Цель урока: познакомить учащихся со старинной русской народной вышивкой в двух аспектах: историческом и художественном.
Задачи:
1) сформировать понятие об орнаменте;
2) обучать импровизации при решении творческой
задачи, используя различные материалы;
З) создать условия для развития эстетического и
художественного вкуса, творческой активности и
мышления у обучающихся;
4) воспитывать умение работать в малом коллективе
(парах);
5) способствовать формированию любви к
национальному искусству, к различным видам
творчества: вышивке, литературному и
музыкальному фольклору.
Инструменты и материалы:
для учителя: изделия с вышивкой народных
мастеров, образцы орнаментов; музыкальный ряд:
русские народные песни;
для учащихся: заготовка для фона из белой бумаги,
клей, ножницы, квадраты из красной бумаги
размером 1х 1 см для мозаики.
Ход урока
1. Организационный момент
-Эта лучше всех палат! Здесь лежит несметный клад. Не для злючек-белоручек, а для бабушкиных внучек! Запирайте нас на ключик в этом сказочном ларце! У бабуси во дворце! Ей подарим в день рожденья: кружевной воротничок, с петухами рушничок!
-Сегодня на уроке мы будем создавать
эскиз орнамента русского народного костюма.
-Как понимаете слово эскиз?
II. Актуализация знаний учащихся
- Беседа о вышивке
- Исполнение русской народной песенки
- Девочки! Вы обращали внимание на то, как живописен русский национальный костюм? Это потому, что в его украшении чаще всего применялась вышивка.
Вышивка - один из распространенных видов народного творчества. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей известно с давних времен. Русскую женщину эта сложная, но увлекательная работа сопровождала всю жизнь. С раннего детства девочки учились вышивать. Это занятие было традиционным для русской женщины, как в бедной, так и в богатой семье. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданное: свадебный наряд, выходную одежду, постельное белье, скатерти, полотенца и многое другое. Все женщины вышиванием заполняли своё свободное время. Такая работа считалась самой подходящей для женщины. Любовное, ласковое и очень уважительное отношение народа к труду вышивальщицы отразилось в стихах и песнях.
Ученица исполняет русскую народную песенку в национальном костюме.
На горе-то стоит елочка.
Под горой стоит светёлочка.
Во высоком новом тереме,
Во столовой новой горенке,
На дубовой новой лавочке
Всё сидела красна девица.
Во левой руке держала пяличко.
Во правой руке - иголочку.
Она шила, красна девица,
По атласной алой ленточке;
Шила девица приданое
Что приданое немалое.
III. Объяснение нового материала
- Формы и мотивы русских вышивок
Все предметы, входившие в приданое, были ярки и
декоративны, и основную роль в этом чаще всего
играла вышивка. Наибольшей яркостью всегда
отличалась праздничная одежда молодых женщин. Их
рубахи, передники, сарафаны так и полыхали
тканым, вышитым и набивным узорами. Украшение
костюма - не пустая забава. Это были словно
передающиеся из поколения в поколение заветные
письмена, которые можно читать, как книгу. Глядя
на вышивку одежды можно было рассказать о судьбе
женщины:
сколько ей лет, замужем ли она, сколько детей,
как у неё со здоровьем, что-то просит ли она от
богов или она только благодарит их.
- Вот, например, этот костюм носили женщины
Орловской области. А костюм женщин других
областей уже имел свои особенности. Так как...
(Каждый элемент орнамента имел свое значение и
смысл).
2. Культовое значение элементов орнамента
Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл.
Образцы элементов орнамента
Берегиня - хранительница духа рода, посредник между богом и человеком, обереги, дороги жизни, дом, хозяйство, усадьба, плодородие, солнце, вода, Великое божество, конь - мужское начало, гонец солнца, птица пава - женский образ, дерево жизни.
- Давайте и мы попробуем прочитать орнамент на русском костюме.
- сарафан замужней женщины: квадраты – засеянное поле, сколько птичек - столько и дочек. Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое назначение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды. У русских вышивальщиц всегда существовали любимые мотивы и композиции. Чаще всего это геометрические орнаменты.
-Какие геометрические фигуры вы можете назвать, которые входят в орнаменты?
-Из этих же элементов состоят фигуры людей, зверей и птиц, изображения растений.
-Что мастерицы использовали для выполнения
вышивки?
-Вышивки выполнялись различными нитками:
льняными, шерстяными, шелковыми, реже -
металлическими. Иногда вышивку дополняли
блестками, бисером, жемчугом, который часто
встречался в реках России. Жемчугом и бисером
расшивали нарядные ленты, которые надевали
на голову. Обычно такой дорогой убор передавался
в семье по наследству.
- А как вы думаете, используют ли современные
художники наследие прошлого в своем творчестве?
-Современные художники широко используют богатое наследие прошлого: рисунки, узоры, способы вышивания. Кроме того, они разрабатывают новые композиции, новые мотивы, прочно связанные с русским народным орнаментом. - И у нас в гимназии есть творческое объединение “Рукодельница”. Из нашего класса некоторые девочки занимаются в этом объединении и с удовольствием вышивают и работают бисером.
3. Понятие об орнаменте - Вот и мы сейчас будем разрабатывать свой орнамент для вышивки под впечатлением народных узоров на одежде. Вспомним, что такое орнамент. На уроке риторики мы с вами создавали небольшой толковый словарь, и одно из слов было слово орнамент. Что же такое орнамент. Орнамент - (от латинского - украшение) - узор, в котором сочетаются и повторяются геометрические или растительные элементы.
VI. Практическая работа
1. Вводный инструктаж
- Орнамент будем выполнять в технике мозаики, составляя его из одинаковых маленьких кусочков бумаги.
-Создаем орнамент в полосе, а также можно узор, изображающий древо жизни, коня и птиц, берегиню, обереги с народной вышивки. Готовый узор прикрепляем к фону с помощью клея.
-Работаем парами. Работу начинаем с замысла. Совместно выкладываем узор, слушаем русские народные песни.
2. Текущий инструктаж
Проводится индивидуальная работа с каждой группой, уточняется композиционный замысел.
VII. Заключительный инструктаж
Окончание работы. Выставка и обсуждение работ
- Мы побывали в гостях у вышивальщиц древней Руси, узнали много интересного.
-А сейчас посмотрим на свои работы и обсудим их.
-Как вам работалось?
-Получили ли вы удовольствие от работы?
-В нашем классе от орнаментов и узоров у всех становится теплее и радостнее на сердце. А на следующих уроках рисования мы продолжим знакомство с видами русского народного творчества.
VIII. Итоги урока
Выставление и аргументация оценок.
IX.Домашнее задание
Нарисовать фартук для своей бабушки, используя знания, полученные на уроке.
Список литературы
- Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе. Система преподавания уроков ИЗО в 1-4 классах по программе Б. М. Неменского / Сост. А. Г. Александрова, Н. В. Капустина.- Волгоград: Учитель, 2004.