Внеклассные мероприятия, посвященные юбилею Великой Победы “Вахта памяти”.
Цель – воспитательная, формирование ключевых компетентностей современного человека: социальной, гражданской, нравственной.
Задачи:
Главная цель внеклассных мероприятий, отвечающих потребностям современного общества, может быть охарактеризована в терминах “четырех столпов” движения ЮНЕСКО “Образование для всех”, а именно – учиться:
- жить,
- познавать,
- делать,
- сосуществовать.
Указанные цели предполагают формирование общеинтеллектуальных, а также специфических для различных сфер науки и профессий навыков. Они охватывают разнообразные стороны воспитания, социализации, культуры здорового образа жизни.
- Открытый урок “Мужества”.
Ежегодно с линейки 1 сентября - в День Знаний - начинается Вахта Памяти, посвященная Героям. В этот день учащиеся всех классов возлагают цветы к Памятным знакам Героев Советского Союза - А.Д. Ионову и В.А. Симанчуку.
Приложение 1 Приложение 2В дни Воинской Славы и в День Победы перед Памятными знаками проходят торжественные митинги, дети читают стихи, посвященные Победе и подвигам Героев, чтят их память и возлагают цветы.
Стало традицией школы № 328 проведение “Уроков мужества” во всех классах школы, во время которых учащиеся знакомятся с биографиями Героев, перед школьниками выступают Ветераны Великой Отечественной войны, представители Совета Ветеранов района “Выхино-Жулебино”. Встречи с Ветеранами заканчиваются большими сводными концертами школьной самодеятельности и дружеским чаепитием.
Обращение к отдельным эпизодам истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. особенно важно для формирования самосознания учащихся, поскольку:
- именно в трудные периоды нашей истории проявляются лучшие черты народа, раскрываются возможности единения в многонациональном государстве;
- победа в войне стала результатом мужества, героизма, стойкости, самоотверженности советских людей, которые понимали, что борьба с врагом и победа над ним - единственная возможность сохранить жизнь своим родным и близким, своей Родине;
- решающая роль Советского Союза в разгроме фашистского блока и последовавшие за этим процессы усилили роль нашей страны в мировой истории.
- История государства и история моей семьи (интервью с Ветеранами).
- Мои родные в годы Великой Отечественной войны (учащиеся рассказывают о своих родственниках).
- Виртуальная экскурсия “Как это было…” (Блокадный Ленинград).
- О патриотизме.
Поэтому важнейшая цель таких уроков - воспитательная. Именно на таких занятиях, в первую очередь, реализуется основная задача в рамках достижения поставленной цели - обогатить духовный мир учащихся через обращение к героическому прошлому нашей страны. Ведь история - это, прежде всего, уважение к предкам, проявление души народа, его золотой запас. Это и боль за свою Отчизну в минуты ее страдания, и гордость в минуты великих побед. Тогда не вырастут наши дети “Иванами, не помнящими родства”, а будут любить семью, родной город, Родину. А значит, будут любить свою историю.
Критический опыт пережитого показывает - прошлое нельзя воспринимать в идеальном свете. В жизни наших предков и предшественников было немало негативного, а многострадальную историю не раз перекраивали, вычеркивая и вписывая новые главы, пытались забыть и “вспомнить что-то вновь”. То, что вполне очевидно для людей старшего и среднего поколений, порой непонятно для подрастающего поколения. Поэтому учителю на уроке предстоит соединить имеющиеся у школьников представления о тех событиях с их непосредственным духовным опытом.
Ещё одна традиция школы № 328 - изготовление поздравительных открыток и плакатов на военно-патриотическую тему в честь ветеранов Великой Отечественной. Поздравления вывешиваются у подъездов домов микрорайона школы, где живут Ветераны.
Интервью с Ветераном Великой Отечественной войны, Героем Советского Союза летчиком Петром Ивановичем Седельниковым
9 мая 2010 года отмечается 65-я годовщина Победы советского народа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
В России, пожалуй, нет ни одной семьи, которой, так или иначе, не коснулась Великая Отечественная война. Советский народ заплатил ужасающую по всем меркам цену - 27 миллионов жизней за право жить в мире. В мире, свободном от фашизма, желавшего превратить Европу и весь мир в фабрику смерти один в один похожую на нацистские концлагеря. Память об ужасах тех лет и колоссальных жертвах, которые наш народ заплатил за победу, гордость за тех, кто в тяжелейших условиях одолел фашизм, никогда не сотрется из памяти россиян. Наверное, так оно и должно было быть...
Прошло столько лет, но нам все равно интересно, что происходило в эти четыре кровопролитных года. Мы обязаны это знать, и осталось очень мало времени, чтобы узнать это из первых уст, у очевидцев этой войны - у наших любимых и уважаемых ветеранов!
Вот и сегодня мы, ученики 10 класса школы №328, собрались в теплой дружеской кампании, чтобы послушать захватывающие и в то же время ужасающие истории из биографии Петра Ивановича Седельникова.
Петр Иванович Седельников Герой Советского Союза, летчик-штурмовик, полковник. Родился 27 декабря 1921 года в городе Алексеевск (Свободный) ныне Амурской области в семье рабочего.
-Петр Иванович, расскажите подробнее, как вы стали летчиком и о вашем первом вылете.
- После 10-го класса мы с ребятами решили пойти в Кемеровский авиационный клуб, в истребительный, на курсы скоростных бомбардировщиков, так как считали это серьезным занятием. В 1939 году поступили. Началась война и из-за нее наше пятилетнее обучение сократили до 3-х лет. Мы выпустились в то время, когда началась подготовка к Курской операции. Для первого боевого вылета я знал очень мало. Нам только показывали, да рассказывали. Когда сам полетел, испытал такое ощущение полета, которое ни с чем нельзя сравнить… Но когда перелетаешь линию фронта, когда начинается стрельба, идет работа по цели, тогда уже сосредоточен только на уничтожении цели.
-Были ли какие-нибудь экстремальные события? Вас хоть раз подбивали?
-Первый раз меня сбили на десятом вылете. К тому времени я приобрел некоторый опыт, но все-таки допускал ошибки. Группой мы вылетели на станцию Барвенково. Там было два эшелона с войсками и техникой. На втором заходе я видел, как впереди идущий самолет сбросил бомбы. Буквально, еще два метра и было бы прямое попадание, но бомбы легли между рельсов. “Ну,- думаю,- сейчас я зайду!”
Высоту набрал побольше и пошел прямо на паровоз. И только нажал на кнопку, сбросил бомбу, как мне пробили броню, и мотор сразу забарахлил. Чувствую, вот-вот откажет. Повернул в сторону своей территории и пошел по прямой. Как раз на этой прямой стояли замаскированные немецкие батареи. Я знал об этих батареях, но обойти их не мог, потому что мотор мог в любую минуту остановиться. Они меня сразу же обстреляли, но каким-то чудом удалось проскочить. Линию фронта проходил на высоте 50-60 метров. Все что там было, пушки, пулеметы - все обрушилось на меня. Но с нашей стороны меня тоже заметили и дали ответный огонь, прикрыли. Я перелетел через линию фронта и сразу постарался отойти от нее подальше, чтобы выйти из зоны огня. Тянул еще километров пять, а когда садился - ручку управления зажало, и я не смог полностью выбрать ее на себя. Посадка оказалась неудачной: отвалился вал винта, сломались шасси. Никто не мог поверить, что лётчик остался жив. А у меня были только ссадины на губе и брови. Был весь засыпан землей, облит маслом, только зубы виднелись.
- По Вашим рассказам можно сказать, что вы счастливчик. Были ли еще какие-нибудь случаи, где вы “выходили сухим из воды”?
-Да, есть у меня еще такая история. Один раз мне пришлось сделать вынужденную посадку на подсолнечное поле. Это был мой первый вылет после лазарета (я сломал ногу на одном из вылетов), и, к несчастью, мне достался истребитель с неисправным мотором. Погода в тот день была замечательная. Я вылез из машины, недолго думая сорвал себе подсолнух и пошел к дороге до ближнего селенья. Шел долго, и тут вдруг вижу: на дороге стоят старушки, кричат что-то, машут платками. А когда дошел до них, вообще кинулись обнимать меня и окрестили. После того, как они успокоились, я спросил у них, что случилось, и одна бабушка ответила: “Сынок, дорогой, ты только что прошел через минное поле и жив остался. У нас никто еще живехоньким не возвращался оттуда!”
Даже и такое было!
-Очень захватывающая история! Хочется добавить, что герой, он и есть герой! Да, а расскажите о том, когда и за что Вам было присвоено высокое звание Героя или вручены ордена Славы?
- Если сказать коротко, то звание Героя получил за большой урон противнику. 111 боевых вылетов, при этом было уничтожено много вражеской техники и живой силы. Звание было присвоено 23 февраля 1944 года, когда у меня было 110 вылетов.
- Спасибо Вам большое за выделенное нам время, за то, что вы отстояли наряду с другими военными и летчиками честь России. Надеемся, что такие дружески встречи бут проходить как можно чаще! (Интервью, Богдасарова Кристина 10 “Г”)
Приложение 3Для чего пишутся воспоминания? Чтобы оставить о ком-то добрую или не очень память. Или, наоборот, рассказывая о чьей-то интересной, значимой судьбе, около нее и самому засвидетельствовать о собственном пребывании в этом мире. А может быть, они пишутся для того, чтобы еще раз “побыть рядом” с дорогим тебе человеком, поговорить с ним, повспоминать, пообщаться подышать воздухом былого и ощутить, как он все-таки был хорош. Хорош потому, что именно был, что оставил след в твоей памяти, а значит, и в судьбе. Но иногда воспоминания пишутся, наверное, и для того, чтобы вновь оценить, осознать прошлое и тогда за что-то его поблагодарить, в чем-то перед ним покаяться. А правильнее, видимо, будет считать, что пишем мы их, исходя из всех перечисленных поводов сразу. Ибо вспоминая, мы опять проживаем, переживаем, сопереживаем, мучаемся, страдаем, любим, ненавидим, раздражаемся, сочувствуем... одним словом — живем. Но разве в нашей жизни есть что-то однозначное, раз и навсегда устоявшееся, решенное, неизменное?
Пасечникова Эльмира Хазбулатовна родилась первого ноября 1934 года. С 1979 года Эльмира Хазбулатовна работает учителем начальных классов. Ее детство прошло во времена Великой Отечественной войны. В эти трудные годы ей и ее семье пришлось пережить многое…
Эльмира Хазбулатовна часто рассказывала нам, учителям, эпизодами, свои воспоминания о военном детстве. Ее рассказы всегда были очень эмоциональными поучительными. За все годы ее педагогического стажа она всегда занималась и уделяла огромное внимание патриотическому воспитанию детей. Эльмира Хазбулатовна организует встречи учеников с ветеранами Великой Отечественной войны, проводит классные часы, внеклассные занятия, посвященные теме Великой Отечественной войны, знакомит их с героическими поступками, за что награждали героев правительственными наградами. Вместе с ребятами, по праздникам, Эльмира Хазбулатовна, посещает памятные знаки ветеранов Великой Отечественной войны, возлагают к ним цветы. Ухаживает за памятными знаками героев Великой Отечественной войны А.Д. Ионова на Ташкентской ул., 10, В. А. Семанчука на Ферганской ул., 15, к.1.
Мне очень хотелось, чтобы, Эльмира Хазбулатовна, и нам вместе с учениками наконец-то рассказала о своем детстве в период Великой Отечественной войны.
Приложение 4Мои родные в годы Великой Отечественной войны (Медведев Н. 6 “Б”).
Приложение 5Сценарий праздника, посвященного прорыву блокады города-героя Ленинграда, в годы Великой Отечественной войны.
Приложение 6Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам. (Большая советская энциклопедия, М., 1978г.)
Патриотизм (греч. — соотечественник, — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.
Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.
Приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым чаще всего даёт положительную характеристику.
Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к своей Родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное. По этой причине, одни люди считают себя патриотами, а другие их таковыми не считают. (Материал из Википедии — свободной энциклопедии)
Существуют разные мнения о том, что такое патриотизм. Выдержка из документа “Патриотическое воспитание молодежи Российской федерации” гласит:
Патриотизм - это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества.
Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера. Российскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи; веротерпимость; соборность и законопослушание; общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни; особая любовь к родной природе.
“Патриотизм есть, главным образом, уверенность в том, что данная страна является лучшей в мире, потому что вы в ней родились. Вы никогда не будете жить в спокойном мире, пока не выбьете патриотизм из человеческого рода”- Бернард Шоу.
Патриотизм опирается на строгую иерархию духовных ценностей и осознание духовного самоопределения. "В основе патриотизма, - писал И.А. Ильин, - лежит акт духовного самоопределения. Патриотизм может жить и будет жить лишь в той душе, для которой есть на земле нечто священное, которая живым опытом испытала объективность и безусловное достоинство этого священного - и узнала его в святынях своего народа".
Система ценностей Святой Руси создала все условия для высшего духовного самоопределения, а значит, и зрелого патриотизма русского народа. Опираясь на эту систему ценностей, русский человек осознает свою духовную силу и мощь, здоровье, чувство гордости и удовлетворения от своего образа жизни и мысли. "Ты должен посвятить Отечеству свой век, коль хочешь навсегда быть честный человек" (Д.И. Фонвизин). (Платонов О. Святая Русь: энциклопедический словарь, 2001 г.)