Взаимодействие семьи и учителя начальных классов в воспитательном процессе

Разделы: Начальная школа, Работа с родителями


В настоящее время проблема психофизического благополучия детей в условиях семьи и школьного учреждения приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.

В трудах Л.И. Бахкович, В.И. Новиковой, А.А. Люблинской, И.Ф. Свадковского, В.П. Сазонова, А.И. Засимовского, Б.Т. Лихачева и др. исследуется педагогический аспект совершенствования духовно-нравственной воспитанности детей разного возраста. Анализ научной литературы свидетельствует об интересе современных ученых к исследованию различных аспектов формирования высоконравственной личности ребенка в семье и начальной школе.

Научно - методические основы для эффективного решения проблемы воспитания как личностно значимого качества заложены в трудах ученых древности и современных ученых (Аристотеля и Платона, Я.А. Каменского, Ш.А. Амонашвили и В.А. Караковского, и многих других). Проблема взаимодействия школы и семьи всегда содержала много сложных аспектов.

Среди основных трудностей на первом месте стоит самоустранение семьи от воспитания детей. На сегодняшний день не все семьи готовы взять на себя всю нагрузку по воспитанию детей школьного возраста. Родителям всё труднее справляться с воспитанием детей, и они всё больше надеются на воспитательную роль школы. А ведь важно, чтобы учитель и родители рассматривали друг друга как партнёры в воспитании ребёнка, а это означает взаимное уважение, равенство сторон, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества.

Основа моей воспитательной работы – взаимодействие, сотрудничество учителя, родителей и детей. Именно в начальной школе важен контакт учителя и родителей. На своих родительских собраниях я использую самые разные формы работы. Это - обмен мнениями, торжественные собрания, устный журнал, семинар-практикум, лекция, собрание - праздник, беседы, час сердечного общения.

Очень нравится работа по проведению семейных праздников. Когда в школу идут все - и старшие, и младшие, идут не как зрители, а как участники. Родители готовят сценки, разучивают песни, готовят сюрпризы для детей и друг друга. Наши праздники включают в себя викторины, загадки, конкурсы, танцы, подарки, чаепитие.

Праздники и подготовка к ним дают много возможностей для общения детей и родителей. В это время выявляются способности детей, их привязанности. Считаю, что такая продуманная работа с родителями даёт хорошие результаты.

Например, вот такое мероприятие проводилось мною совместно с родителями.

ПРАЗДНИЧНЫЙ УТРЕННИК, ПОСВЯЩЕННЫЙ 8 МАРТА

Класс празднично убран.

На доске стихи:

Спасибо, родные женщины, Вам
И Вашим умелым и нежным рукам,
Они золотые, как солнце, всегда.
Нам маминых рук не забыть никогда!
Пусть мамины славятся всюду дела!
Милым женщинам честь и хвала!

Под музыку входят ребята и становятся перед доской. Двое ребят говорят по очереди:

Дорогие мамы,
Милые, для Вас
Концерт весенний, радостный
Устроим мы сейчас.

Дальше начинается приветствие.

1. В марте с первого числа
Начинается весна.
Мамин день — Восьмое марта
Отмечает вся страна.

2. Мамы всех народов мира
Мира прочного хотят.
Мамы всех народов мира
От войны детей хранят!

3. Вот какие наши мамы!
Мы всегда гордимся Вами,
Умными, спокойными,
Будем вас достойны мы!

4. И хотя стоят морозы,
И сугробы под окном,
Но пушистые мимозы
Продают уже кругом.

5. Капли солнечного света,
Брызги солнечного лета,
Мы несем сегодня в дом,
Дарим бабушке и маме!

Все хором: Поздравляем с Женским днем!

6. Разные дети живут на планете,
Но мам своих любят все дети на свете!

7. Бывает, что мы и не слушаем мам. А мамы нас учат хорошим делам!

8. А мамы нас учат, как добрыми быть,
Как Родину нашу беречь и любить!

9. Мамы все могут, мамы помогут,
Мамы умеют все понимать!

Все хором: Раз у них праздник — то и у нас праздник, будем же мы наших мам поздравлять! Дети исполняют песню “Солнечная капель” (музыка С. Соснина, слова И. Вахрушевой).

После пения все учащиеся садятся на свои места, а к доске выходят три мальчика и читают стихотворение Э. Успенского “Если был бы я девчонкой”.

Если был бы я девчонкой,
Я бы время не терял:
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал.
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмел.
Перемыл бы чашки, ложки,
Сам начистил бы картошки.
Все свои игрушки сам
Я б расставил по местам.
Отчего я не девчонка?
Я бы маме так помог!
Мама сразу бы сказала:
“Молодчина ты, сынок!”

Эти же учащиеся:

Дорогие наши мамы,
Мы и сами признаем,
Что, конечно, не всегда мы
Хорошо себя ведем.
Мы Вас часто огорчаем,
Что порой не замечаем.
Мы вас очень, очень любим!
Будем добрыми расти,
И всегда стараться будем

Хорошо себя вести!

К доске выходят следующие мальчик, девочка и читают стихотворение Е. Григорьевой “Бабушка”:

У мамы — работа,
У папы — работа.
У них для меня
Остается суббота.
А бабушка дома всегда.
Она не ругает меня никогда!
Усадит, накормит:
- Да ты не спеши.

Ну, что там стряслось у тебя, расскажи?
Я говорю, а бабушка не перебивает,
По крупинкам гречку
Сидит перебирает...
Нам хорошо вот так, вдвоем.
Без бабушки какой же дом?

Дети дарят своим мамам и бабушкам праздничные поздравления, сделанные своими руками.

Далее выходят мамы и читают поздравление учительнице:

Может, просто стало нам привычно,
Но не видеть этого нельзя:
У Ирины Григорьевны обычно
Вечером усталые глаза
Мы-то знаем, что это такое –
Детворы неугомонный рой,
Тут с одним-то не найдешь покоя,
А не то, что с эдакой семьёй.
Тот смешлив, а этот смотрит косо,
Там драчун уж затевает бой.
А вопросы – тысяча вопросов,
И ответа требует любой.
Сколько нужно ласки и заботы,
Всем помочь и каждого понять.
Благодарна и трудна работа
Научить читать, писать, считать!
Не тревожно на работе маме,
Веселы ребячьи голоса.
Ведь всегда следят за малышами
Добрые усталые глаза.
Благодарны Вам, конечно, все мы!
Трудно даже слово подобрать.
И сегодня, в день 8 Марта,
Хочется СПАСИБО Вам сказать!
Разрешите в этот день весенний
С Женским праздником поздравить Вас!

Родители и дети дарят учителю цветы, свои поделки, сделанные дома.

Учитель благодарит всех присутствующих и предлагает всем мамам принять участие в конкурсе “А ну-ка, мамы”. Жюри — папы-родители. Мамы делятся на две команды.

Ведущая – учитель: итак, наш первый конкурс — конкурс песни.

Выходят по две мамы с ребятами от каждой. Исполняются песни (по выбору мам). В конце ведущая благодарит участников конкурса и предлагает ребятам, пока жюри совещается, провести игру “Чей круг скорее построится?”. Для этого приглашаются четыре мамы и ребята, которые образуют четыре круга вокруг мам. Сначала дети просто идут под музыку по кругу. На вторую часть мелодии дети в такт хлопают в ладоши. На третью часть — танцуют и расходятся по классу. Суть игры в том, что, как только заканчивается музыка, ребята должны быстро встать около “своей” мамы, которые тоже могут меняться местами. По окончании игры жюри подсчитывает итоги конкурса песни.

Второй конкурс - исполнение стихов мамы с ребенком. Приглашаются по две мамы со своими ребятами от каждой команды. По окончании (пока идёт подсчет) — игра в рифмы с детьми, загадки мамам.

Ведущая: А теперь, ребята, мы поиграем в рифмы. Я буду начинать стихи, а вы их заканчивать. (Обращается по очереди к каждой команде)

Я люблю трудиться,
Не люблю лениться.
Сам умею ровно, гладко
Застелить свою... (кроватку).

Нашей маленькой Иринке
Рисовать люблю... (картинки),

Помогать я маме буду,
С ней я вымою... (посуду).

У Юры и Вовы — обновы.
Сшили мальчишкам штанишки.
А на штанишках карманы.
Кто сшил штанишки?... (мамы).

Ведущая: Ребята, скажите, хорошо ли вы помогаете своим мамам и бабушкам дома? Спросим-ка мы их сейчас. Я загадаю две загадки, а мамы и бабушки пусть ответят нам.

Встанет утром он с постели:
- Вы куда ботинки дели?
Где рубашка? Где носок?
Есть у вас такой сынок?
Сам кроватку застелил,
Пол подмел, цветы полил,
Маме стол накрыть помог.
Есть у вас такой сынок?

Ведущая предоставляет слово жюри, которое подводит итоги второго конкурса.

Третий конкурс загадок. Вызываются по две пары мам и ребят. Загадки загадываются всем участникам (и мамам, и ребятам) противоположных команд. Пока жюри совещается после конкурса, ребята, обучающиеся в музыкальной школе, демонстрируют свои умения.

Ведущая объявляет четвёртый конкурс для мам: с завязанными глазами найти своего ребенка. Дети стоят кругом, мама в центре круга. Дается музыкальный фон. Приглашаются по две мамы от каждой команды.

Пока жюри подсчитывает баллы, мальчик и девочка читают стихи.

Разноцветный подарок.

Я подарок разноцветный
Подарить решила маме.
Я старалась, рисовала
Четырьмя карандашами.
Но сначала я на красный
Слишком сильно нажимала,
А потом за красным сразу
Фиолетовый сломала.
А потом сломала синий
И оранжевый сломала...
Все равно портрет красивый,
Потому что это — мама! П. Синявский

Сюрприз.

А какой подарок маме
Мы подарим в Женский день?
Есть для этого немало
Фантастических идей.
Ведь сюрприз готовить маме -
Это очень интересно.
Мы замесим тесто в ванне
Или выстираем кресло.
Ну, а я в подарок маме
Разрисую шкаф цветами,
Хорошо б и потолок.
Жаль, я ростом невысок. П. Синявский

Жюри объявляет итоги конкурса.

Следующий конкурс - ребята читают любимые стихотворения своих мам (подготовить это задание детям помогли дома папы). По окончании конкурса всем предлагается станцевать “Танец утят”.

Жюри объявляет итоги конкурса. Все мамы получают памятные медали, изготовленные детьми (по номинациям). Все незанятые в предыдущих конкурсах мамы и ребята готовили дома печенье, кексы, пирожные. Папы накрывают всё это на стол. Пока папы накрывают на стол, ребята исполняют частушки:

1. Дорогие наши мамы,
Мы частушки вам споем.
Поздравляем с 8 Марта
И привет большой вам шлем.

2. Подгорели суп и каша,
Соль насыпана в компот,
Как пришла с работы мама,
Было много ей хлопот.

3. Вот начистить раз в году
Я решил сковороду,
А потом четыре дня
Не могли отмыть меня.

4. Рисовал картинку Вася
Он художник, спору нет,
Но зачем он нос раскрасил
В красный, желтый, синий цвет?

5. В кухне веник я нашел
И квартиру всю подмел,
Но осталось от него
Три соломинки всего.

6. Вова пол натер до блеска,
Приготовил винегрет.
Ищет мама: что же делать,
Никакой работы нет.

7. Мы частушки петь кончаем
И всегда вам обещаем:
Слушать вас всегда во всем,
Утром, вечером и днем!

Дети, начавшие утренник, объявляют:

Спасибо, что слушали Вы нас внимательно
Спасибо всем Вам за внимание,
Концерт окончен. До свидания!
И помогали нам старательно!

После утренника чаепитие.

Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления человека. Итак, можно сделать вывод: школа должна пригласить семью к взаимодействию, сотрудничеству, считаясь с её возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика.

Развитие личности ребенка напрямую связано с тем, насколько едины в сотрудничестве с ребенком семья и школа. Организатором такого взаимодействия становится учитель. Партнёрство семьи и школы должно работать в интересах ребёнка, разделяя ответственность за его образование и развитие.

В раннем школьном возрасте родители и семейная атмосфера являются наиболее важными факторами в развитии детей. Некоторым родителям могут понадобиться соответствующая подготовка и одобрение педагога в их стремлении помочь детям. В свою очередь, педагог должен сознавать, что его работа в классе не принесёт больших результатов без активного участия родителей. Важно начать эту работу именно в начальной школе.

Тщательно подготовленное, интересное, значимое общее дело может совершить переворот в сознании пап и мам, раскрыть в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливее; поднять авторитет школы. Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, доброжелательность, юмор, желание поделиться эмоциями приводит к тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах с учителем.

Развитие личности ребёнка является важнейшей задачей родителей и учителя. Младший школьный возраст – возраст интенсивного накопления нравственного опыта. Он формируется под влиянием внешних факторов и внутренних предпосылок детей. Этот период благоприятен, интенсивен для усвоения норм нравственности, так как ребенок верит в авторитет взрослого, его возможности создать добро, красоту.

Литература

  1. Быкова М. П. Воспитание человека // Начальная школа. – 1997 – № 5.
  2. Диалоги о воспитании: Книга для родителей// Под ред. В.Н. Столетова, сост. О.Г.Свердлова. – М.: Педагогика, 1985.
  3. Костин В.В. Утренник, посвященный 8 марта // Начальная школа. – 1990 – № 2.
  4. Климентовская З. В. И ростки доброты воспримут // Начальная школа. - 1996 – № 9.
  5. Иголек А.К. Нравственное воспитание учащихся // Начальная школа. - 1987 –№ 8.