Цель урока: сформировать представление о реке и ее частях, речной системе. Определять местоположение крупнейших рек Земли. Находить водоразделы рек.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, физическая карта мира, атласы.
ХОД УРОКА
(Класс делится на 4 группы)
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Сегодня мы приступим к изучению новой темы, но прежде повторим домашнее задание по теме: Озера и подземные воды. Вы получите карточки с заданиями, которые должны выполнить в течение 3 минут и защититься. (Приложение)
III. Изучение нового материала.
А теперь прошу внимания на экран! (Презентация). (На экране видео: “река Обь”)
(Учитель читает стихотворение)
Ты течешь, как море, широка
И нетороплива и строга,
И как будто 2 материка,
Друг на друга смотрят берега.
И опять весло, держа в руке
Я встречаю над тобой рассвет,
И чешуйка рыбья на песке
Мне дороже золотых монет. Р. Ругин
- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
- Правильно реки, откройте тетради, запишите дату и тему урока: РЕКИ. РЕЧНАЯ СИСТЕМА, БАССЕЙН, ВОДОРАЗДЕЛ.
Цели:
- Как вы считаете, какова цель урока? Что мы должны знать и уметь?
- Правильно, мы должны знать, что такое река и ее части и уметь показывать ее на карте.
- Ребята, что вы знаете о реках?
- Чем на ваш взгляд реки отличаются от озер? На интерактивной доске: таблица (учитель записывает отличие рек и озер).
Река |
Озеро |
Течение |
– |
Есть начало и конец |
– |
Русло |
Котловина |
И другие…
- А теперь попробуйте ДАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЮ РЕКА.
Давайте запишем правильное определение
Река - это водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле (запишите).
- Давайте познакомимся с основными частями реки.
Ее основными частями являются исток и устье.
- А вы знаете, что такое исток и устье?
- А ТЕПЕРЬ, ДАВАЙТЕ ПОСМОТРИМ НА ЭКРАН:
Река течет по уклону земной поверхности: ее начало всегда расположено выше, чем окончание.
Исток - это начало реки.
Устье - место впадения реки в океан, море, озеро, реку.
Вода движется от истока к устью, значит, как мы должны правильно показывать реки?
- От истока к устью.
Чем ближе к устью, тем река становиться шире.
- СЕЙЧАС МЫ ПРОВЕРИМ, УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ ПОКАЗЫВАТЬ РЕКИ НА КАРТЕ, НО ДЛЯ ЭТОГО НЕОБХОДИМО правильно НАХОДИТЬ НА КАРТЕ ИСТОК И УСТЬЕ.
Задание: ПОЛЬЗУЯСЬ АТЛАСОМ, ОПРЕДЕЛИТЕ ИСТОКИ И УСТЬЯ РЕК
1 группа находит исток и устье реки НИЛ
2 группа - находит исток и устье реки ОБЬ
3 группа - находит исток и устье реки АМАЗОНКА
4 группа - находит исток и устье реки ГАНГ
Приступаем к выполнению задания
После выполнения представители каждой группы по очереди выходят к доске и показывают истоки и устья на физической карте мира.
- Ребята, вы заметили, что истоки рек бывают разные:
Например, река Волга берет начало на Валдайской возвышенности из родника, где выходят подземные воды, Обь образуется при слиянии двух рек Бии и Катуни, Терек берет начало на ледниках Кавказа, и т.д.
- А вот одна из красивейших рек России - Ангара вытекает из озера Байкал и впадает в реку.
- А как же называется река, впадающая в другую реку? Приток
Ребята, давайте послушаем легенду о реке Ангаре, (учащийся) подготовил для нас очень интересную информацию, послушайте внимательно. (Заранее подготовленный учащийся рассказывает легенду)
Легенда о реке Ангаре и озере Байкал
Существует легенда, будто в давние времена там, где нынче плещутся воды Байкала и начинает свой бег река Ангара, жил суровый богатырь по имени Байкал с дочерью Ангарой, краше которой не было на свете.
Было у Байкала 336 сыновей. День и ночь заставлял он их трудиться. Они топили снега и ледники и гнали хрустальную воду из гор в огромную котловину.
То, что они добывали тяжким трудом, проматывала сестра Ангара. Она растрачивала богатства на наряды и разные прихоти.
Однажды прослышала Ангара о жившем за горами юном богатыре Енисее, о его красоте и силе и полюбила его. Но суровый старик прочил ей иную судьбу, решив выдать замуж за старого богатого Иркута. Еще строже стал он стеречь дочь, спрятал ее в хрустальный дворец на дне Подводного царства. Тосковала и плакала Ангара в подводной темнице, просила богов помочь.
Сжалились боги над пленницей, приказали ручьям и рекам размыть стены хрустального дворца, освободить Ангару. Вырвалась девушка на волю и бросилась бежать.
Проснулся от шума Байкал, рассердился, побежал за ней. Но где ему, старому, угнаться за молодой дочкой. Тогда старик схватил каменную глыбу и метнул в беглянку, но не попал. Так и осталась с тех пор лежать эта глыба в месте выхода реки из озера, и зовут ее люди Шаманским Камнем.
Прибежала Ангара к Енисею, обняла его, и потекли они вместе к Студеному морю.
- Какой вывод можно сделать из этой легенды?
Я: Легенда переплетается с былью. 336 сыновей Байкала – это притоки озера, большие и малые реки. Вытекает же из озера река Ангара – могучая, полноводная артерия. Это про нее говорят буряты: “Разоряет дочка старика Байкала! ”
А теперь найдите р. Ангару на карте. Притоком, какой реки она является? (Енисей)
Физминутка.
Разминка называется: “Реки бывают разные”: (ребята показывают руками)
Реки бывают разные
Горные и равнинные
Узкие и широкие
Извилистые и прямые
Длинные и короткие
Бурные и спокойные.
- Ребята, а вы знаете, КАК ОПРЕДЕЛИТЬ КАКОЙ ПРИТОК ЯВЛЯЕТСЯ ПРАВЫМ, А КАКОЙ ЛЕВЫМ.
- Нужно определять по направлению течения “лицом к устью”, если река впадает справа, это правый приток, а если слева - левый.
Задание: Пользуясь атласом, найдите по одному левому и правому притоку следующих рек.
1 группа - ЛЕНА
2 группа - КОНГО
3 группа - МИССИСИПИ
4 группа - АМУР
На доске таблица:
|
|
|
Лена | Алдан | Вилюй |
Конго | Убанги | Лулонга |
Миссисипи | Арканзас | Огайо |
Амур | Уссури | Шилка |
- Выйдите 2 человека из группы, один из вас покажет притоки у карты, другой - подпишет у доски, а остальные записывают в тетрадь.
- Как на ваш взгляд можно назвать главную реку и ее притоки?
- Река, со всеми ее притоками называется РЕЧНОЙ СИСТЕМОЙ (запишите).
- Притоки собирают воду в главную реку.
-Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку, называется бассейном этой реки. Свой бассейн имеет каждая река, даже маленькая. Самый большой бассейн в мире у реки Амазонки (7 млн. кв. км) - лишь немного уступает площади Австралии.
- А что же такое водораздел? Как вы считаете?
- Граница, разделяющая соседние бассейны называется водоразделом.
Ребята, посмотрите на следующий рисунок: здесь показаны 4 реки.
Задание: Нарисовать границы бассейнов этих рек (одного ученика вызвать к доске).
IV. Закрепление
Напишите в тетради, что обозначено под цифрами 1, 2, 3, 4, 5.
Как на карте нужно показывать реки?
Что такое речная система?
Итог урока:
Что мы должны были узнать сегодня на уроке?
Мы это узнали?
Чему мы должны были научиться? (Работа с картой)
Что нового узнали?
Домашнее задание: параграф 32,на контурной карте обозначить крупнейшие реки мира. Вручаю вам буклеты, в них указаны задания, которые вы выполните в тетради. Также в них есть основные понятия, информация о крупнейших реках мира. Музыкальное приложение