Цели и задачи урока:
Оборудование: учебник русского языка, тетрадь, карточки с заданиями, тесты, слайды к уроку.
План проведения урока
I. Организационный момент. Слайд 1. Презентация
У.
С добрым утром!
Начат день!
Первым делом гоним лень!
На уроке не зевать,
А работать и писать!
У. Прежде чем начать урок русского языка давайте вспомним четыре золотых правила грамматики:
Писать красиво, чисто, аккуратно, правильно!
II. Чистописание.
У. Ребята, а теперь проведем “Минутку чистописания”, вспомним написание заглавной и строчной буквы С, с. Слайд 2.
III.Словарная работа.
У. Сегодня мы на уроке познакомимся с новым словарным словом, а каким вы отгадаете сами:
Гладишь – ласкается.
Дразнишь – кусается,
На цепи сидит,
Дом сторожит. Кто это?
Д. Собака. Слайд 3.
У. Правильно. Собака – домашнее животное, родственник волка. Слово собака заимствовано в древности из иранских языков.
Напишите это слово три раза, проговаривая его по слогам, выделите орфограмму, поставьте знак ударения и разделите на слоги.
2. Придумайте предложение с этим словом:
Собака – друг человека.
3. Спишите и объясните пословицу:
По хозяину и собаке честь.
IV. Изучение темы урока.
У. Кто любит разговаривать?
Д. Мы любим разговаривать!
У. Тот должен выговаривать…
Д. Мы будем выговаривать!
У. Все правильно и внятно!
Д. Все правильно и внятно!
У. Чтоб было всем понятно?
Д. Чтоб было всем понятно!
1. Актуализация знаний.
У. Все, что я вам сообщала, - это речь. Вы отвечали на вопросы – это тоже речь.
Постройте логическую цепочку в виде “осеннего букета”. Слайд 4-5
Речь, предложение, слово, слоги, звуки, буквы.
У. Из чего состоит наша речь?
Д. Наша речь состоит из предложений.
У. Сегодняшняя тема нашего урока – обобщение знаний о предложении.
У. Что называется предложением?
Д. Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу. Предложение о ком-либо или о чем-либо сообщает или содержит вопрос, просьбу, побуждает к действию.
2. Работа над определением предложений.
У. Прочитай записанные ряды слов, и выпишите только предложения.
Слайд 6.
Наша с тобой малая родина – Кубань.
А над Кубанью тополя.
Город Краснодар – столица Кубани, краевой центр.
Императрица Екатерина Вторая даровала …….
У. Какие предложения вы выписали?
Д. 1 и 3.
У. А 2 и 4 ? Почему их нельзя назвать предложениями?
Д. Потому что слова между собой не связаны и они не выражают законченную мысль.
У. Верно, ребята, а теперь ваша задача - творчески отнестись к этому заданию и исправьте все ошибки.
Ребята предлагают свои варианты, анализируется каждый ответ.
3. Определение границ предложений. (Упражнение № 334)
У. Определите, сколько предложений в тексте. Спишите, правильно обозначая начало и конец предложений. Дайте название тексту.
Слайд 7.
Ребята работают в школьном саду девочки сажают вишни мальчики чистят садовые дорожки.
У. Сколько предложений у вас получилось?
Д. 3 предложения.
У. Давайте проверим. Слайд 8.
Ребята работают в школьном саду. Девочки сажают вишни. Мальчики чистят садовые дорожки.
У. Какое название вы дали тексту?
Д. Школьный сад.
У. Молодцы!
4. Игра “ Составь поезд” . Слайд 9.
У. А теперь, ребята, давайте поиграем в игру ” Составь поезд”.
Расставьте вагоны по порядку, чтобы получился связный текст.
- Обильна и плодородна её земля.
- Кубань называют жемчужиной России.
- Вам, наследникам, приумножать богатства родного края.
- Славны ратные и трудовые подвиги кубанцев.
У. Давайте проверим, что у вас получилось. Слайд 10.
Кубань называют жемчужиной России.
Обильна и плодородна её земля.
Славны ратные и трудовые подвиги кубанцев.
Вам, наследникам, приумножать богатства родного
края.
5. Работа над пунктуацией в предложении.
У последней точки
На последней строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задаёт он всем вопросы:
Кто? Кого? Откуда? Как?
Прибежал чудак –
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
Ура! Долой! Привет! Домой! (С. Маршак)
Что вы знаете о пунктуации в предложении? Какие знаки препинания ставятся в конце предложений?
Д. Предложение пишется с большой буквы, а в конце предложений ставится точка, восклицательный и вопросительный знаки.
У. Когда ставится точка, восклицательный и вопросительный знаки?
Д.Если в предложении о чём-либо сообщается, то в конце предложения ставится точка. Если предложение произносится с сильным чувством, то в конце предложения ставится восклицательный знак. Если в предложении содержится вопрос, то ставится вопросительный знак.
У. Произнесите предложение “ Прозвенел звонок.” с разной интонацией. (. ! ?) Слайд 11.
6. Комментированное письмо. Слайд 12.
У. Прочитайте предложения, поставьте в конце предложений нужный знак препинания. (. ! ?)
Что ты, ёж, такой колючий
Это я на всякий случай
Знаешь, кто мои соседи
Лисы, волки да медведи
У. Прочитайте только вопросительные предложения и запишите их в тетрадь.
Д. Что ты, ёж, такой колючий?
Знаешь, кто мои соседи?
(Взаимопроверка, учащиеся меняются тетрадями и проводят проверку)
Физкультминутка. Слайд 13.
Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать,
Руки поднимать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать.
7. Работа в группах.
У. Сейчас работа для 3 групп (по рядам). Каждой группе даётся знак препинания ( точка, восклицательный, вопросительный знаки).
Составьте предложения на тему ” Осень”.
V. Систематизация знаний о предложении.
1. Самостоятельная работа.
У. На доске записано предложение. Слайд 14.
В воздухе кружатся осенние листочки.
Задание: сократите предложение до трёх слов.
Д. Кружатся осенние листочки.
У. Сократите предложение до двух слов.
Д. Кружатся листочки.
У. Найдите в этом предложении подлежащие и сказуемое.
У. Что такое подлежащее? На какой вопрос отвечает?
Д. Главный член предложения, который обозначает, о ком или о чем говорится в предложении, называется подлежащим. Подлежащее отвечает на вопрос кто? или что?
У. Что такое сказуемое? На какой вопрос отвечает?
Д. Главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем, называется сказуемым. Сказуемое отвечает на вопросы: что делает? Что делают? Что делал? Что делали? Что сделает? Что сделают?
У. Какое это предложение распространенное или нераспространенное?
Д. Нераспространенное.
У. Приведите примеры распространенных и нераспространенных предложений.
У. Замечательно.
2.Творческая работа. Наблюдение над связью слов в предложении.
У. Из слов составьте предложение и выпишите главные члены предложения. Слайд 15.
В, этом, году, Кубани, на, морозы, стояли, лютые.
Морозы стояли.
Д. В этом году на Кубани стояли лютые морозы. Слайд 16.
3. Тест на тему “ Предложение”. (Подготовка к ЕГЭ) Слайд 17.
1. Первое слово в предложении пишется:
а) с маленькой буквы; б) с большой буквы;
2. Предложение состоит из:
а) букв; б) звуков; в) слогов; г) слов;
3. Какой знак нужно поставить в конце предложения, если в нём спокойно сообщается о чём-либо?
а) вопросительный знак; б) точка; в) восклицательный знак;
4. Какой знак нужно поставить в конце предложения, если оно произносится с сильным чувством?
а) вопросительный знак; б) точка; в) восклицательный знак;
5. Какой знак нужно поставить в конце предложения, если в нем содержится вопрос?
а) вопросительный знак; б) точка; в) восклицательный знак;
6. Подлежащее и сказуемое – это:
а) главные члены предложения; б) второстепенные члены предложения
Ответы записываются индивидуально каждым учеником:
№ 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 | № 6 |
Проверка производится на компьютере.
VI. Итог урока. Слайд 18.
- Понравился ли вам урок?
- Что на уроке для вас было самым интересным?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что не понравилось вам на уроке?
- Какие трудности возникли у вас в ходе урока?
VII. Домашнее задание. Слайд 19.
Составить 5 предложений тему “Природа Кубани”с различными знаками препинания.
Спасибо вам всем за работу. Мне с вами было интересно!