На доске высвечиваются слова первого слайда презентации классного часа “НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО”, развешиваются рисунки учащихся, библиотекарь организует выставку книг. Классный час начинается с песни “Журавли”, которую дети исполняют под фонограмму.
Цели:
1. Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.
2. Формировать умения и навыки поиска нужной информации.
3. Воспитывать уважение к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла – участникам великой Победы, чувство гордости за народ-победитель.
4. Развивать творческие и организаторские способности каждого ученика.
Ход классного часа
Учитель: Всё дальше и дальше от нас годы войны. Прошло много лет с тех пор, как отгремели последние залпы. Путь к Победе был трудным и долгим. Тысяча четыреста восемнадцать дней и ночей. И каждый из них - это кровь и смерть, боль и горечь утрат, гибель сынов и дочерей нашей Родины, радость больших и малых побед.
Наше поколение родилось под мирным небом. И о войне мы знаем понаслышке: от дедушек, мам, да ещё из книг.
Чтец:
Мы не знали тех дней.
Нам об этом поведали,
Как в суровые годы самой страшной жестокой войны
Из-за парты на фронт уходили девчонки, мальчишки,
Не дождавшись своей восемнадцатой юной весны.
Мы не знали войны.
Мы увидели это с экрана:
Во весь рост над окопом поднялся безусый комбат,
На его голове кровоточила страшная рана,
Но повёл он в атаку за высотку таких же ребят.
Землю рвали снаряды, и горела она под ногами,
Раскалившийся воздух рассекал страшный дождь из свинца.
С громким криком “ура”, пролетевшим с тех пор над годами,
Шёл в атаку комбат до последней черты, до конца.
Мы не знали тех дней.
Как ликующий голос Победы,
Разлетаясь над миром, входил в каждый дом.
Мы не знали войны, -
Нам об этом поведали деды.
Мы счастливые все потому, что родились потом.
Учитель: Война. Слово короткое, но страшное. Сегодня у всех на устах военные действия в Афганистане, в Чечне. Льётся кровь мирных жителей, гибнут молодые солдаты, которые чуть-чуть старше нас.
Чтец:
Война. Текут от боли слёзы…
Как много гибнут там ребят!
Афган, Чечня и город Грозный
Могилой стали для солдат.
Растяжки, мины, пистолеты….
Земля горит, горит огнём,
Горит с заката до рассвета
Тревожной ночью, жарким днём.
Там воздух пахнет чем-то страшным,
Чего, увы, не избежать.
И молим Бога мы за наших
И всех святых, и Божью мать.
Зачем война? Чего добиться
Вы этим жаждете путём?
Вы посмотрите в эти лица
Ребят, обласканных огнём…
Да, кто-то выжил и вернулся
Домой, где ждёт больная мать.
Он жив - здоров, он улыбнулся,
Но боль из сердца не прогнать.
От света спрячешься во тьме,
От суеты - в просторном поле,
От жизни спрячешься в земле-
Нигде не спрячешься от боли!
И снова взрыв, и снова смерти-
Не сотня - тысячи смертей!
Осколки, пули, словно черти,
Крадут дыханье у людей.
И не щадят больных, здоровых,
Младых и старых - всех берут.
Не воздух там вдыхают - порох
И думают: “Сейчас убьют”….
Не за награду там воюют -
За мир, за Родину свою.
“Умрут и новые прибудут-
Закончат миссию мою”.
Очнитесь, люди, неужели
Вы так хотите убивать?
Смотреть в глаза и в это время
Курок без жалости нажать?
Чего добьётесь? Что хотите?
Богатства иль сердца разбить?
Остановитесь, прекратите!
Давайте жить, спокойно жить.
1-я ученица: Странно, служившие в Чеченской республике парни, окончившие нашу школу, приезжающие погостить к родителям в деревню, не считают, что совершили подвиг в своей жизни….
Виктор Алексеевич Деревянкин, служил старшим сержантом в пограничных войсках г. Алма-Аты. Вопрос: “Стой! Кто идёт? - на границе дело обычное. Но в мирное время остановить нарушителя порядка сможет не всякий.
Послеармейский отпуск. Родное село. Недоумение женщин и страх детишек перед неизвестно откуда взявшейся, несущейся, не разбирая дороги, автомашины. Виктор за считанные секунды остановил пьяного водителя.
А в 1995 г. Виктор Алексеевич был один из 26 человек первого сводного отряда ОМОНа и СОБРа Белгородской области, который отправился на чеченскую границу. “А кто, если не я?! Призывники, ещё не умеющие держать оружие, не научившиеся стрелять?!”
“Я до сих пор перечитываю Витины письма с фронта, - вспоминает мать Валентина Сергеевна. - Где он брал столько нежности, заботливых и любящих слов для всех, кто его ждал в те дни? А ведь рядом была кровь и смерть….”
“Тогда мы не досчитались двоих товарищей, а сколько было раненых…
... В 2001 г. 60 добровольцев побывали в Новогрозном, на радуевских рубежах. Я не мог остаться в стороне…”(Из рассказа Виктора Алексеевича.)
На мой вопрос “Что такое подвиг?” бывший пограничник ответил так:
“Мужество начинается там, где кончаются удобства. Подвиг - конечный элемент мужества, а героизм - это устойчивая форма поведения человека в опасных условиях работы, та норма , которая складывается из суммы поступков.”
И профессию себе, считает, выбрал самую обыкновенную. Сотрудник областного отряда оперативного реагирования 1-го отделения милиции г. Белгорода.
...Он любит природу, ухаживает за конём. Часами готов пропадать на огороде, на вечерней реке, где с улыбкой может показать, какая рыбина сорвалась с его крючка. Обычный парень Виктор Деревянкин. “Виктор” - значит “победитель”. Наш человек. Русский.
Учитель: Но невозможно и представить, что чувствуют и как живут со своими страшными воспоминаниями участники и очевидцы событий шестидесятипятилетней давности.
Великая Отечественная война. Ведь никто никогда не вправе забыть историю. Время не изгладит из памяти народа ту страшную войну,- самую тяжёлую и жестокую из всех войн в истории нашей страны. Пока живут среди нас ветераны войны, мы должны преклоняться перед их мужеством, героизмом, стойкостью. А их, к сожалению, становится всё меньше и меньше.
Война. Это страшное слово мгновенно облетело все крупные и малые селения, никого не обошло стороной. Не обошла стороной эта весть и село Кривые Балки. Война беспощадно вторгалась в детство, калечила юность, повергала в отчаяние стариков. Многие жители деревни участвовали в боях на фронтах Великой Отечественной войны. В живых осталось только три человека.
Чтец:
Пошёл солдат Россию защищать.
Его сражаться провожала мать.
Давно окопы заросли травой,
Но не вернулся с фронта он домой.
На месте взрывов встали города,
Идут спокойно мирные года.
Стал памятником он…. Седой гранит
И память имя светлое хранит.
2-й ученик: Родился и вырос мой прадедушка, Михаил Емельянович Филиппов, в Кривых Балках. Это был простой, жизнерадостный парень. Работал в колхозе, выполнял любую работу. В этой деревне жила простая девушка, Никулина Анна Никифоровна. Полюбили они друг друга, поженились. Надо было где-то жить. Для начала построили себе саманную хатку. И стали они жить и радоваться. Появились дети. А их у них было пятеро: Николай, Варвара, Кузьма, Анастасия, Иван. Но недолго пришлось радоваться.
Вставай, страна, огромная,
Вставай на смертный бой!
Ушёл мой прадедушка на войну. Ушёл защищать свою родину, своих детей, жену, которая осталась с маленькими детьми. Их было четверо, а пятый должен был родиться в октябре. Но так не узнал мой прадедушка, кто родился. А мой дедушка Иван никогда не видел своего отца. Прадедушка погиб в бою.
У нас дома есть фотография, она единственная, на ней мой прадедушка в военной форме. Каждый раз, когда я смотрю на фотографию, у меня сжимается в груди. Как хотелось бы мне, чтобы мой прадедушка на мгновение ожил и рассказал мне о своей жизни. Ведь я только слышал о нём от дедушки. А ему рассказывала его мама. Мой дедушка всю жизнь мечтает обнять своего отца, прижаться к груди и сказать только два слова “Здравствуй, папа!”
У дедушки осталось только фотография и извещение о том, что его отец, красноармеец Филиппов Михаил Емельянович, находясь на фронте, погиб 14 ноября 1942 года. В честь своего отца мой дедушка назвал своего сына Михаилом.
Я часто хожу в Храм Петра и Павла, чтобы поставить свечу за упокой. Пусть спит мой прадедушка спокойно, он сделал всё, чтобы на нашей земле был мир.
Пусть мой прадедушка провоевал немного и не имеет наград, но он делал всё, что мог, для защиты своей Родины и отдал ради неё самое ценное, что у него было, - свою жизнь.
Чтец:
Застыли на курганах обелиски,
Застыли, охраняя тишину.
Они нам не заменят близких,
Отдавших жизнь в прошедшую войну.
Кладём цветы, но плачем не навзрыд
Никто из павших не забыт.”
3-й ученик: Родился Владимир Иванович Галуцких 25 марта 1925 году в селе Кривые Балки. Он мечтал стать учителем. Учить самых маленьких добру, справедливости. Мечта сбылась, Владимир Иванович поступил в Курское педагогическое училище. Но началась Великая Отечественная война. Он, как и многие другие, рвался на фронт, но в военкомате слышал, что молод ещё. В армию Галуцких был призван после освобождения территории Прохоровского района от захватчиков. Своё боевое крещение молодой солдат получил под городом Черкассы. Велики были потери в тот день, погиб командир, из всего взвода уцелели только четверо, среди них - и Владимир Иванович.
Скромный трудолюбивый учитель сколько раз рисковал собственной жизнью, чтобы подвинуть это страшное чудовище – войну к гибельному для него 1945 году, но вспоминать не любит о своих фронтовых заслугах, считает их обычным, до конца выполненным воинским долгом.
Встретил День Победы в Германии. Был награждён орденом Отечественной войны, медалями “За боевые заслуги”, “За взятие Берлина”, “За Победу над Германией”. В 1950 году вернулся Владимир Иванович в своё родное село и занялся своим любимым делом. Воспитывал у детей любовь к родной стране, к своим товарищам. Годы идут. Ученики Владимира Ивановича уходят, на смену приходят другие дети. Но каждый раз, возвращаясь в родное село, заходят в школу к своему любимому учителю, чтобы низко поклониться и поблагодарить его за те минуты, часы, которые были уделены им.
Чтец:
Поседели виски ветеранов,
Будто снегом покрылись они.
Не спешите нас списывать. Рано.
Мы в строю. Мы – солдаты войны.
Где-то там, за невидимой далью,
Наша юность осталась в бою.
Там - Победа. Там - радость с печалью,
Жизни павших за землю свою.
Вот и нынче, как в грозные годы,
Не приемля домашний уют.
Ветеранские взводы и роты
С молодёжью в походы идут.
И горят ордены и медали,
Освещая победный свой путь.
Много трудных дорог прошагали,
Чтоб на мирную землю взглянуть.
Ветераны гордятся судьбою.
Только так можно жить и любить.
Опалённую юность войною
Не забыть! Не забыть! Не забыть!
В.И.Александров
4-й ученик: Степан Давыдович Орехов родился 25 октября 1927 году в селе Кривые Балки. Рос, как все деревенские ребята, - цепким до работы, верным на слово, добрым ко всему живому. Он мечтал работать на родном поле, растить и убирать хлеб, встречать рассветы на борозде, а закаты - на косовице.
Но все планы перечеркнула война. И довелось ему, почти юноше, встать на защиту этого родного поля. Воевал на первом Дальневосточном фронте. Во время войны пришлось побывать в Китае-Манчжурии, городах Мулин, Муцацзян. День Победы встретил 3 октября 1945 года в городе Муцацзян.
Вернулся домой солдат и начал трудиться механизатором в родном колхозе имени Калинина. Работал на совесть, чтобы не стыдно было ни перед сельчанами, ни перед самим собой, ни перед самым святым - перед Русским полем.
И труд Степана Давыдовича государство по достоинству оценило. Он был награждён орденом Трудовой Славы 3 степени и Трудового Красного Знамени, и на Доске Почёта, районной и колхозной, неоднократно он был в числе лучших хлеборобов района.
Всё хорошо у Степана Давыдовича. Все его любят, уважают. Если кому-то что-то надо, бегут к Степану Давыдовичу. Помоги? Он с удовольствием сядет на свой маленький тракторок, только слышно запыхтел, поехал. Значит, согласился помочь Степан Давыдович. А я часто слышу, как он заводит свой тракторок.
На старости лет, что нужно человеку? Чтобы внуки, дети были здоровыми, чтобы радовали своими успехами. Но не долго радовался Степан Давыдович, случилось горе, сын погиб. Очень это горе повлияло на здоровье: почернело лицо, взгляд стал мрачным, сердце стало шалить. Только смотрит на фотографию своего сына. Говорит Степан Давыдович: “Я в своей жизни увидел всё: страх, боль, радость, разочарование. Всё сделал: воспитал детей, дождался внуков, помог каждому. А мой сын.… Не всё успел сделать”. И когда я взглянул ему в глаза, то увидел пустоту. Нет тех радостных глаз, одна печаль. Но держится Степан Давыдович, решил за сына все дела до конца довести: воспитать внуков, дать им достойное образование.
Учитель: В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб на той безжалостной, суровой войне, о тех, кто живёт рядом с нами.
Чтец:
Всё помнится, ничто не забыто,
Всё помнится, никто не забыт,
И днём и ночью в чаще из гранита
Святое пламя трепетно горит.
Учитель: Если эта беседа заставила кого-то задуматься о смысле жизни, о людях, которые окружают, любят и берегут нас, значит, не напрасно прошло время. Так радуйтесь солнцу, любите жизнь и творите добро.
Чтец:
Войны не хотим мы нигде, никогда,
Пусть мир будет в мире везде и всегда.
Да будет светлой жизнь детей!
Как светел мир в глазах открытых!
О, не разрушь и не убей -
Земле достаточно убитых!