Проект "Разведка осенних примет"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

- формирование умения видеть в окружающем прекрасное, воспитывать экологическую грамотность учащихся;

- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, делать выводы;

- учить распознавать осень по признакам;

- помочь запомнить осенние изменения в природе, жизни людей;

- учить различать фрукты и овощи, узнавать деревья по форме листьев;

- знакомить с наблюдением за погодой;

- формировать навыки самостоятельной исследовательской деятельности;

- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Типа проекта: исследовательско-творческий: дети экспериментируют, исследуют, а затем результаты оформляют в виде презентации, буклетов, журналов, газет, рисунков.

Продолжительность проекта: 2 месяца (сентябрь–октябрь)

Предметные области, затронутые проектом:

Окружающий мир, литературное чтение, русский язык, технология, изобразительное искусство, музыка, математика. В ходе проекта прошло 4 сдвоенных проектных урока окружающего мира и литературного чтения, внеурочные конкурсы стихов и рисунков, 2 экскурсии в городской парк, одна экскурсия в национальный парк города Хвалынска, 2 урока русского языка были посвящены написанию сочинений на тему “Золотая осень”, коллективное посещение библиотеки.

Ресурсы:

Оборудование: интерактивная доска, иллюстрации с осенними пейзажами, натюрмортами, учебно-познавательные фильмы, научно-познавательные и художественные книги об осенних явлениях, диски, компьютер, музыкальные инструменты, цветная бумага, альбомные листы, гуашь, ткань, иглы, нитки, ножницы, кисти, клей.

К проекту привлекались: родители учащихся, библиотекарь – Герасимова А.И., Пинчук Н.А. – учитель музыки, Ивакина Л.В. – учитель изобразительного искусства и технологии.

Система оценивания: конкурсы и выставки, обсуждения и представления творческих работ, которые были представлены в виде журналов, буклетов, презентаций, газет.

Итог: проведение праздника за накрытым праздничным столом с фруктами и осенними букетами, была организована выставка творческих работ учащихся.

Результат: в ходе проекта у детей сложился чёткий образ осени, как времени года, узнали приметы осени, народные приметы, выучили названия осенних месяцев; поговорки; у детей активизировалась познавательная активность, интерес к природе, желание охранять природу и наблюдать за её изменениями; оформили первые дневники наблюдения; создали свои первые творческие работы; существенно пополнили словарный запас.

Аннотация.

Проект разработали с целью воспитания экологической грамотности учащихся, развития их наблюдательности, формирования навыков самостоятельной исследовательской деятельности. Он был реализован с учащимися вторых классов в форме игры - разведки, в которой присутствовали команды, карта, маршрут, донесения. Команды формировали всем классом. Разделились на 5 отрядов, которые выбрали капитанов и командира.

Каждый отряд придумал название, эмблему, девиз и получил задание с “Заячьей поляны”. Затем каждая из 5 групп при изучении литературы и на экскурсиях работала строго по своему заданию, набирая материал для отчёта.

(Собранный учащимися материал редактировался учителем и группой родителей)

Библиотекарь познакомила ребят с книгами, в которых рассказывается об осенних изменениях в природе. На протяжении двух месяцев читали стихи, и рассказы об осени, рассказывали о прочитанном. Провели конкурс чтецов в классе и по параллелям, конкурс загадок , рисунков и фотографий на тему осени.

На уроках и во внеурочное время детям предлагались научно познавательные передачи, фильмы. На русского языка мы с детьми завели “словарик”, который пополнялся словами на тему осени, ребята подбирали слова в тетради, находили в художественных произведениях эпитеты, сравнения, составляли предложения, сочиняли рассказы и сказки про осень, писали сочинения на тему осени.

Познакомились с народными названиями осенних месяцев: сентябрь – ревун, хмурень; октябрь – листопад, позимник, грязник; ноябрь – листогной, полузимник, грудень. Подбирали поговорки и пословицы к каждому осеннему месяцу. Ходили на экскурсии в осенний парк и совершили поездку в Хвалынский заповедник. Собирали букеты и гербарии осенних листьев. Каждый класс ежедневно вёл дневники наблюдений за погодой, Подсчитали количество ясных, пасмурных и облачных дней.

На уроках музыки разучивали песни, слушали музыку, передавали осенние звуки с помощью различных музыкальных инструментов.

Много тем посвящённых осени прошло через уроки изобразительного искусства, технологии. Делали аппликации из осенних листьев, рисовали осенние деревья, создали работы для выставки поделок из природного материала “Природа и фантазия” .Учащиеся приняли участие в акции “Тёплые руки” (На уроках технологии были изготовлены подушечки для иголок в форме листочка).Каждая группа приняла участие в конкурсе на лучшую кормушку для птиц. (В ноябре состоялось открытие столовой для птиц во дворе лицея).

Работы учащихся были представлены в форме творческих отчётов.

1. Как изменения в неживой природе повлияли на жизнь растений? Презентация

2. Какие изменения произошли в жизни насекомых и птиц осенью? Буклет

3. Как лесные жители осенью готовятся к зимним холодам? Журнал

4. Зависит ли труд людей в городе и в сельской местности от времени года? Брошюра с полезными советами

5. Возможно ли, использование народных примет для прогнозирования погоды? Газета

Создали книгу осени: рассказы, загадки, иллюстрации, созданные детьми с помощью родителей. Провели “Праздник осени”: каждая группа подготовила песни, стихи, танцы, сценки. Отметили самых активных участников проекта.

Для направления деятельности учеников была разработана памятка.

  • Подумай, на какие вопросы по теме исследования ты можешь найти ответы.
  • Определи, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
  • Найди источники информации и ответы в них на свои вопросы.
  • Сделай выводы.
  • Оформи результаты своей работы.
  • Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.

Участники проекта (учащиеся 2 “А” класса):

Группа 1 “Листопад”

Девиз:

Опадают с деревьев желтые монетки
Посмотрите все на нас, мы – умные детки.

Задание.

1. Как изменения в неживой природе повлияли на жизнь растений? ( во время путешествия по осеннему лесу учащиеся исследуют явления природы и их влияние на жизнь растений)

Группа 2 “Пчелки”

Девиз:

Мы весь день жужжим, жужжим
Жить без дела не хотим.

Задание.

2. Какие изменения произошли в жизни насекомых и птиц осенью? (учащиеся узнают о изменениях в жизни насекомых и птиц осенью)

Группа 3 “Белочки”

Девиз:

Белочки прыгают с ветки на ветку,
А мы также ловко ходим в разведку

Задание.

3. Как лесные жители осенью готовятся к зимним холодам? (в своем исследовании учащиеся рассказывают о подготовке диких животных к зиме)

Группа 4 “Урожай”

Девиз:

Осенью долго не зевай,
Убирай в закрома урожай!

Задание.

4. Зависит ли труд людей в городе и на селе от времени года? ( учащиеся сравнивают труд городских и сельских жителей)

Группа 5 “Друзья природы”

Девиз:

Мы – друзья природы, любим речку, лес и парк.
Пронесем мы через годы нашу дружбу и азарт!

Задание.

5. Возможно ли, использование народных примет для прогнозирования погоды? (учащиеся проверяют соответствие народных примет состоянию погоды)

 

Этапы проведения проекта:

Этап Содержание этапа Сроки проведения
Подготовительный Подготовительный этап состоит из двух частей:

разработка плана проекта и подготовка к осуществлению его основного практического дела (в данном случае – путешествие в природу с целью разведки осенних примет).

 
1 этап. Мотивационный. Идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности, делятся на группы. Группы были созданы с учётом того, чтобы в каждой был лидер, художник, ученик, способный сделать презентацию. Цель – дети должны учиться выстраивать свои отношения в коллективе.

Постановка цели:

“Как узнать: наступила ли осень?” - этот вопрос ставится в письме, принесенном почтальоном из пригородного леса с “Заячьей поляны”, где учащиеся каждой команды получают задание. Затем следует “Старт”, представляющий собой конкурсную программу, где участвует каждый разведотряд.

 
Старт–праздник 15 сентября
Портрет Осени – конкурс рисунков (домашнее задание) 16–23 сентября
По страницам книг и журналов – чтение и сбор материала

В этом этапе обговариваем, где будем искать информацию. Поскольку мы составляем альбом-путеводитель по городу, то мы решили искать материал в городских библиотеках, музеях, городском архиве и, конечно, в Интернете; составили план действий. Поделились на группы и каждой группе достались конкретные городские объекты. Стали собирать информацию.

16–30 сентября
2 этап. Планирующе-подготовительный. Здесь идёт реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.

Разведка на местности – путешествие по намеченному маршруту (2 экскурсии)

24 сентября,

10 октября

“Разведка на местности” - разработан наиболее подробно: указаны объекты окружающей природной и социальной среды, которые выбраны для наблюдения. По окончании разведки на местности дети оформляют свои “Донесения” в форме презентации, буклета, газет с рисунками и рассказами об увиденном на маршруте. Каждый разведотряд готовит свое сообщение.  
3 этап. Информационно-операционный Обработка и оформление материала, выполнение творческих работ Обсуждение предложений в группах, выполнение групповой работы. Учитель контролирует деятельность каждой группы, направляет работу в нужное русло, помогает решать спорные вопросы. 11–19 октября
4 этап. Рефлексивно-оценочный Финиш–праздник (подведение итогов, тестирование, выставка детских работ, показ презентаций) 20 октября
При подведении итогов обсуждается не только тема проекта, но и то, как действовали разведчики: какой отряд оказался самым дружным, кто собрал больше всего народных примет, что возможно, получилось не так как задумали, что надо учесть, если еще раз придется отправиться в разведку, проверяются знания детей в форме теста.

Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний.

 

Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Метод проекта актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Работая над данным проектом, учащиеся познакомились с разнообразием окружающего мира, получили представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учились самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; у них формировалась ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.

Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности. В целом же работа над проектами на начальном этапе обучения позволяет ребятам прийти в среднюю школу подготовленными к более серьезной работе над долгосрочными проектами.