Цели:
Обучающая
Умения распознавать имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог. Определить роль этих частей речи в русском языке и в нашей речи; разбирать предложение по членам предложениям; правильно употреблять разные части речи в предложениях.
Развивающая
Развитие орфографической зоркости, логического мышления, познавательных способностей, самостоятельности, воли.
Воспитательная
Воспитывать культуру поведения, привитие любви к русскому языку; воспитывать чувства прекрасного, прививать любовь к природе, поэзии, к слову, беречь и охранять природу, так как здоровье человека зависит от состояния природы.
Ход урока
- Организационный момент.
- Основная часть.
Ребята! Нам предстоит сегодня много сделать, и чтобы легче работать, давайте прочитаем наш девиз.
Смело иди вперед
Не стой на месте,
Чего не сделает один,
Сделаем вместе!
Откройте тетради, запишите число.
– Какая орфограмма встречается в названии месяца?
- Чистописание.
Прежде чем написать слова в чистописании, давайте сначала их расшифруем.
100ят
- Какие слова здесь зашифрованы.
Стоят, морозный, деньки.
Назовите орфограммы.
- Кто догадался, какая тема нашего урока?
- Какие еще части речи вы знаете?
- Что обозначают имена существительные, имена прилагательные, глаголы?
- Как вы думаете, а можно ли в нашей речи обойтись без какой-либо части речи.
- Вот это мы сегодня и должны будем доказать: нужны ли нам имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги.
2. Словарь
Сейчас мы с вами отправимся в страну “Словарию”.
Задание: Я вам буду читать рассказ, а вы должны будете выписывать только словарные слова в 3 столбика. Как вы думаете, в какие 3 столбика мы запишем эти слова?
Много на Руси интересных и красивых мест. Вот Ясная Поляна. Это родина Л.Н. Толстого. Здесь он родился и провел всю жизнь. Здесь он посадил березовую рощу. Зимой она вся стоит в серебристой одежде. Это любимое место писателя. Он здесь много работал, встречался с ребятами, рассказывал им сказки и поучительные истории, а потом написал для них Азбуку.
- Какие слова вы выписали?
- Прочитайте существительные, прилагательные, глаголы.
- Какие орфограммы встретились в словарных словах?
- Что вы узнали из этого рассказа?
3. Работа над предложением.
Ребята! Из данных слов составьте предложение.
полянам, скользили, на, ребята, по, лыжах, лесным.
Ребята скользили на лыжах по лесным полянам.
- Какая часть речи нам помогла составить предложение так, чтобы оно было понятно и красиво звучало?
- Что такое предлог?
- Что вы знаете о предлогах?
Составьте схему предложения.
ФИЗМИНУТКА.
На болоте две подружки –
Две зеленые лягушки.
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонились
И обратно возвратились.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет!
Ребята, а как вы думаете, зачем нам нужна физминутка? Каково ее значение?
4. Закрепление. Самостоятельная работа. Работа ведется по группам.
А сейчас вы будете исследователями. Вы должны будете доказать нам, нужны ли в нашей речи имена существительные, прилагательные, глаголы.
У вас у всех есть задание. Внимательно прочитайте его и приступайте к его выполнению.
1 Группа
Вставить недостающую часть речи, определить, что это за часть речи, что она обозначает?
- Подумайте можно ли обойтись без этой части речи?
- Сделайте вывод.
Белая ………..
Под моим ……….
Принакрылась ………..
Точно ………….
И стоит ……….
В сонной …………
И горят ………..
В золотом ……….
- Кто написал это стихотворение?
- Какие слова помогли поэту воссоздать образ?
- Найдите сравнительный оборот.
- Какой же можно сделать вывод?
2 Группа
Вставить подходящие по смыслу слова. Определить часть речи. Что она обозначает? Сделать вывод.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
…….ет, ложится.
А под утро поле
Снегом …….о,
Точно пеленою
Всё его ……..о.
- А кто написал это стихотворение?
- А какие еще слова помогли нам представить эту картину?
- Какой же можно сделать вывод?
3 Группа
Найдите имена прилагательные. Что они обозначают? Какова их роль в русском языке и в нашей речи?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
- Кто написал это стихотворение?
- Как называются слова, которые делают нашу речь красивее, выразительнее, богаче?
- Какой же можно сделать вывод?
III. Обобщение
- Мы сегодня на уроке еще раз услышали стихи А.С. Пушкина, С. Есенина, И. Сурикова.
- Какая тема объединяет все эти стихи?
- А какие слова помогли всем этим поэтам передать красоту этого времени года?
- Какой же можно сделать вывод?
Природа никого не оставляла равнодушным ни писателей, ни поэтов, ни художников, ни композиторов. Охранять природу – значит охранять Родину, ее богатства, а значит и самого человека, т.к. человек – это часть природы. И здоровье человека зависит полностью от нас самих, каким воздухом мы дышим, чем питаемся, какую воду пьем. Охраняйте природу, берегите ее, тогда все люди будут здоровы.
IV. Творческое задание
- А сейчас каждый из вас попробует быть писателем и напишет мини- сочинение на тему “Зима”. (3-5 предложений.)
V. Итог урока.
- Какие части речи вы знаете, и чем они отличаются друг от друга?
Д/З упр. № 373. Определить части речи, словарные слова.
См. презентацию.