Подготовка к итоговой аттестации волнует нас всех. Начинать подготовку к итоговой аттестации в 9 и 11 классах поздно. Формы итоговой аттестации меняются от традиционной до ЕГЭ.
Перед любым учителем встает вопрос, как в урочное время организовать подготовку к итоговой аттестации. Использование компьютеров помогает решить эту задачу.
Поставим перед собой цель: использовать возможности информационно – компьютерных средств, при подготовке к итоговой аттестации.
Анализируя варианты итоговой аттестации за последние несколько лет, мы выделили следующие задания:
Все эти задания сводятся к решению квадратных уравнений.
Действительно, квадратные уравнения к 11 классу должны стать таким же инструментом для решения более сложных заданий, как таблица умножения.
В качестве примера использования информационных технологий на уроках математики, мы хотим предложить вашему вниманию урок комплексного применения знаний по теме: «Решение квадратных уравнений».
Поставив цель и мотивировав учащихся, мы переходим к I этапу урока – актуализация опорных знаний!
Мы предлагаем учащимся задание, где необходимо классифицировать квадратные уравнения.
Организовать работу с этим заданием можно по – разному. Какие преимущества дает учащимся использование интерактивной доски:
- Наглядно виден процесс деления уравнений на 2 класса
- Возможность передвигать уравнение по доске может заинтересовать даже самого равнодушного ребенка, а также эмоционально окрашенный фон помогает учащимся закреплять и усваивать материал лучше.
Итак, мы привлекаем внимание плюс вспоминаем, какие уравнения называются полными, какие неполными. (Приложение 2)
Продолжая актуализацию знаний, мы повторяем способы и формулы решения всех видов квадратных уравнений! Эффективно организовать опрос помогает использование компьютерной презентации на smart - board. Мы экономим время на запись формул, и, в то же время, ученики имеют возможность и на слух и зрительно вспомнить основные формулы и способы решения. (Приложение 3)
Слайды 2-4
Следующий этап урока: Применение знаний. Слайд 5
Здесь может быть, много различных типов заданий и видов деятельности, но основная дидактическая задача этого этапа – обеспечить усвоение способов действий на уровне применения знаний в измененной ситуации, то есть задание составлены с соответствии с сегодняшними требованиями для итоговой аттестации.
Предлагаем организовать этот этап в форме групповой работы (Команда А и Команда Б). Чтобы избежать хаоса на этом этапе урока, помочь ребятам организовать свою деятельность, мы вспоминаем правила работы в группе:
- Внимательно выслушайте задание;
- Обсудите мнение каждого, внимательно слушая того, кто говорит;
- Умейте спокойно договориться;
- Примите коллегиальное решение;
- Выберите того, кто будет отвечать;
- Цените время;
- Обсуждение организуйте корректно, не мешая работе других групп.
Далее группам предлагается задание: выполнить восемь заданий на решение квадратных уравнений. Задания сформулированы в формате итоговой аттестации. (Приложение 4)
Внутри каждой группы задания распределяются по желанию учащихся. Проверка осуществляется при помощи интерактивного лото (Приложение 5). Требуется четкое соответствие номера выбранного уравнения с порядком выхода учащегося к интерактивному лото. В случае верного ответа в верхнем поле появляется слово. Если ответ неверен, высвечивается сообщение об ошибке, учащийся может вернуться к группе и обратиться за помощью в исправлении ошибки. Мы предлагаем вам сейчас попробовать.
Работа с лото направлена на создание ситуации успеха.
По окончании работы в группе можно поставить оценки.
Далее переходим к этапу контроля знаний. Организовать этот этап можно, например, с использованием программы T3.
Слайд 6 Приложение 2
Программа T3 позволяет проводить тестирования в различных образовательных областях. В частности, содержит тематические тренинги по темам школьного курса математики. Возможности программы по проверки решений и оказанию индивидуальной поддержки в случае неуспешного решения по каждому типу заданий позволяют эффективно организовать индивидуальную работу учащихся. Однако, формулировки заданий не соответствуют формату итоговой аттестации. Поэтому мы создаем собственные зачетные работы по теме:
Слайд 7
При прохождении зачета учитель имеет возможность просматривать результаты каждого ученика в ходе работы. Таким образом, программа T3 дает возможность самостоятельного проектирования траектории учебной деятельности для ученика, и отслеживать приращение учебных навыков учащихся для учителя.
По результатам прохождения зачета в соответствии со статистикой ошибок учащиеся получают индивидуальное домашнее задание Приложение 1.
Ученик получает на дом столько блоков из предложенного задания, сколько допустил ошибок. Таким образом, программа T3 позволяет эффективно организовать самоанализ ошибок учащимися и подведение итогов урока.