маргарин, ароматические вещества, пищевые добавки, средства косметики, парфюмерии и многое другое.
Мы же поговорим о кислотах в узком аспекте и тема нашего урока: "Кислоты".
II. Целеполагание
Определим цель и задачи урока.
Цель урока: формирование представления о кислотах, ведь они так важны для человека. Сформулировать задачи урока, я надеюсь, поможете мне вы, используя лист учёта знаний по теме (Приложение 1). Прошу Вас выделить в каждом разделе пункты, которые, на ваш взгляд, соответствуют теме нашего урока.
Нам предстоит большая и серьезная работа. Этапами сегодняшнего урока являются:
1. Целеполагание.
2. Состав кислот.
3. Классификация кислот.
4. Физические свойства.
Итак, первый этап пройден.
- Понятны ли вам тема, цель и задачи урока?
Тогда переходим к выяснению состава и классификации кислот.
III. Изучение нового материала
1. Состав кислот. Кроме соляной и серной кислот существует еще большое количество различных кислот. Они могут быть жидкими и твердыми. Работаем с таблицей (Приложение 2)
2. Демонстрация различных кислот (на столе учителя)
Перед нами ряды формул или названий кислот, ответьте на вопрос.
- Что общего в составе кислот?
НСl, H2SO4
Кислота (схема на доске)
HNO3, H3PO4
- Дать определение кислоты?
- Как узнать валентность кислотного остатка?
3. Классификация кислот (схема на доске). По составу кислоты делят на кислородсодержащие и бескислородные, а по числу содержащихся в них атомов водорода, спосабных замещаться на металл, - на одноосновные, двухосновные и трехосновные. Учащиеся работают с таблицей.
КИСЛОТЫ |
|
Бескислородные | Кислородсодержащие |
HCI, НВr, HI (одноосновные) | НМО3 (одноосновные) |
H2S (двухосновные) | H2SO4 (двухосновные) |
Н3РO4 (трехосновные) |
4. Путешествие по стране "Кислот". Каждая группа подготовила сообщение о кислотах. Затем вам будут предложены задания и от того на сколько внимательно вы будете слушать выступления зависит ваш успех. Итак, в путь!
I остановка "Информационная".
Многие кислоты имеют образные, старинные названия. В образных и древних названиях есть своя прелесть. Они составляют большое лексическое достояние. Во времена Перта I и позднее азотную кислоту называли "крепкой водкой". Серная кислота из - за маслянистого вида называется "купоросное масло". Это название осталось еще со времен алхимиков, когда серную кислоту получали из железного купороса. Этим способом кислоту получали до середины 18 века. В начале 19 века уксусная кислота, получаемая путем перегонки древесины, называлась древесной кислотой. "Ледяная кислота" - это почти 100% уксусная кислота, кристаллы которой напоминает лед.
С кислотами человек сталкивается ежедневно. Дождевая вода лишь на первый взгляд кажется чистой, без примесей. На самом деле в ней растворено немало веществ. Например, за счет растворения углекислого газа (СО2) она является: слабой угольной кислотой (Н2СО3). Раствор угольной кислоты находится в бутылке с лимонадом, шампанским и другими газированными напитками. Пузырьки в них не что иное как СО2.
Впрочем, после летней грозы в дождевой воде оказывается еще и азотная кислота (НNО3). Получается она при растворении в воде оксидов азота, образующихся во время вспышки молний. Ежегодно с дождями на Землю выпадает около 100 млн т НNО3 (для сравнения: заводы США выпускают 7-8 млн т /год).
В последние десятилетия в дождевой воде стали обнаруживаться заметные количества серной (H2SО4) и сернистой (Н2SО3) кислот. Они образуются из оксидов серы, выделяющихся при извержении вулканов и сжигании топлива (особенно нефти и каменного угля).
Общее в составе и строении кислот обуславливают и общие свойства. Это предстоит выяснить на следующей остановке.
II остановка "Дегустационная".
Почему кислоты имеют такое название? (Пробуем аскорбиновую кислоту). Но не все кислоты можно пробовать, и ни один грамотный человек не подумает это сделать, так как это может быть опасно для жизни.
В основном кислоты кислые на вкус, но салициловая - сладкая, никотиновая - горькая.
III остановка Красный свет предупреждает о том, что следующая остановка "ПТБ".
Расскажу вам о Юстусе Либихе, знаменитом учёном-химике XIX века. "Вот как описывает Карл Фогт - химик, работавший вместе с Либихом один случай. Входит Либих, у него в руках склянка с притёртой пробкой. "Ну-ка, обнажите руку", - говорит он Фогту и влажной пробкой прикасается к руке. "Не правда, ли жжёт? - невозмутимо спрашивает Либих. - Я только что добыл безводную муравьиную кислоту". Как вы думаете, правильно ли обращался Либих с кислотами? Конечно, неправильно; после этой пробы у Фогта долго болела рука, и остался белый шрам на руке.
- А вы знаете, каковы правила растворения серной кислоты в воде и как обращаться с кислотами в лаборатории? (Ученики проговаривают правила обращения с кислотами.)
Немало кислот содержится в нашей пище и лекарствах. Фрукты, овощи, молочные продукты, соусы, приправы ежедневно поставляют нам целый "букет" кислот: яблочную, масляную, щавелевую, лимонную, миндальную, молочную, винную, кофейную, уксусную, аскорбиновую, и др. Даже синильная кислота, которая считается сильнейшим ядом, знакома каждому, кто разбивал косточки слив, вишен или миндаля и лакомился их ядрышками. Нитрил миндальной кислоты, содержащийся в ядрышках, взаимодействует со слюной при длительном жевании и образует синильную кислоту. Количество ее мизерно, но ощутить вкус и запах (запах горького миндаля) можно. Так что ядрышками не следует увлекаться, особенно если они взяты из недозрелых плодов или прошлогодних компотов.
При приготовлении пищи мы используем уксусную и лимонную кислоты. Наибольшую опасность при хранении представляет уксус, и особенно уксусная эссенция. Неосторожный прием уксусной эссенции вызывает отравление организма, тяжелые ожоги пищевода и слизистых оболочек желудка. Первая помощь состоит в том, чтобы скорее нейтрализовать кислоту, давая выпить пострадавшему несколько стаканов молока или 4-6 белков, смешанных с водой. Необходимо так же знать, что концентрированная уксусная кислота (30%) вызывает ожоги на коже.
Лимонная кислота - бесцветные или слабо желтые кристаллы, получаемые из растительного сырья (лимона), используется в кулинарии как заменитель уксуса, в быту - при выведении пятен. Особых предосторожностей в хранении не требует.
Химические ожоги в быту вызывают аккумуляторная серная кислота и соляная кислота, используемая при паянии и входящая в состав жидкости для мытья ванн. Обе кислоты вызывают ожоги кожи и верхних дыхательных путей. Первая помощи при попадании кислот на кожу - смывание большим количеством воды и последующая обработка 5% раствором питьевой соды. При случайном приеме кислоты внутрь надо выпить 2-3 стакана воды или молока и срочно обратиться за медицинской помощью.
IV остановка "Биологическая".
Но не только дома мы сталкиваемся с кислотами. Если летом в лесу присесть вблизи муравейника, то надолго запомнятся укусы его обитателей. Муравей не просто кусает, он впрыскивает в ранку яд, содержащий изрядное количество муравьиной кислоты. Ядовитая железа, например, рыжего муравья содержит до 70% этой кислоты. Из-за муравьиной кислоты происходит жжение кожи от крапивы, некоторые гусениц. Тропический паук педипальпида, спасаясь от своих врагов, стреляет в них струйкой жидкости, состоящей на 84% из уксусной кислоты. Некоторые жуки для самообороны выстреливают парами серной кислоты.
Ботаникам известно более 800 видов растений, вырабатывающих синильную кислоту и использующих ее как оружие в межвидовой борьбе.
Очень важна и разнообразна роль кислот в человеческом организме. Аскорбиновая, фолиевая и другие кислоты являются витаминами. Фосфорная кислота в виде своих кальциевых, магниевых солей - основной конструкционный материал костей, зубов, ногтей. Аминокислоты, соединяясь друг с другом в самых причудливых сочетаниях, образуют великое множество белков. А из них, в свою очередь, строятся почти все ткани нашего организма. В продуктах обмена у человека обнаруживаются молочная, лимонная, яблочная, янтарная, уксусная и многие другие кислоты.
В желудке содержится соляная кислота, которая активирует фермент, разлагающий чужие белки, попавшие с пищей, на составные части. Из этих частей наши клетки потом конструируют свои белки, нужные именно нашему организму.
Соляная кислота оказывает сильное бактерицидное действие: большинство бактерий, попавших в желудок с пищей, погибают под действием соляной кислоты.
Если воспалительные процессы в желудке больного человек текут на фоне повышенной кислотности, раковых поражений, как правило, не бывает. Как видим, состояние нашего здоров: в значительной .степени связано с деятельностью кислот в организме.
V остановка "Индикаторная". Постепенно химики научились распознавать кислоты. Однажды английский химик Р. Бойль, изучая свойства соляной кислоты, закупленной в Германии у И. Глаубера, случайно пролил ее. Кислота попала на сине-фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко-красными. Это явление удивило Р. Бойля, и он тут же провел серию опытов с разными кислотами и цветкам разных растений. Оказалось, что и васильки, и розы, и цветки некоторых других растений изменяли свою окраску при действии кислот. После некоторых раздумий такие вещества Р. Бойль назвал индикаторами, что в переводе с латинского означало "указатели". Эти вещества затем стали использовать многие химики в опытах для распознавания кислот.
Наша группа получила индикаторы из сока растений и ягод и исследовала их действием кислот. Каковы же результаты? (выступление учащихся)
Распознаем кислоты с помощью индикаторов.
Опыт: на столе пробирки с растворами кислот, прильем поочередно индикаторы и следим за изменением цвета растворов.
+ лакмус - красный
+ метиоранж -розовый
+ фенолфталеин - цвет не меняется
Вывод: лакмус и метилоранж можно использовать для определения кислоты.
IV Закрепление (по схеме).
V Работа в группах (Приложение 3).
VI Индивидуальная работа (Приложение 4).
VII. Подведение итогов урока.
Подведём итог урока.
- Как вы считаете, достигли ли мы поставленной цели? В листках учёта заполните графу "самооценка".
Рефлексия.
Закройте на минуту глаза, расслабьтесь, сядьте поудобнее и обдумайте то, что вы делали на уроке. А теперь выполните тест. Листочки не подписывайте. Если согласны с утверждением, то ставьте около него "+":
Я узнал (а) много нового.
Мне это пригодится в жизни.
На уроке было над, чем подумать.
На уроке я поработал (а) добросовестно.
Мне было интересно.
Поднимите руки те, кто поставил 5 "+", 4 "+", 3 "+"
Благодарю вас за работу на уроке.